Доминирующее положение на мировом рынке железной руды все более уверенно занимает динамично развивающийся Китай, чему г.лавным образом способствует рост спроса на этот важнейший вид сырья в стране. Об этом свидетельствуют не только статистические данные за период 2004 - 2006 чтг., но и, что более важно, прогнозы на ближайшую перспективу. По оценке американской компании "Goldman Sachs", спрос на импорт железной руды в Китае в 2008 - 2010 г.г. будет расти на 50 - 55 млн. т в г.од.
Отсутствует, однако, ясность относительно того, смогут ли компании - производители руды обеспечить поставку такого количества сырья в указанный период. Эксперты компании "Goldman Sachs" подчеркивают, что недостаточное предложение, с одной стороны, и повышенный спрос - с другой, делают более чем вероятным 30%-ный рост контрактных цен на железную руду уже в 2008 г., причем эти цены могут выйти на еще более высокий уровень, если продолжится рост так называемых спотовых цен, т. е. цен на условиях немедленной отгрузки.
Между тем в последнее время отмечается значительный рост спотовых цен на индийскую железную руду, поставляемую в Китай. Нетрудно предположить, что это окажет существенное влияние на результаты переговоров по ценам при заключении контрактов сроком на г.од. По имеющимся данным, спотовые цены на индийскую руду (63,5% Fe) в июле - августе текущего г.ода составляли примерно 150 долл. за т, сиф порты Китая, в то время как в апреле они были на уровне 100 долл. Однако после ожидаемого повышения контрактных цен в 2008 г. перспективы их дальнейшего роста рассматриваются как более чем скромные, поскольку предполагаемый уровень предложения будет в большей степени приближаться к спросу. Так, в 2009 г. не ожидается роста контрактных цен на железорудную мелочь, а в 2010 г., по мнению аналитиков вышеупомянутой компании, можно ожидать даже небольшого снижения контрактных цен на этот вид сырья вследствие установления определенного равновесия между предложением и спросом.
Тем временем китайские производители в 2007 г. стали активно формировать свои запасы железной руды в ожидании резкого повышения контрактных цен на нее в 2008 г. Растущий спрос Китая на железную руду диктуется потребностями бурно развивающейся сталелитейной промышленности. Согласно даже консервативным оценкам, производство стали в Китае возрастет в текущем г.оду на 17%, в 2008 г. рост замедлится до 12%, а в 2009 г. он составит примерно 8%. Однако существует мнение, что силы, которые привели к столь значительному росту цен на железную руду, все еще действуют; темпы развития Китая остаются высокими, но если они и замедлятся, то на очереди Индия, которая начинает наращивать производство стали.
Представляют интерес существенные различия в прогнозах китайских экспертов (в том числе работающих в г.осучреждениях) и западных аналитиков относительно масштабов повышения контрактных цен на железную руду в 2008 г. Китайские специалисты считают, что оно составит примерно 10% по сравнению с 2007 г., в то время как западные эксперты прогнозируют увеличение цен на 20 - 40% и даже на 50%. Первые, видимо, намеренно занижают ожидаемые темпы роста цен, с тем чтобы в результате добиться приемлемого для них уровня, а также избежать обострения конкуренции на внешних рынках железной руды и стали; прогнозы последних ориентированы прежде всего на извлечение максимально возможной прибыли.
Истина, скорее всего, находится г.де-то посередине. Но, когда западные эксперты предупреждают о резком росте цен в 2008 г., они посылают своим компаниям - производителям стали недвусмысленный сигнал о чрезмерном усилении мощной экспансии китайских компаний, которые уже в 2006 г. уверенно вышли на первое место по экспорту стали на рынки Евросоюза. Большинство аналитиков, однако, единодушно сходятся в том, что мировой рынок железной руды пройдет в 2008 г. поворотный пункт в своем развитии, что, в конечном счете, приведет к определенному сбалансированию спроса и предложения, которое, вероятно, наступит в 2009 г. или несколько позднее.
Следует отметить, что китайских импортеров железной руды весьма беспокоят отмечающиеся в последнее время резкие колебания фрахтовых ставок на морские перевозки этого сырья. Поэтому в ходе состоявшейся недавно в Шанхае конференции по железной руде представители соответствующих корпораций Китая однозначно высказывались за то, чтобы заключалось больше долгосрочных контрактов с тем, чтобы свести к минимуму негативное влияние на бизнес неустойчивого фрахтового рынка.
Китайский импорт железной руды сократился в июне 2007 г. до 29,6 млн. т (самого низкого уровня за г.од), что привело к определенному снижению фрахтовых ставок для морских судов, перевозящих сухие г.рузы. Но когда объемы импорта выросли в июле до 33,6 млн. т, фрахтовые ставки существенно повысились. В последнее время фрахтовые ставки по отгрузкам железной руды из Австралии в Китай составляли более 30 долл./т, а по отгрузкам из Бразилии в Китай - более 60 долл.
Пока только крупнейшие компании, такие как "Baosteel" и "Wuhan Steel", имеют долгосрочные контракты. Это позволяет им не проявлять обеспокоенность в тех случаях, когда фрахтовые ставки резко повышаются. Другие участники рынка намерены следовать их примеру.
Как сообщил Конгрессу Латиноамериканского института чугуна и стали вице-президент "CVRD" В. Райт, мировой импорт железной руды, доставляемой покупателям морским путем, в 2010 г. возрастет до 980 млн. т, причем на Китай придется более половины этого объема. Китай импортировал в 2006 г. 326 млн. т данного сырья, а в 2007 г. - 400 млн. Ожидается, что в 2010 г. на Китай придется 54% мирового спроса на железную руду, при этом ее импорт в страну составит 525 млн. т. Данный прогноз расширения мировой торговли железной рудой полностью согласуется с прогнозом Международного института чугуна и стали, согласно которому производство стали в мире возрастет в 2010 г. до более чем 1,5 млрд. т, при этом значительная часть прироста будет иметь место в развивающихся странах.
В последнее время в деловых кругах, связанных с международной торговлей железной рудой, все чаще обсуждается вопрос о необходимости создания нового механизма согласования контрактных цен на данное сырье. В рамках этих обсуждений представитель "ВНР Billiton" заявил о том, что эта компания изучает возможность учреждения ценового индекса по железной руде с целью формирования "менее конфронтационных" подходов в ходе переговоров о заключении г.одовых контрактов на ее поставку. При этом имеется в виду, что цены г.одовых контрактов могут согласовываться на базе уровней, формируемых с помощью указанного индекса. 'Как отметил один из руководителей компании, такой индекс помог бы покупателям и продавцам выходить на общую точку зрения по контрактным ценам и способствовал бы ускорению и упрощению процесса переговоров по согласованию цен на период до одного г.ода, при этом индекс работал бы одинаково эффективно как при повышенном, так и при пониженном спросе.
Однако многие эксперты, представляющие в основном интересы сталелитейных компаний, выражают немалые сомнения по поводу возможности учреждения ценового индекса по железной руде. При этом они отмечают, что существенные различия в сортах и качестве отдельных видов этого сырья серьезно препятствуют решению данного вопроса. Правда, по их мнению, нельзя исключать возможность учреждения индекса цен по окатышам и агломерату, которые легче поддаются сортировке, хотя, к сожалению, объемы их поставок являются недостаточными, чтобы было выгодно торговать ими, опираясь на индекс.
Вместе с тем производители стали в целом положительно относятся к идее создания индекса по железной руде, поскольку ее реализация позволила бы хеджировать сделки по сырью, на что приходится большая часть издержек, связанных с производством стали.