28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости компаний


01.12.2006 | Новости компании

Интервью: Анатолий Седых, председатель Совета директоров ОАО "ОМК".

Крупные инвестиционные проекты ОМК делают эту компанию одним из лидеров не только трубной отрасли, но и российской металлургии в целом. Какие это проекты? Во-первых, производство труб диаметром 1420 мм, запущенное в апреле 2005 года, мощности которого в 2008 году составят 1 млн т. Во-вторых, проект создания собственного литейно-прокатного комплекса, который будет введен в строй в 2007 году. Наконец, проект строительства стана 5000, к осуществлению которого компания приступила в середине 2006 года. Результат эффективных инвестиций компании -- беспрецедентные по масштабам поставки труб для Северо-Европейского газопровода и нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", создание крупнейшего в Европе производства железнодорожных колес. Как и за счет чего удалось добиться столь впечатляющих достижений, в интервью журналу "Металлы Евразии" рассказал председатель Совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолий Седых.

- В секторе труб большого диаметра Россия многие годы находилась в роли догоняющей стороны. Насколько значителен сегодня отрыв от основных конкурентов (Германия, Япония, Италия), и в чем он особенно ощутим? Как бы вы ответили на вопрос Президента РФ, могут ли наши производители выпускать трубы не хуже импортных?

- Если отвечать на вопрос Президента России, то ответ будет такой: "Мы уже сегодня выпускаем трубы не хуже импортных, а в отдельных сегментах и лучше". И это не голословное утверждение. Выксунский завод - единственный поставщик труб для строительства Северо-Европейского газопровода. "Газпрому" завод поставил уже 200 тыс. т труб. Хочу подчеркнуть: "Газпром" впервые за всю историю строительства магистральных газопроводов использует прямошовную трубу диаметром 1420 мм на давление 100 атм. отечественного производства. Это, безусловно, громадное событие. Десятки миллиардов долларов потеряла наша страна, приобретая последние 40 лет трубы в Германии, Италии, Японии.

Тот факт, что по качеству мы ни в чем не уступаем западным производителям, подтверждает и успешное участие ОМК в сахалинских проектах. Преимущество иностранных производителей в том, что они, как правило, имеют собственное производство широкого листа, соответственно, могут быть более гибкими в ценообразовании и на этой основе заключать выгодные долгосрочные контракты на поставки труб большого диаметра.

О других сегментах трубного рынка также можно сказать, что наши трубы на хорошем счету. Например, мы продаем значительные объемы обсадных труб в США, успешно конкурируя с местными производителями и получая прекрасные отзывы от потребителей.

- К сожалению, потеряны были не только миллиарды, но и темпы. Схема поставок "газ в обмен на трубы" тормозила развитие собственного производства, продвигая вперед сначала немецкую металлургию (Mannesmann), затем украинскую (Харцызский трубный завод). Как удалось переломить эту тенденцию? Что представляет собой "фирменный стиль" ОМК в отношениях с "Газпромом" и нефтяными компаниями?

- Мы реализовали проект по строительству линии "ТЭСА-1420" первыми в России именно потому, что не ждали от "Газпрома" гарантий. Решение о строительстве линии было принято после анализа реальной потребности в этой трубе "Газпромом" и другими компаниями, а не на основе чьих-то обещаний. Любой инвестиционный проект несет в себе риски. И мы, принимая решение о строительстве линии 1420, это прекрасно понимали. Теперь-то всем ясно, что в 2003 году ОМК приняла правильное решение о запуске производства прямошовной трубы. А если бы СЕГ и ВСТО были отложены на 2-3 года, то сегодня нашей линии пришлось бы конкурировать в тонкостенном сегменте со спиралешовными и двухшовными трубами. И, я думаю, в целесообразности данного проекта многие бы усомнились.

Что касается предоставления гарантий "Газпромом" по закупкам, то если бы три года назад они были даны, то сегодня, с учетом ценовой конъюнктуры, мы столкнулись бы с большими проблемами.

"Газпром" - не единственный потребитель продукции новой линии. Это и "Транснефть", и "Лукойл", и "Роснефть": А суть нашего "фирменного стиля" в том, что мы производим самые сложные трубы в России. К примеру, в сентябре на Выксунском заводе успешно прошли испытания опытные партии ТБД для подводных трубопроводов, рассчитанных на давление до 250 атмосфер. Вспомните: производство на отечественных предприятиях труб большого диаметра с толщиной стенки до 48 мм еще недавно представлялось делом нереальным.

- Если продолжить тему работы с естественными монополиями, то нельзя не вспомнить о первой совместной программе железнодорожников и металлургов с целью создания продукта более высокого качества - вашем сотрудничестве в производстве колес. Как вы оцениваете результаты этой работы?

- Министерство путей сообщения и ОМК подписали долгосрочное соглашение в 2003 году. В тот момент сложилась парадоксальная ситуация: экономика была на подъеме, промышленный сектор наращивал объемы, а железные дороги с перевозками не справлялись. Этому мешали изношенный вагонный парк и дефицит колес. Железнодорожникам было необходимо в кратчайшие сроки провести модернизацию подвижного состава, чтобы стабилизировать ситуацию.

После переговоров мы взяли на себя обязательство удвоить объемы производства колес, а также совместно разработать новые модели с удвоенным ресурсом. И мы успешно выполняем эти обязательства. В прошлом году Выксунский завод вышел на рекордные объемы производства и сегодня он производит свыше 800 тыс. штук колес в год.

За эти три года специалисты ВМЗ и РЖД разработали колесо, срок службы которого вырос с 6-7 до 12 лет, нагрузка на ось увеличена до 25 -- 30 т. Значительный экономический эффект очевиден и для наших компаний, и для экономики страны. Компания ОАО "РЖД" получила необходимый объем колес для обновления подвижного состава, в том числе новейшие модели с высокими стандартами качества, позволяющие серьезно снизить затраты на транспортировку грузов. А долгосрочный контракт с РЖД на 5 млн колес до 2010 года обеспечил ВМЗ основу для модернизации и наращивания мощностей.

- Участие иностранных компаний в разработке сахалинского шельфа на условиях СРП подвергалось критике, и одним из аргументов служило, что наши поставщики оборудования и металлопродукции не получили преимуществ в рамках этих соглашений:

- Дело в том, что из всех трубных производителей России для поставок на Сахалин был аттестован только Выксунский металлургический завод. Нам пришлось работать в очень жестких условиях, чтобы получить допуск к тендерам. Мы инвестировали немалые средства в технологии и оборудование, в инжиниринговое обеспечение, в обучение персонала, в новые материалы. Для трубопровода по проекту Сахалин-1 свыше 70 % труб были поставлены ВМЗ. В консорциуме с Mitsui мы обеспечили 50 % поставок для строительства нефтепровода по проекту Сахалин-2. Всего на Сахалин заводом было поставлено около 80 тыс. т.

- Объем ваших инвестиций быстро растет, и по этому показателю ОМК может сравниться с крупнейшими металлургическими холдингами. Откуда взялись свободные средства для таких дорогостоящих объектов, как линия по производству труб 1420 мм на ВМЗ, литейно-прокатный комплекс, и для реализации еще более масштабных планов, о которых вы заявили?

- Наши заводы успешно работают. Вся прибыль до настоящего времени направлялась акционерами не на выплаты щедрых дивидендов или выкуп долей стоимостью в миллиарды у других акционеров и не на зарубежные покупки, а в развитие действующих производств. Кроме собственного капитала мы используем и заемные ресурсы. В 2005 году нами был размещен выпуск облигаций ОМК, спрос превысил предложение в 1,8 раза. Под строительство ЛПК привлечен синдицированный кредит западных банков и открыта кредитная линия Сбербанка. Сроки кредитования составляют от 10 до 13 лет. Это беспрецедентный срок для российской промышленности. К настоящему моменту ОМК в полном объеме выполнило обязательство по финансированию своей доли в строительстве ЛПК. А это 40 % от всего бюджета проекта.

Считаю, что у ОМК достаточно возможностей для финансирования новых проектов, в том числе и стана 5000.

- Вы приняли решение увеличить мощности производства ТБД до 2 млн т, а линия производства прямошовных труб диметром 1420 мм будет доведена до объемов около 1 млн т. Как сегодня развивается рынок потребления труб диаметром 1220 -- 1420 мм и каковы его перспективы? Есть ли оценки объемов потребления в ближайшие годы?

- Увеличение мощностей производства ТБД 1420 я считаю своевременным и экономически взвешенным решением. Объем инвестиций в этот проект сравнительно небольшой -- около 40 млн евро. При этом наши мощности фактически удваиваются. Ориентировались мы исключительно на потребности рынка. Два основных потребителя - "Газпром" и "Транснефть" сейчас ведут масштабное строительство. В этом году потребление труб 1220 - 1420 мм составит 1,2 млн т, а в 2007 и 2008 годах, согласно нашим прогнозам, будет закупаться примерно по 1,5 млн т.

- Каким потенциалом располагают другие производители аналогичной продукции и за счет чего вы планируете достичь преимущества в конкурентной борьбе?

- К 2008 году ВМЗ, Ижорский трубный завод и Харцызский трубный завод смогут суммарно выпускать около 1,8 млн т ТБД в одношовном исполнении. Возможно, к ним добавятся 1 млн т после ввода мощностей в ТМК и на предприятиях "Металлоинвеста". Итого 2,8 млн т. Плюс мощности по выпуску двушовных и спиралешовных труб. Потребность же, по нашему мнению, в пиковые периоды не будет превышать 1,8 млн т, а в среднем окажется в пределах 1,2 - 1,4 млн т в год. Будет значительное перепроизводство, и конкуренция обострится. Мы к ней готовы.

- И за счет чего вы планируете в этой конкурентной борьбе побеждать?

- К 2008 году ОМК будет иметь уникальный комплекс по производству ТБД не только по российским меркам. Это будет самый мощный и современный комплекс по производству ТБД в мире. Две новейшие линии пошаговой формовки и одна полностью модернизированная линия UO-формовки. Производительность всего комплекса будет составлять 85 труб в час, что соответствует годовому объему производства в 2 млн т. Наши отечественные конкуренты в высококачественном сортаменте могут делать 16 таких труб в час. Что немаловажно: мы сможем в кратчайшие сроки выполнять заказы любого уровня сложности. У нас очень концентрированное производство: все линии находятся в одном здании и эксплуатируют единую инфраструктуру. Это преимущество позволяет нам иметь наиболее низкую себестоимость трубного передела в России. Кроме того, к моменту запуска проектов других участников рынка, наши инвестиции в комплекс ТБД уже окупятся. Я думаю, конкуренция в трубной отрасли будет еще более жесткой, чем сегодня, я бы даже сказал, жестокой, прежде всего, в области качества и цены.

- Вы первыми среди других металлургических компаний приступили к созданию современного стана 5000. Каковы основные факторы, повлиявшие на принятие столь ответственного решения?

- Мы строим вертикально-интегрированную компанию. И реализация проекта "стан 5000" является логическим решением в рамках нашей стратегии. Производство миллиона тонн ТБД необходимо обеспечить листом, именно поэтому выбрана трубная специализация стана, который и будет построен в Выксе. Собственное производство листа позволит нам гарантировать потребителям высокое качество и кратчайшие сроки изготовления. Второй важный фактор - контроль над издержками производства, повышение экономической эффективности трубного производства, сырьевая независимость, более надежная защита от рыночных колебаний цен на металлопродукцию.

- Как вы оцениваете ситуацию на рынке широкого листа сегодня и как, по вашему мнению, она будет складываться после запуска стана 5000 на Выксе?

- Сегодня это дефицитный рынок. Стан в Колпино работает, но объемы производства листа там небольшие. А вот чтобы оценить перспективы, надо смотреть на планы других участников. "Северсталь" собирается модернизировать стан 5000 в Колпино, чтобы производить до 800 тыс. т листа в год, а в перспективе и 1.5 млн т. Мы планируем запустить мощности до 1,2 млн т, свои планы по вводу производства 1,2 млн т озвучил "Металлоинвест", и ММК рассматривает проект с мощностью 1,5 млн т. Если все эти проекты будут реализованы, то Россия станет ежегодно производить около 5 млн т широкого листа. А для внутреннего потребления нужно максимум полтора -- два миллиона тонн. Это называется "не было ни гроша - и вдруг алтын".

Мы считаем, что наш проект организации производства широкого листа -- наиболее логичный и наиболее конкурентоспособный. Нами будут построены компактный стан 5000, специализирующийся на выпуске листа для трубного производства, и современный кислородно-конвертерный цех, где будет организован выпуск слябов. Весь лист, произведенный на нашем стане, будет использоваться внутри компании.

- Вы сказали о возможном перепроизводстве и, в таком случае, что будут делать другие производители широкого листа, не имеющие трубного производства?

- Видимо, они будут строить не только трубные станы, но и судостроительные заводы, заниматься строительством мостов и т.д.

- Актуальный вопрос: как повлияет на ваши планы, связанные со строительством стана 5000, твердое намерение "Металлоинвеста" реализовать аналогичный проект? Если стартуют оба проекта, допускаете ли вы возможность кооперации усилий в отдельных направлениях -- например, в сфере НИОКР, освоении технологий, подготовке специалистов? Кого еще вы сочли бы возможным пригласить к участию в овладении сложнейшим производством?

- Складывается такое ощущение, что сегодня солидной металлургической компании как-то даже неловко не иметь в своих ближайших планах строительство стана 5000. Это общее замечание, а что касается конкретики, в частности, твердого намерения "Металлоинвеста" реализовать аналогичный проект, то это решение никак не повлияло на планы ОМК. Наш проект уже стартовал. Скоро будет объявлен тендер на поставку оборудования, выбор мы сделаем до конца этого года. А первый лист планируем получить в 2010 году.

- С некоторых пор ОМК потеряла интерес к приобретению новых активов. Чем обоснована смена корпоративной стратегии, и как в этом случае будут решаться задачи, важные для любой серьезной металлургической компании: расширение бизнеса, повышение капитализации, сырьевая безопасность, противодействие угрозе недружественных поглощений?

- Капитализация компании, в первую очередь, зависит от прибыли, которую генерирует компания, и от ее прозрачности. В этом направлении мы и работаем уже не первый год. Рост прибыли по этому году будет значительным. Исходя из внутрикорпоративных и внешних факторов, предпосылок для недружественных поглощений, мне кажется, не существует.

О приобретениях. Могу отметить, что если появятся достойные активы, то появится и интерес. В прошлом году мы интегрировали в трубный дивизион ОМК челябинский завод "Трубодеталь". Это позволяет нам сегодня предлагать партнерам комплексные трубопроводные решения.

В целом же мы считаем более эффективным путь модернизации существующих мощностей и создания новых. Металлургические наука и технологии за последние десятилетия сделали большой шаг вперед. И современное металлургическое оборудование по экономическим показателям значительно превосходит свои аналоги, изготовленные 15 -- 20 лет назад, не говоря уже о более старом оборудовании.

Наш опыт подтверждает правильность этой стратегии. Судите сами, в 2005 году объемы производства ОМК труб составили 1,1 млн т, а в этом году мы произведем 1,6 млн т. Мы и далее будем наращивать объемы, снижая при этом издержки. Сегодня на ВМЗ модернизированы все трубопрокатные станы. Это позволяет не только значительно повысить качество продукции, но и увеличить в ближайшие годы мощности ТБД до 2 млн т. По нашему мнению, гораздо выгодней максимально сконцентрировать производство на одном трубном заводе, чем развивать несколько площадок. При значительном росте выручки численность работающих снижается. Сегодня ВМЗ -- безусловный лидер по производительности труда среди трубных заводов России.

Вопросами сырьевой безопасности мы занимаемся активно. С 2008 года будем обеспечены собственным высококачественным рулоном с объемами производства около 1,5 млн т. Для обеспечения литейно-прокатного комплекса ломом создана компания "ОМК Экометалл".

- Из производственно-технологической вертикали, которая создается на трех основных площадках (Губаха - кокс, Чусовой - чугун и конвертерная сталь с разливкой на МНЛЗ, Выкса - листовой прокат и трубы), "выпадают" два металлургических звена - Альметьевск и Щелково. Какая роль отводится этим заводам сегодня и в перспективе?

- Альметьевский трубный завод занимает важное место в структуре наших продаж и является региональным производителем высококачественной продукции. У Щелковского металлургического завода -- собственная инвестиционная программа. Оба этих предприятия встраиваются в производственную цепочку, поскольку также станут потребителями продукции литейно-прокатного комплекса.

- Ваша корпоративная система обучения и подготовки кадров, пожалуй, одна из наиболее хорошо проработанных в металлургии. Есть ли возможность использовать этот опыт в реформе российского профессионального образования, а самое главное, проявляют ли к нему интерес соответствующие структуры?

- Да интерес к нашей системе очевиден. Мы ведем большую совместную работу с МИСиС, Нижегородским и Уральским техническими университетами, а также металлургическими техникумами. Главная задача -- адаптировать профессиональное образование к потребностям сегодняшнего дня. Мы формируем видение того, каким должен быть профессионал XXI века, какими знаниями и навыками он должен обладать.

Наши затраты в развитие системы образования за последние два года составили свыше 100 млн руб. Прежде всего, мы стимулируем талантливых молодых людей. Учредили для них премии -- ежегодную имени братьев Баташевых для студентов, а также ежемесячные стипендии для учащихся техникумов. Помогаем оборудовать лаборатории, мастерские, классы информационных технологий. Важно понимать, мы накопили значительный опыт в корпоративном образовании и готовы им делиться -- для общего блага, для того, чтобы получить высококвалифицированные кадры на свои заводы. Нам они требуются постоянно.

- Несмотря на конкуренцию, три главных российских производителя труб - ТМК, ОМК и группа ЧТПЗ постоянно взаимодействуют, в частности, в рамках Фонда развития трубной промышленности. Какие проблемы отрасли становятся общим делом?

- Мы, трубники, постоянно ведем диалог, ведь есть избыточные мощности, ощутимо давление на рынок иностранных производителей. Чтобы выжить и активно развиваться, и был создан ФРТП. Его основная задача -- работа с металлургами, с монопольными покупателями, обсуждение вопросов присутствия на российском рынке украинских и других зарубежных производителей. Большое значение имеет обмен мнениями в рамках фонда, что позволяет выдвигать инициативные предложения в Правительство и нашим контрагентам. Это приводит к практическим результатам: Правительство прислушивается к нам.

- Вы лично не поддерживаете идею альянсов в трубной отрасли и твердо отказываетесь от возможной консолидации?

- Дело не в том, что я лично против. Просто не вижу в дальнейшей консолидации макроэкономического смысла. Объединение трубников не снизит издержки, а лишь увеличит затраты на управление этой громоздкой компанией. Целью такой консолидации может являться разве что поднятие цен для потребителей. Кстати, в подтверждение можно привести достаточно свежие примеры. После так называемой консолидации цементных заводов в рамках одного холдинга сразу было объявлено о 20 %-ном подорожании цемента. И то сказать, зачем заниматься снижением издержек, когда можно просто поднять цены! Аналогичная ситуация возникла на рынке ЖРС, где внутренние цены оказались значительно выше мировых.

- В начале октября Лакшми Миталл призвал металлургические компании всего мира к консолидации. По его мнению, металлургия в сравнении с другими отраслями разобщена, а, следовательно, нужно объединяться. Интересен ваш комментарий к этой точке зрения:

- Каждый факт консолидации - отдельная история. Если говорить о российской черной металлургии, то консолидация ведущих предприятий в отрасли приведет к монополизму по многим видам продуктов. А монополизм в черной металлургии может обойтись отечественной промышленности намного дороже, чем в цементной. Наша экономика очень металлоемкая и крайне чувствительна к колебаниям цен. Как только исчезнет конкуренция, цены моментально начнут расти, а качество упадет. В результате некоторые металлопотребляющие отрасли нашей промышленности станут нерентабельными.

Большой - не значит эффективный. "Крупность" компании вовсе не гарантирует ее высокой эффективности. Можно быть большим и неэффективным, но очень рентабельным за счет потребителя или за счет природных ресурсов, то есть за счет всех граждан страны. Мы все знаем тому примеры.

По моему мнению, средние по масштабам для черной металлургии вертикально-интегрированные компании, активно внедряющие инновации и продающие нишевые продукты, могут быть более конкурентоспособны, чем гиганты. Примером могут служить Nucor, Steel Dynamics, Arvedi и другие.

Главное -- добиваясь успеха, не почивать на лаврах и понимать, что сегодняшнее твое конкурентное преимущество завтра станет нормой для остального рынка. Я за монополизм, но основанный на инновациях, а не на простом объединении активов. Все другие виды монополизма -- это путь к застою и деградации. Монополизм, основанный на инновациях, всегда краткосрочен и приводит к предложению абсолютно новых для рынка продуктов, либо к значительному улучшению качества существующих продуктов, или способствует кардинальному снижению себестоимости продуктов, что влечет за собой снижение цен для потребителя.

- Иначе говоря, консолидация имеет свои пределы и не следует ее подталкивать?

- В основе наших глобальных решений должны лежать не только экономическая целесообразность для отдельных компаний, но и, прежде всего, интересы общества. Возьмем в качестве примера автомобильную промышленность. Очевидно, что в этой отрасли не должно быть 40 мировых производителей. Достаточно для сохранения конкуренции и десяти. В этом случае консолидация приведет только к сокращению издержек, и как следствие -- к снижению цен на автомобили. Что касается консолидации в черной металлургии, то я полностью солидарен с главой Федеральной антимонопольной службы. Не так давно Игорь Артемьев сказал, что черная металлургия в руках крупных игроков работает достаточно эффективно и здесь не надо создавать монопольные структуры...

- Консолидация в автопроме приведет к снижению издержек?

- Затраты на разработку новой модели составляют не меньше миллиарда долларов. Если на рынке действуют 40 компаний, то каждая из них вкладывает колоссальные средства в новые модели, а включает их в цену автомобилей. Кто платит? Мы с вами.

- Но ведь у нас на металлургическом рынке нет 40 крупных игроков, и даже самые мощные российские компании по объемам производства стали не сравнятся с мировыми лидерами:

- Я не уверен, что они готовы к слиянию. Ведущие металлургические комбинаты - НЛМК, ММК, "Северсталь" являются высокорентабельными, причем Новолипецкий вообще самый рентабельный в мире. Вопрос об их выживании не стоял и не стоит. Они успешны во всех отношениях.

Какое-либо укрупнение может быть оправданно только тогда, когда оно создает дополнительную эффективность. Безусловно, можно объединяться и для других целей -- для приобретения активов за рубежом, например. Но оправдывает ли цель средства? Весь вопрос в качестве активов. До сегодняшнего дня все купленные за рубежом активы приводили к тому, что качество экономических показателей наших холдингов только ухудшалось. Эти покупки больше похожи на диверсификацию политических рисков.

- Одним из обоснований необходимости консолидации в черной металлургии называют опережающую консолидацию в металлопотребляющих отраслях. Как вы относитесь к такому тезису?

- Мне это утверждение кажется надуманным. Определенная консолидация прослеживается только в автомобильной промышленности, причем доля этой отрасли в мировом потреблении металлопродукции не превышает 10 %. В других отраслях у предприятий черной металлургии миллионы потребителей.

Реальная консолидация уже произошла в сырьевой сфере. Три компании - Vale do Rio Doce, Rio Tinto Group и BHP Billiton контролируют сегодня 70 % свободной мировой торговли ЖРС, и их доля постоянно увеличивается. Итогом объединения стало увеличение рыночной силы продавца, и как следствие -- рост цен, а вовсе не снижение издержек.

Важно понимать: если мы хотим создать в российской металлургии свой "Газпром", то надо тогда создавать и Госплан. К чему это может привести, мы уже знаем.

- На государственном уровне вновь актуализирована проблема формирования промышленной политики. Как вы считаете, нужна ли, а, главное, возможна ли такая политика на современном этапе?

- Промышленная политика, конечно, нужна. Идеологом промышленной политики сегодня выступает Президент, который обладает видением, как должна быть построена экономика. А Правительство превращает это видение в стратегию и занимается ее реализацией. Необходимо, разумеется, параллельно совершенствовать законодательную базу, заниматься судебной реформой. Без этого даже превосходно разработанная промышленная политика не будет работать. К сожалению, сегодня, по оценке Всемирного экономического форума, Россия занимает 75-е место среди 117 стран мира по непредсказуемости нормативно-правовой ситуации. Эта неопределенность становится все более значимым фактором, который сдерживает инвестиции и, соответственно, развитие страны.

- А сумма корпоративных стратегических программ, которые приняты ведущими компаниями базовых отраслей, могла бы стать основой для выработки общенациональной промышленной политики?

- Я думаю, что нет. На самом деле все наоборот: промышленная политика определяет основные направления развития, и именно в соответствии с ними компании разрабатывают свои стратегические программы. Ведь что такое программа действий любой корпорации? Это некий ответ на внешние условия.

Несмотря на постоянные разговоры о диверсификации и необходимости ускорения роста обрабатывающей промышленности, машиностроения, высоких технологий, российская экономика сегодня движется в обратном направлении. Налицо явная ее несбалансированность. ТЭК у нас по-прежнему лидирует и по росту инвестиций, и по объемам производства. Но вместе с тем дефицит газа и электроэнергии становится для России угрожающей реальностью. А так как наша промышленность является одной из наиболее энергоемких в мире, то шаги по созданию искусственного дефицита могут привести к очень серьезным последствиям для экономики страны.

Цены на газ должны расти. Но исключительно умеренными темпами, чтобы экономика страны могла адаптироваться к ним. И, безусловно, объемы поставок газа на внутреннем рынке должны всегда удовлетворять спрос.

- Российская металлургия тоже резко увеличивает инвестиции. Стоимость инвестиционных проектов компаний вдруг выросла с десятков и сотен миллионов долларов до миллиардов. ОМК сегодня тоже находится в этом "клубе миллиардеров". Как вы считаете, нет ли опасности, что отрасль окажется переинвестированной со всеми возможными тяжелыми последствиями?

- Я думаю, что мы стоим не на пороге инвестиционного бума, а скорее инвестиционного хаоса. От переизбытка свободных денег появляются рискованные дорогостоящие проекты, причем без попытки как-то скоординировать их реализацию с потребителями и другими участниками рынка, о чем мы здесь уже говорили.

Те огромные деньги, которые были накоплены в черной металлургии, сильно давят на отрасль. Частично они нашли выход при покупке иностранных активов. Однако, как все убедились, продавать россиянам привлекательные активы за рубежом не собираются. Об этом свидетельствует неудачные результаты конкурсов с участием наших компаний в Пакистане, в Турции, на Украине, в Европе:

Собственники российских металлургических компаний - люди еще достаточно молодые, и они не видят пока себя в роли фондовых инвесторов. Они хотят заниматься конкретным делом. Сегодня для них приоритетной задачей является самореализация в бизнесе. Это, наверное, неизбежный период роста и взросления. Сначала была неуправляемая приватизация, теперь хаотичные инвестиции. Но в любом случае увеличение инвестиций -- все-таки бесспорно положительный фактор экономического роста страны.

Интервью опубликовано в журнале "Металлы Евразии" №6/2006

-- INFOLine, ИА (по материалам компании)


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}





MyMetal