24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости компаний


16.11.2006 | Новости компании

На заседании Правительства Российской Федерации 16 ноября 2006 г. рассматриваются следующие вопросы.

1. О развитии металлургической промышленности

В современных условиях международного разделения труда одной из отраслей специализации России является национальная металлургическая промышленность. Продукция российской металлургии составляет значительную долю в мировом производстве и торговле металлами.

На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступает Китаю, Японии и США), а по экспорту металлопродукции - 2 место в мире (экспорт стального проката в 2005 году составил около 29,5 млн. т). По производству алюминия Россия занимает 2-е место в мире, уступая только Китаю, а по экспорту - первое место; по производству и экспорту никеля - первое место в мире, по производству титана губчатого и титанового проката 2-е, а по поставке титанового проката на мировой рынок - 3-е место в мире.

Основным направлением развития международных экономических отношений в последние годы стала глобализация экономики, которая в полной мере проявилась в металлургической промышленности. Международные хозяйственные связи превратились в инструмент перераспределения ресурсов и повышения эффективности производства в глобальном масштабе.

Это привело к развитию следующих тенденций в мировой металлургии:

усиление роли крупных интегрированных компаний на мировых рынках, многочисленные слияния и поглощения;

обострение конкуренции на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью и распространение применения национальных защитных мер во внешней торговле;

активизация действий компаний по приобретению активов за рубежом, что вызвано стремлением к снижению затрат на производство металлопродукции (при этом наиболее затратные виды производств переносятся в страны, обладающие дешевыми природными и энергетическими ресурсами, рабочей силой, обеспечивающие минимальные налоговые и транспортные издержки), а также к расширению географии сбыта металлопродукции;

усиление влияния Китая и Индии на мировых рынках металлопродукции, что вынуждает, в частности, российских экспортеров металлопродукции сужать свое присутствие на рынках Юго-Восточной Азии.

Таким образом, отечественная металлургия функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей, и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой экономики и металлургии.

Современное состояние металлургического комплекса

В состав металлургического комплекса России входят предприятия по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, в том числе, по производству твердосплавной, углеродной, видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научные, проектные организации и учебные заведения.

Металлургическая промышленность является одной из базовых отраслей экономики страны и вносит существенный вклад в формирование ее макроэкономических показателей. Доля металлургии в ВВП промышленности страны составляет около 5%. Доля комплекса в промышленном производстве России - 16%, в основных фондах промышленности - 11%, в численности - более 9%. Доля в экспорте - около 15% (это - второе место после отраслей ТЭК). Доля металлургического комплекса в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет 9%.

Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует 30% электроэнергии от общего потребления промышленности, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках - 23%.

Темп роста объема металлургического производства составил в 2005 году 102,2% (по отношению к 2004 году).

Индекс производства по видам экономической деятельности за 9 мес. 2006 г. составил по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.:

добыча металлических руд - 703,3%;

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 110,7%.

За 9 мес. 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 года возрос выпуск ряда важнейших видов продукции металлургического комплекса.

Сальдированная прибыль металлургического комплекса в 2005 г. составила 420,5 млрд. руб. (это свыше 15% от общей прибыли по видам экономической деятельности), что выше, чем в 2004 году на 4%.

За 6 мес. 2006 г. прибыль составила:

добыча металлических руд - 32,9 млрд. руб. (67% к уровню 6 мес. 2005 г.);

металлургическое производство - 227,5 млрд. руб. (125,8%). Металлы и изделия из них на протяжении последних лет сохраняют второе место в товарной структуре российского экспорта. Доля этой товарной группы в 2005 году составила 14,5%, снизившись на 3,1 процентных пункта относительно 2004 года, в то время как стоимостной объем экспорта увеличился на 13,2% и превысил 36 млрд. долларов.

За 6 мес. 2006 года стоимостной объем экспорта составил 18,8 млрд. долл. (98,9% к аналогичному периоду 2005 г.).

Уровень рентабельности продаж по видам экономической деятельности на металлургических предприятиях в 2005 году составил в среднем 23,1%, за первые 6 мес. 2006 г. - 25,7%.

Инвестиции по металлургическому комплексу в 2005 году выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом и составили 154,6 млрд. руб. (около 8% от общего объема инвестиций по видам экономической деятельности). За 6 мес. 2006 г. инвестиции в основной капитал в целом по металлургическому комплексу составили 78,7 млрд. руб. (120,1% к уровню 6 мес. 2005 г.), в том числе в черной металлургии - 51,8 млрд. руб. (113,3%), в цветной - 26,9 млрд. руб. (135,8%).

Таким образом, можно выделить положительные тенденции в развитии российской металлургии, укрепившиеся в последние годы:

рост производства (в 2005 году по сравнению с уровнем 2000 года производство основных видов продукции металлургического комплекса выросло: производство готового проката черных металлов увеличилось на 17% и составило 54,7 млн. т, труб стальных - на 34,5% и составило 6,7 млн. т., руды железной товарной - на 9,6% и составило 95,1 млн. т.; алюминия - на 13%5 меди рафинированной - на 13,7%, никеля - на 10,7%);

увеличение прибыли - в 2,1 раза;

рост инвестиций - в 2,8 раза;

рост экспорта металлопродукции в стоимостном выражении - в 2,2 раза;

сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства (в среднем около 23%);

стабильный рост средней заработной платы (около 15% в год);

формирование крупных вертикально - горизонтально интегрированных компаний.

В настоящее время в черной металлургии России сформировалось несколько крупных компаний и корпоративных групп: ОАО "ЕвразХолдинг", ЗАО "Северсталь-групп", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Стальная группа "Мечел", ООО УК "Металлоинвест", ООО "Объединенная металлургическая компания", ОАО "Трубная металлургическая компания" и Группа "ЧТПЗ".

В алюминиевой промышленности России функционируют две крупные вертикально-интегрированные компании - ОАО "Русский Алюминий" и ОАО "СУАЛ-Холдинг", контролирующие около 90% российских рынков глинозема и алюминия. В настоящее время эти компании фактически объединились. В медно-никелевой подотрасли ведущими вертикально-интегрированными структурами являются ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" и ЗАО "Русская медная компания".

Процесс полной консолидации отрасли сейчас уже практически завершен и в течение последних лет компании активно скупали сырьевые (угольные и рудные) и производственные активы в России и за рубежом и выстраивали собственную логистику.

Взятый курс на вертикальную интеграцию - это хороший импульс к повышению конкурентоспособности, поскольку позволяет усилить контроль над издержками и делает компании менее чувствительными к колебаниям рыночной конъюнктуры. Важной особенностью последних лет стали активные действия российских компаний по приобретению производственных активов, причем не только предприятий сырьевой направленности, но и сфер высокого передела за рубежом. Очевидно, что эта тенденция сохранится, поскольку позволяет предприятиям укрепить свои позиции на внешних рынках.

Главной целью развития металлургической промышленности России является преобразование ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, интегрированную в мировую металлургию в рамках международного разделения труда. Для достижения указанной цели в ближайшие годы необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям.

1) Перспективы развития металлургической промышленности


Установление целевых ориентиров развития металлургической промышленности, описание механизмов и сроков достижения сформулированных целей составляют суть промышленной политики.

Так, для решения проблем металлургической промышленности и для ее эффективного развития, разрабатываются и реализуются комплекс инструментов, механизмов и мер.

Основным инструментом является разрабатываемая стратегия развития металлургической промышленности до 2015 года и меры по их реализации. В стратегии определяются основные проблемы и ограничения отраслевого развития, цели и задачи их достижения, формулируются меры и механизмы, основные результаты их реализации.

Таким образом, первоочередной задачей для отечественной металлургии является разработка и утверждение Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2015 года, предусматривающей развитие металлургической промышленности в новых промышленных регионах (Нижнее Приангарье, Приполярный Урал, Забайкалье и др.), увеличение производства металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, устранение инфраструктурных ограничений развития, ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке России предопределяется двумя основными группами факторов: во-первых, макроэкономическими показателями развития экономики в целом, включая объемы промышленного производства и инвестиций в основной капитал, а также индексы роста цен; во-вторых - динамикой производства основных металлоемких отраслей.

Одними из крупнейших потребителей металлов (около 40% внутреннего потребления) являются машиностроение и металлообработка, доля которых в российской промышленности составляет всего 16-17%, в то время как в промышленно развитых странах она достигает 50%.

В последние годы усиливается тенденция роста емкости внутреннего рынка черных и цветных металлов, однако, на сегодняшний момент на внутреннем рынке России потребляется менее 50% готового проката черных металлов, 19% от производимого алюминия, 68,5% меди, 3,9% никеля, 78,6% цинка. В то же время, как положительный следует отметить тот факт, что в структуре внутреннего потребления возрастает доля продукции повышенной готовности: холоднокатаного листового проката, листа и жести с покрытием, труб стальных.

Перспективы роста внутреннего потребления металлов связаны, в основном, с расширением номенклатуры и созданием новых видов продукции в результате проведения металлургическими предприятиями мероприятий по повышению технического и технологического уровня производства, а также с динамичным развитием металлоемких отраслей: машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции.

В связи с этим необходимо осуществить разработку прогноза потребления металлопродукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом Стратегий развития других отраслей экономики, а также прогноза производства и потребления металлургической промышленностью минерально-сырьевых ресурсов.

В настоящее время металлургия России переживает новый этап в решении вопросов по обеспечению строительства газовых и нефтяных магистралей отечественными трубами большого диаметра. Проблема их производства актуальна с позиций экономической, стратегической и финансовой безопасности и независимости России. Трубопроводный транспорт России выполняет важную роль в жизнеобеспечении населения России и в защите ее экономической и национальной безопасности. В этом контексте перед российской металлургической промышленностью стоит ответственная задача своевременного и наиболее полного обеспечения отечественной трубопроводной системы качественной трубной продукцией.

Среди наиболее значимых проектов магистральных трубопроводов следует выделить Североевропейский газопровод (протяженность 900 км -наземная часть и 1200 км - подводная), нефтепровод "Восточная Сибирь -Тихий океан" - крупнейший объект ОАО АК "Транснефть" (протяженность 4200 км) и газопровод "Ямал-Центр" (протяженностью 1074 км).

За последние годы в России созданы мощности по производству современных труб СБД в объеме 4,0 млн.т, в том числе диаметром 1420 мм - 1,5 млн.т, что обеспечивает потребности российского рынка, в том числе ОАО "Газпром", на ближайшие пять лет. Однако производство в России штрипсов для выпуска труб СБД отстает от потребностей трубных предприятий, поэтому в настоящее время по импорту закупается широкий толстолистовой прокат в объеме 0,7-1,0 млн. тонн.

Для устранения указанного дефицита должны быть пущены в эксплуатацию не менее 2-х листовых станов "5000" для изготовления широкоформатных, толстых высокопрочных листов. Данная продукция необходима также для сооружения высотных зданий, крупных мостов, морских платформ, судов, крупных резервуаров и других конструкций и изделий ответственного назначения, включая оборонную технику.

В связи с этим необходимо ежегодно при подготовке и согласовании инвестиционных программ субъектов естественных монополий их координировать с планами развития металлургических предприятий, в том числе по обеспечению потребностей в трубах большого диаметра, в железнодорожных рельсах и колесных парах.

2) Поддержка экспорта металлопродукции и защита отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках

Российские предприятия-экспортеры сталкиваются с серьезными трудностями на внешних рынках металлопродукции. По состоянию на 1 октября 2006 года в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира (ЕС, США, Турция, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Индия, ЮАР и др.).

Так, с июля 2006 года действует антидемпинговая пошлина на бесшовные трубы для ТМК - 36%, для группы ЧТПЗ - 25%. При условии, что экспорт в ЕС данного вида продукции составлял 300 тыс. тонн в год, такая пошлина, по сути, является запретительной и закрывает рынок ЕС по этому виду продукции для российских металлургов.

По цветным металлам в торговле с Евросоюзом действуют следующие пошлины. Во-первых, 6%-ная пошлина на алюминий нелегированный и все сплавы. Во-вторых, 4,5%-ная пошлина на продукцию повышенной готовности (алюминиевый прокат, трубы, профиль, лист и.т.п.) - это с учетом преференций. Однако с введением новых правил, размер пошлины вырастет до 7,5% и это повлечет за собой сокращение российского экспорта алюминиевой продукции повышенной готовности в ЕС на 20-30%.

В связи с этим необходимо регулярно осуществлять работу по пересмотру действующих антидемпинговых и прочих защитных мер в отношении российских производителей со стороны основных стран-импортеров, в том числе проведение переговоров в 2007 году между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали.

Кроме этого, решением данной проблемы будет являться усиление системы мер защиты отечественных производителей на внешних рынках, предусматривающей мониторинг мирового рынка металлопродукции, подготовку единых переговорных позиций Российской Федерации по вопросам доступа на внешние рынки металлопродукции, а также оказание содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности со стороны торговых представительств и посольств в реализации инвестиционных проектов и осуществлении инвестиционной деятельности за рубежом, в антидемпинговых и других аналогичных процессах, инициированных органами расследования зарубежных стран.

Одним из направлений работы по созданию благоприятных условий доступа российских металлопроизводителей на внешние рынки сбыта является обеспечение интересов российского горно-металлургического комплекса в рамках международного сотрудничества.

В настоящее время Минпромэнерго России принимает активное участие в работе диалога по промышленной политике и предпринимательству (между Минпромэнерго России и Генеральным директоратом по промышленности и предпринимательству КЕС), диалога АТЭС по цветным металлам, совещании министров горнодобывающей промышленности и металлургии стран АТЭС. Участие в Диалогах направлено на расширение экономических связей в сфере горнодобывающей и металлургической отраслей промышленности, продвижение российской продукции на мировые рынки, привлечение инвестиций для создания новых производств, увеличение торговых операций с учетом потребностей стран-участниц, расширение обмена информацией и подготовку квалифицированных кадров.

В рамках сотрудничества Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в частности, в работе Комитета ОЭСР по металлургии, предполагается решение вопроса о предоставлении России статуса полноправного члена Комитета, что существенно повысит статус Российской Федерации и создаст благоприятные предпосылки для дальнейшего сотрудничества с ОЭСР.

Одной из мер по поддержке отечественных экспортеров будет являться реализация мер по возмещению из федерального бюджета российским экспортерам металлургической продукции с высокой степенью переработки части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

3) Создание условий для модернизации и повышения конкурентоспособности продукции


Анализируя технологический уровень основного производства на предприятиях металлургического комплекса, необходимо отметить, что около 50% применяемых схем соответствует лучшим зарубежным аналогам. Однако низок уровень применения комбинированных схем обогащения металлургической переработки, высокоинтенсивных схем плавки, совмещения непрерывных схем плавки, литья и прокатки, модульных агрегатов. Это негативно отражается на уровне удельных расходов ресурсов.

Следует отметить, что в экспорте черной металлургии сырье и полуфабрикаты (руда, лом, кокс, чугун, слитки, заготовки, слябы) составляют более 60%, а в экспорте цветной металлургии около 80% приходится на основные первичные металлы, и только 10% на продукцию более высоких переделов (прокат и другие металлоизделия).

Уровень конкурентоспособности металлопродукции в значительной степени характеризуется технологическим уровнем производства, его структурой, и, прежде всего, долей электропечного производства стали. Так, в 2004 г. доля электростали в среднем по миру составляла 33,8%, в США -53,6%, Южной Корее - 44%, Индии - 39%, то в России только 17,6%, в 2005 г. она повысилась до 20,5%. Высокая доля электростали и разливки на МНЛЗ в промышленно-развитых странах создает ряд существенных преимуществ: во-первых, сортамент стали, выплавляемой в электропечах, существенно шире, чем при выплавке в других агрегатах; во-вторых, снижаются издержки производства, расходы материалов, выбросы в окружающую среду; в-третьих, имеется возможность гибкого реагирования на изменение потребности рынка.

В 2000-2004 гг. объем непрерывной разливки стали в мире увеличился на 222,7 млн. т. Наиболее высокими темпами возрастали ее объемы в Китае (149,9 млн. т), Индии (5,1 млн. т) и в Южной Корее (4,2 млн. т). В России объем непрерывной разливки стали увеличился за рассматриваемый период на 6,5 млн. т., но доля непрерывной разливки стали на МНЛЗ в России остается низкой (60,7% в 2004 г. и 66% в 2005 г., а в среднем по миру в 2004 г. 90,4%, в США, Японии и Южной Корее - 97-99%, в Китае - 95,8%).

В расчете на одну тонну готового проката удельный расход основных материальных и топливно-энергетических ресурсов в России значительно выше, чем в промышленно развитых странах: железорудной части шихты - на 25%, кокса - на 40%. Основными причинами являются использование в России более бедного железорудного сырья, неприменение технологии вдувания пылеугольного топлива в доменном производстве, более низкие доли электросталеплавильного производства и непрерывной разливки стали.

Степень износа основных фондов в производстве черных металлов составляет в среднем 48,5%. При этом следует отметить, что по сравнению с уровнем 2000 года этот показатель постоянно снижается, однако темпы обновления основных фондов явно недостаточны. В последние годы в черной металлургии увеличился уровень использования среднегодовой мощности и составил: по добыче железных руд - 92%, производству чугуна - 91%, выплавке стали - 87%, производству готового проката - 86%.

В производстве алюминия (при загрузке мощностей более чем на 98%) использование современного метода электролиза с обожженными анодами составляет всего около 15%, что приводит к повышенному расходу исходного сырья, электроэнергии в расчете на тонну готового металла (на 23% больше, чем на аналогичных предприятиях Западной Европы, США и Канады), значительному объему газовых выбросов.

Степень износа основных фондов в цветной металлургии на конец 2005 года оценивается на уровне 42,5%, при колебаниях от 32% до 70% в зависимости от вида продукции. При этом загрузка мощностей составляет в производстве меди 97%, никеля 87,7%, цинка 78,7%, губчатого титана более 93%. По целому ряду производств требуется незамедлительная модернизация оборудования, включая системы газо- и водоочистки.

Металлургические предприятия в связи с недостаточным качеством выпускаемого отечественного технологического оборудования вынуждены его импортировать. В связи с этим Минпромэнерго России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти проводится постоянная работа по подготовке предложений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России. В целях повышения конкурентоспособности отечественной металлопродукции и снижения негативного воздействия на окружающую среду эту работу необходимо продолжать.

Металлургический комплекс относится к числу наиболее экологически неблагоприятных сфер экономики России (35% промышленных выбросов в атмосферу, 17% сбросов загрязненных сточных вод). Следует однако подчеркнуть, что в рамках практически каждого инвестиционного проекта, реализуемого на предприятиях металлургического комплекса, осуществляются мероприятия по снижению промышленных выбросов и улучшению санитарной обстановки на рабочих местах. Эти меры обеспечили снижение выбросов вредных веществ в атмосферу к 2006 году на 6,4% по сравнению с уровнем 2000 года, сброса загрязненных сточных вод - на 4,5%.

Важное значение в деле улучшения экологии имеет реализация решений Киотского протокола по сокращению выбросов парниковых газов в целях ограничения негативного техногенного влияния на климат. Российская металлургия вполне может соответствовать требованиям Киотского протокола по выбросам в 2012 году, которые не должны превышать уровень 1990 года.

Таким образом, компании могут получить дополнительный источник дохода, в случае продажи своих разрешений покупателям из других регионов мира. До того как это произойдет, должен быть принят Национальный план распределения разрешений и создан механизм купли-продажи таких разрешений. В связи с этим, требуется разработать методику определения выбросов парниковых газов на предприятиях металлургии на основе расхода топлива по видам металлопродукции (расхода углеродсодержащих материалов), провести экспериментальные расчеты объемов выбросов парниковых газов по видам продукции и организовать системный мониторинг (учета и отчетности) по эмиссии парниковых газов по цехам и видам металлопродукции.

Для дальнейшего экологически безопасного развития металлургии необходимо разработать предложения по стимулированию внедрения на предприятиях горно-металлургического комплекса ресурсосберегающих и природоохранных технологий.

4) Создание условий для инновационного развития металлургии


В целях проведения эффективной модернизации производственных мощностей необходимо создать условия для перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития.

В инновационной деятельности предприятий отрасли активное участие принимает ряд институтов, выполняя важнейшие проекты реконструкции и технического перевооружения (внедрение МНЛЗ, электроплавки черных и цветных металлов, электролиза алюминия, меди, цинка, технологии цинкования и алюминирования стального проката и т.д., подготовке технологий и оборудования для выпуска труб большого диаметра - ТБД). Этому способствует высокий и получивший мировое признание уровень научных школ, государственных научных центров (ГНЦ).

В настоящее время в России осталось лишь девять федеральных государственных унитарных предприятий - научно-исследовательских институтов из ранее существовавших 61.

Учитывая, что в России практически все предприятия металлургии находятся в частной собственности, при проведении в жизнь инновационной политики, реконструкции и модернизации производства с целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо обеспечить соблюдение государственных интересов в области ресурсо- и энергосбережения, снижения антропогенной нагрузки на природную среду, стратегического прогнозирования развития отрасли, определения государственной технической и технологической политики в металлургии, разработки проектов соответствующих федеральных или иных государственных программ, концепций и других стратегических документов, определяющих направление развития металлургии.

В связи с этим необходимо проработать вопрос по созданию Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии и подготовить соответствующие предложения в Межведомственную комиссию по научно-инновационной политике.

С целью повышения конкурентоспособности российской металлургии в отрасли должны быть созданы благоприятные условия для реализации инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. К числу таких проектов относится инвестиционный проект "Разработка и промышленное освоение технологии коррозионной защиты элементов металлоконструкций методом химикотермической модификации".

В соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности до 2015 года и Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации необходимо сформировать план приоритетных НИР и НИОКР в горно-металлургическом комплексе.

Кроме того, необходима разработка комплекса мер, направленного на повышение глубины переработки минерально-сырьевых ресурсов для металлургической промышленности, реализация которых будет способствовать повышению степени извлечения полезных компонентов, снижению производственных затрат, снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению конкурентоспособности металлопродукции.

5) Создание условий для привлечения инвестиций


Все ведущие металлургические компании осуществляют обширные инвестиционные программы за счет собственных и заемных средств, направленные на доведение качества продукции до требований мирового рынка, автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов, в смежные производства, а также в развитие сырьевой базы. Тем не менее, условия настоящего времени, особенно в преддверии вступления в ВТО, требуют усиления этого процесса.

Реализация уже начатых программ реструктуризации производств позволит увеличить выпуск конкурентоспособной (в том числе импортозамещающей) продукции с высокой долей добавленной стоимости и с соответствующим повышением уровня потребительских свойств.

На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития на период до 2010-2015 годов. По этим программам и прогнозам уже на период до 2008 года предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Однако, несмотря на рост инвестиций, металлургические предприятия испытывают серьезные трудности, вызванные недостатком средств на создание необходимой инфраструктуры (железнодорожные пути, линии электропередач, автомобильные дороги и др.) для развития новых промышленных регионов. Одним из путей решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства, в том числе использование средств инвестфонда.

Так, в настоящее время Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России.

Первый инвестиционный проект - "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" предусматривает строительство новых предприятий:

алюминиевый завод мощностью 600 тыс.тонн в год, Богучанская ГЭС, целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), завод МДФ, газоперерабатывающий завод, комплексный газохимический комбинат, Горевское металлургическое объединение, Тагарское металлургическое объединение - ГОК, Тагарское металлургическое объединение - меткомбинат, цементный завод.

Реализация проекта напрямую зависит от развития и строительства новых инфраструктурных объектов за счет средств инвестфонда, в том числе: реконструкции автодорог Канск-Кодинск, Седанов-Кодинск, строительство железной дороги Карабула-Ярки, строительство мостового перехода Богучаны-Ярки-Ангарский, реконструкции ЛЭП Седаново-Кодинск, строительства ЛЭП по схеме выдачи мощности Богучанской ГЭС.

Целью второго инвестиционного проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" является строительство в рамках государственно-частного партнерства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения крупных месторождений на юго-востоке Читинской области. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд (Лугоканское, Култуминское, Быстринское и Бугдаинское) и строительство ГОКов осуществляется исключительно за счет средств частного инвестора - ОАО "ГМК "Норильский Никель".

В связи с этим в период 2007-2008 гг. намечается реализация данных крупных инвестиционных проектов в металлургии с применением механизма государственно-частного партнерства, в том числе за счет средств инвестиционного фонда, и необходимо готовить предложения по новым крупным инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.

6) Техническое регулирование в металлургии


В соответствии с Программой разработки специальных технических регламентов, утвержденной Правительством Российской Федерации, предусмотрено в период 2007-2008 годы разработка трех технических регламентов в горно-металлургическом комплексе. В связи с этим необходимо обеспечить разработки специальных технических регламентов, обеспечивающих безопасность продукции и процессов производства в области металлургии, в рамках Программы разработки технических регламентов, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Кроме того, необходимо подготовить предложения в Программу разработки национальных стандартов, гармонизированных с международными и региональными стандартами, обеспечивающих конкурентоспособность российской металлургической промышленности и учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции.

7) Развитие сырьевой базы металлургической промышленности


В связи с резким увеличением себестоимости добычи сырья, в том числе за счет роста тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки и налога на добычу полезных ископаемых, изменились критерии экономической оценки месторождений и показатели эффективности их разработки. Месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья в России имеются, но их запасы в новых экономических условиях хозяйствования не привлекательны для инвесторов.

С целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в горнодобывающую подотрасль металлургии, разработки новых месторождений полезных ископаемых (в первую очередь дефицитных видов минерального сырья), расположенных в районах с неразвитой инфраструктурой и со сложными климатическими условиями необходимо совершенствовать систему налогообложения добычи твердых полезных ископаемых до уровня ведущих горнодобывающих стран мира.

Кроме того сложилась критическая ситуация с геологоразведкой. В результате отрабатываемые и списываемые с баланса запасов объемы руд не покрываются приростом запасов, что ведет к неуклонному снижению рудно-сырьевого потенциала металлургии.

В связи с этим необходимо проведение геологоразведочных работ в соответствии с прогнозом производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов металлургической промышленностью в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья".

Развитие металлургической промышленности напрямую связано с решением вопроса рационального использования лома черных и цветных металлов. Использование лома позволяет существенно экономить энергетические и природные ресурсы и повышать конкурентоспособность металлопродукции. Изменение структуры производства стали за счет строительства электросталеплавильных цехов приведет к резкому росту потребности в металлоломе. Из поставленных в 2005 году на российский рынок 31 млн. тонн черного лома 14 млн. тонн было экспортировано. Рост спроса внутреннего рынка на металлолом требует разработки мер по перераспределению поставок с целью бесперебойного обеспечения российских предприятий ломом и отходами.

Деятельность по заготовке, переработке и реализации лома, как черных, так и цветных металлов сопровождается большим количеством правонарушений, количество которых в 2005 году превысило 50 тысяч случаев. Такое положение требует внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу и разработки дополнительных экономических и организационных мер, направленных на снижение количества правонарушений. Такая работа проводится Минпромэнерго России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации. Подготовлены новые Положения о лицензировании в сфере заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, разрабатываются изменения в правила обращения с ломом и отходами, готовятся предложения по внесению изменений в законодательные акты, проводится анализ ломообразования, ломопотребления и экспорта лома.

Дальнейшую работу в данной сфере деятельности предусматривается осуществлять в следующих направлениях:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, направленное на упорядочение оборота лома черных и цветных металлов и совершенствование контроля в этой сфере деятельности, включая внесение изменений в Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, а также подготовку изменений в соответствующие Федеральные законы;

проведение анализа и оценки объемов образования, заготовки, переработки, реализации лома и отходов черных и цветных металлов и подготовка предложений по обеспечению российских металлургических предприятий данным видом сырья, в том числе по оптимизации таможенных пошлин и определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для вывоза лома и отходов черных металлов.

8) Совершенствование тарифной политики в отношении субъектов естественных монополий

Конкурентоспособность продукции металлургической промышленности во многом предопределяется стоимостью продукции и услуг отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта. Доля затрат на услуги этих монополий в средней стоимости единицы продукции черной металлургии достигает 30-35%, цветной металлургии - 15-20%. Причем в ряде подотраслей, таких как железорудная, алюминиевая, эта доля составляет около 40%.

В целях поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий металлургического комплекса и совершенствования тарифной политики необходимо подготовить предложения по совершенствованию и реализации тарифной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий с учетом ее влияния на экономические показатели деятельности организаций металлургического комплекса и субъектов естественных монополий, включая предложения по унификации железнодорожных тарифов.

При этом тарифная политика на федеральном железнодорожном транспорте должна формироваться с учетом стимулирования железнодорожных перевозок экспортной металлопродукции через Дальневосточные порты.

9) Развитие кадрового потенциала и социальная поддержка высвобождаемых работников


В связи с тем, что более 70% металлургических предприятий являются градообразующими и их реструктуризация и модернизация, направленная на повышение производительности труда, приведет к высвобождению сотрудников, необходимо разработать комплекс мер, направленный на создание новых рабочих мест (это и малый бизнес, и частное предпринимательство), переобучение высвобождаемых работников, предоставление им различных социальных гарантий и льгот.

Кроме того, необходимо с участием объединений работодателей разработать и принять квалификационные (профессиональные) стандарты в металлургической промышленности, а также пересмотреть Единый тарифный квалификационный справочник должностей и рабочих профессий для предприятий металлургического профиля.

Реализация Плана мероприятий даст новый импульс для проведения модернизации металлургической промышленности России, повышения ее экспортного потенциала; позволит обеспечить переход отрасли на инновационный путь развития, и позволит сделать еще один шаг вперед к достижению главной цели развития металлургической промышленности России - преобразования ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, интегрированную в мировую металлургию в рамках международного разделения труда.

2. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.

В соответствии с вносимыми изменениями предлагается возложить на Рослесхоз следующие полномочия:

установление ставок платы за гектар, находящихся в пользовании участков лесного фонда;

выдача разрешений на использование участков лесного фонда для проведения работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ;

предоставление в аренду участков лесного фонда, в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса российской Федерации, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

Указанные предложения соответствуют нормам Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда" и позволят Рослесхозу обеспечить заключение договоров аренды участков лесного фонда, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Введение института аренды участков лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования создает правовые основания для регистрации прав юридических лиц на построенные на землях лесного фонда объекты, необходимые для добычи полезных ископаемых и уплаты соответствующих налогов на имущество.

3. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по тарифам.

Изменения вносятся в Положение о Федеральной службе по тарифам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)", утвердившие новую редакцию Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходной период реформирования электроэнергетики".

Постановлением "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" устанавливается, что Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за деятельность администратора торговой системы.

Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходной период реформирования электроэнергетики (п. 56) устанавливается обязанность ведения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

Кроме того, в связи с принятием новой редакции Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода подпункт 5.3.1.9 Положения о Федеральной службе по тарифам излагается в новой редакции, а подпункты 5.3.1.8 и 5.3.1.14 предлагается исключить. -- INFOLine, ИА (по материалам Правительства РФ)


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Вернуться к новостям



MyMetal