18 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Положение на мировом рынке железной руды

Версия для печати

Доминирующее положение на мировом рынке железной руды все более уверенно занимает динамично развивающийся Китай, чему г.лавным образом способствует рост спроса на этот важнейший вид сырья в стране. Об этом свидетельствуют не только статистические данные за период 2004 - 2006 чтг., но и, что более важно, прогнозы на ближайшую перспективу. По оценке американской компании "Goldman Sachs", спрос на импорт железной руды в Китае в 2008 - 2010 г.г. будет расти на 50 - 55 млн. т в г.од.

Отсутствует, однако, ясность относительно того, смогут ли компании - производители руды обеспечить поставку такого количества сырья в указанный период. Эксперты компании "Goldman Sachs" подчеркивают, что недостаточное предложение, с одной стороны, и повышенный спрос - с другой, делают более чем вероятным 30%-ный рост контрактных цен на железную руду уже в 2008 г., причем эти цены могут выйти на еще более высокий уровень, если продолжится рост так называемых спотовых цен, т. е. цен на условиях немедленной отгрузки.

Между тем в последнее время отмечается значительный рост спотовых цен на индийскую железную руду, поставляемую в Китай. Нетрудно предположить, что это окажет существенное влияние на результаты переговоров по ценам при заключении контрактов сроком на г.од. По имеющимся данным, спотовые цены на индийскую руду (63,5% Fe) в июле - августе текущего г.ода составляли примерно 150 долл. за т, сиф порты Китая, в то время как в апреле они были на уровне 100 долл. Однако после ожидаемого повышения контрактных цен в 2008 г. перспективы их дальнейшего роста рассматриваются как более чем скромные, поскольку предполагаемый уровень предложения будет в большей степени приближаться к спросу. Так, в 2009 г. не ожидается роста контрактных цен на железорудную мелочь, а в 2010 г., по мнению аналитиков вышеупомянутой компании, можно ожидать даже небольшого снижения контрактных цен на этот вид сырья вследствие установления определенного равновесия между предложением и спросом.

Тем временем китайские производители в 2007 г. стали активно формировать свои запасы железной руды в ожидании резкого повышения контрактных цен на нее в 2008 г. Растущий спрос Китая на железную руду диктуется потребностями бурно развивающейся сталелитейной промышленности. Согласно даже консервативным оценкам, производство стали в Китае возрастет в текущем г.оду на 17%, в 2008 г. рост замедлится до 12%, а в 2009 г. он составит примерно 8%. Однако существует мнение, что силы, которые привели к столь значительному росту цен на железную руду, все еще действуют; темпы развития Китая остаются высокими, но если они и замедлятся, то на очереди Индия, которая начинает наращивать производство стали.

Представляют интерес существенные различия в прогнозах китайских экспертов (в том числе работающих в г.осучреждениях) и западных аналитиков относительно масштабов повышения контрактных цен на железную руду в 2008 г. Китайские специалисты считают, что оно составит примерно 10% по сравнению с 2007 г., в то время как западные эксперты прогнозируют увеличение цен на 20 - 40% и даже на 50%. Первые, видимо, намеренно занижают ожидаемые темпы роста цен, с тем чтобы в результате добиться приемлемого для них уровня, а также избежать обострения конкуренции на внешних рынках железной руды и стали; прогнозы последних ориентированы прежде всего на извлечение максимально возможной прибыли.

Истина, скорее всего, находится г.де-то посередине. Но, когда западные эксперты предупреждают о резком росте цен в 2008 г., они посылают своим компаниям - производителям стали недвусмысленный сигнал о чрезмерном усилении мощной экспансии китайских компаний, которые уже в 2006 г. уверенно вышли на первое место по экспорту стали на рынки Евросоюза. Большинство аналитиков, однако, единодушно сходятся в том, что мировой рынок железной руды пройдет в 2008 г. поворотный пункт в своем развитии, что, в конечном счете, приведет к определенному сбалансированию спроса и предложения, которое, вероятно, наступит в 2009 г. или несколько позднее.

Следует отметить, что китайских импортеров железной руды весьма беспокоят отмечающиеся в последнее время резкие колебания фрахтовых ставок на морские перевозки этого сырья. Поэтому в ходе состоявшейся недавно в Шанхае конференции по железной руде представители соответствующих корпораций Китая однозначно высказывались за то, чтобы заключалось больше долгосрочных контрактов с тем, чтобы свести к минимуму негативное влияние на бизнес неустойчивого фрахтового рынка.

Китайский импорт железной руды сократился в июне 2007 г. до 29,6 млн. т (самого низкого уровня за г.од), что привело к определенному снижению фрахтовых ставок для морских судов, перевозящих сухие г.рузы. Но когда объемы импорта выросли в июле до 33,6 млн. т, фрахтовые ставки существенно повысились. В последнее время фрахтовые ставки по отгрузкам железной руды из Австралии в Китай составляли более 30 долл./т, а по отгрузкам из Бразилии в Китай - более 60 долл.
Пока только крупнейшие компании, такие как "Baosteel" и "Wuhan Steel", имеют долгосрочные контракты. Это позволяет им не проявлять обеспокоенность в тех случаях, когда фрахтовые ставки резко повышаются. Другие участники рынка намерены следовать их примеру.

Как сообщил Конгрессу Латиноамериканского института чугуна и стали вице-президент "CVRD" В. Райт, мировой импорт железной руды, доставляемой покупателям морским путем, в 2010 г. возрастет до 980 млн. т, причем на Китай придется более половины этого объема. Китай импортировал в 2006 г. 326 млн. т данного сырья, а в 2007 г. - 400 млн. Ожидается, что в 2010 г. на Китай придется 54% мирового спроса на железную руду, при этом ее импорт в страну составит 525 млн. т. Данный прогноз расширения мировой торговли железной рудой полностью согласуется с прогнозом Международного института чугуна и стали, согласно которому производство стали в мире возрастет в 2010 г. до более чем 1,5 млрд. т, при этом значительная часть прироста будет иметь место в развивающихся странах.

В последнее время в деловых кругах, связанных с международной торговлей железной рудой, все чаще обсуждается вопрос о необходимости создания нового механизма согласования контрактных цен на данное сырье. В рамках этих обсуждений представитель "ВНР Billiton" заявил о том, что эта компания изучает возможность учреждения ценового индекса по железной руде с целью формирования "менее конфронтационных" подходов в ходе переговоров о заключении г.одовых контрактов на ее поставку. При этом имеется в виду, что цены г.одовых контрактов могут согласовываться на базе уровней, формируемых с помощью указанного индекса. 'Как отметил один из руководителей компании, такой индекс помог бы покупателям и продавцам выходить на общую точку зрения по контрактным ценам и способствовал бы ускорению и упрощению процесса переговоров по согласованию цен на период до одного г.ода, при этом индекс работал бы одинаково эффективно как при повышенном, так и при пониженном спросе.

Однако многие эксперты, представляющие в основном интересы сталелитейных компаний, выражают немалые сомнения по поводу возможности учреждения ценового индекса по железной руде. При этом они отмечают, что существенные различия в сортах и качестве отдельных видов этого сырья серьезно препятствуют решению данного вопроса. Правда, по их мнению, нельзя исключать возможность учреждения индекса цен по окатышам и агломерату, которые легче поддаются сортировке, хотя, к сожалению, объемы их поставок являются недостаточными, чтобы было выгодно торговать ими, опираясь на индекс.

Вместе с тем производители стали в целом положительно относятся к идее создания индекса по железной руде, поскольку ее реализация позволила бы хеджировать сделки по сырью, на что приходится большая часть издержек, связанных с производством стали.



Смотрите также:Все статьи
Все статьи по этой теме
Статьи в формате RSS
Смотрите также по теме:Объявления с доски «Продажа»
Объявления с доски «Покупка»
Объявления с доски «Услуги»

Вход для компаний


Логин:
Пароль: Забыли?

Руководство по работе с порталом


MyMetal