24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости компаний


29.01.2007 | Новости компании

Время юниоров. "Укррудпром (Украина)". 26 января 2007

Острый дефицит железной руды на мировом рынке увеличивает инвестиционную привлекательность новых проектов в этой сфере не только для CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto - "большой тройки" горнорудных компаний, но и для новичков. Правда, пробиться в этот лакомый сектор им будет крайне трудно.

Гигантские залежи железной руды в Бразилии и Австралии распределены по обширным территориям, и необходимость создания транспортной инфраструктуры делает их освоение крайне дорогим. Фактически все проекты, которые сейчас продвигаются в отрасли, расположены вблизи уже существующих железных дорог. Поскольку эти транспортные артерии принадлежат той или иной из компаний "Большой тройки", которые, разумеется, не потерпят конкурентов на своей территории, радикальный прорыв в отрасль может сделать только сопоставимая по размерам компания, которая готова выложить 2-3 млрд. долларов на строительство собственной инфраструктуры - железной дороги протяженностью около 1000 км и портовых мощностей.

Кстати, в январе эта перспектива стала обретать реальные очертания: компания Arcelor Mittal завершила приобретение прав на разработку крупного месторождения в штате Байа (Bahia) с запасами около 4 млрд. тонн, содержащими 47-50% железа в руде . Однако его разработка еще не начиналась, поскольку там потребуется не только построить новые горнорудные мощности, а и проложить железную дорогу от места добычи к побережью. Вероятно, Arcelor Mittal не станет сейчас вкладывать деньги в такой проект - судя по всему, компания продолжит делать крупные инвестиции в сталелитейной сфере, а бразильское месторождение купила просто "про запас", тем более что оно обошлось ей всего в 20 млн. долларов. Тем не менее, со временем ситуация в бразильской горнорудной отрасли может и измениться, а основу перемен заложит именно эта покупка Лакшми Миттала.

В Австралии же ситуация еще сложнее. Помимо гигантских капиталовложений в инфраструктуру, перед новичками стоит и проблема быстрого повышения стоимости горнорудных проектов. Бум в нефтегазовом секторе приводит к такому же быстрому расширению, как и в горнорудной сфере, и компании этих двух отраслей интенсивно конкурируют друг с другом за квалифицированную рабочую силу и материалы. Соответственно, растут и затраты. Например, стоимость колесных бандажей, способных выдерживать вес огромных вагонов, за последние годы выросла вдвое, а затраты на строительство новых мощностей увеличились в полтора раза. То же относится к стоимости труда рабочих горнорудной отрасли - их переманивают нефтегазовые фирмы. В частности, текучесть кадров у некоторых субподрядчиков Rio Tinto составляет 100% в год. Большие проблемы связаны и с получением разрешений на реализацию проектов -чиновники, которые занимаются этими вопросами, сильно перегружены. Кроме того, их явно недостаточно - многие кабинетные работники увольняются, предпочитая водить грузовики на месторождениях.

Тем не менее, австралийские юниоры уже становятся заметными даже на фоне Rio Tinto и BHP Billiton: в стране появились новые компании, стремящиеся разрушить монополию двух конкурирующих гигантов, и, в некоторых случаях, им даже удается достичь успеха. Например, на днях они сумели добиться постановления федерального суда, которое откроет им доступ к существующей в Пилбарре развитой инфраструктуре, что подорвет безусловное господство в регионе BHP Billiton и Rio Tinto. Теперь же, по иску компании Fortescue Metals, суд постановил, что железную дорогу BHP Billiton "нельзя считать частью производственного цикла корпорации". Разумеется, BHP Billiton собирается опротестовать это решение, утверждая, что оно "может нарушить экспортную систему страны". В заявлении компании сказано: "Открытый доступ к целевой железнодорожной инфраструктуре может нарушить эффективное производство железной руды и обусловить задержку новых инвестиционных решений, что сделает австралийских производителей менее надежными поставщиками".

Тем не менее, этот судебный вердикт открывает Fortescue и другим новичкам доступ к транспортной системе BHP. Кстати, это решение будет поддержано и другим иском, который Fortescue подала против BHP отдельно в Австралийский суд по делам конкуренции - тоже с целью получить доступ к инфраструктуре. Компания Fortescue Metals рассчитывает, в конце концов, экспортировать 45 млн. тонн руды в год со своего месторождения Chichester Ranges в Пилбарре, а по ее стопам следуют и другие "юниоры" горнорудной отрасли, которые активно продвигают проекты в Западной Австралии.

Появление этих "юниоров" связано с тем, что в последние годы в австралийской горнорудной промышленности резко участились слияния, которые привели к созданию небольших и среднего размера компаний с серьезными видами на будущее. Они собираются реализовать серию крупных проектов, которые начнут выпускать руду в течение ближайших 12-18 месяцев. К этим новичкам проявляют большой интерес китайские компании - они стремятся обеспечить себе дополнительные каналы поставок руды в обход "Большой тройки", у которой все сырье закупают существующие заказчики по долгосрочным контрактам. Комбинация этих факторов привела к появлению производителей среднего размера, и не исключено, что их слияния между собой приведут к созданию реального конкурента олигополии CVRD , Rio Tinto и BHP Billiton. Правда, это - весьма отдаленная перспектива: планы "большой тройки" предусматривают суммарное увеличение объемов производства на 30% - к нынешнему объему производства 450 млн. тонн в год добавится 126 млн. тонн новых мощностей, а австралийские "юниоры" совокупно могут предложить рынку в 2009 году только около 40 млн. тонн железной руды. Тем не менее, первые шаги - всегда самые трудные, а упорства новичкам не занимать. Более того, у них совсем неплохие шансы на успех.

В перечень Resources Stocks Magazine "100 богатейших месторождений Австралии" входят 15 железорудных залежей. Все они расположены в Западной Австралии, и все, кроме одной, находятся в Пилбаре и контролируются либо Rio Tinto, либо BHP Billiton. Единственное исключение составляет месторождение Koolyanobbing - его разрабатывает компания Portman, и продает с него 7,5 млн. тонн руды в год. Именно Portman и могла бы возглавить дальнейшую консолидацию австралийской отрасли: это одна из немногих среднего размера компаний, которая имеет опыт работы на месторождениях и доход от производственной деятельности. На австралийском рынке железной руды Portman занимает третье место (после BHP Billiton и Rio Tinto), и на голову опережает компании следующего эшелона. Компания необычна еще и тем, что не имеет крупных китайских инвесторов или партнеров по совместным предприятиям в Азии, хотя 75% ее руды поступает в Китай.

Основной акционер (80,4%) этой компании - американская горнорудная группа Cleveland Cliffs, которая приобрела свой пакет в 2005 году за 600 млн. долларов. Глава Research at Intersuisse Дэвид МакГлашан (David McGlashan) заявил по поводу союза Portman и Cleveland Cliffs: ":они не завершили свое развитие. Они собираются с силами: Именно они могут сорвать покровы со Среднего Запада, они получили финансовый толчок, достаточный, чтобы вступить в игру и контролировать ее, а не просто участвовать".

Правда, относительно Fortescue, которая сделала столь удачный выпад против BHP, прогнозы делать труднее, поскольку австралийские промышленники полагают, что эту компанию поглотит Rio Tinto - вместе с ее проектом на Hope Downs . Тем не менее, речи об этом пока нет. С другой стороны, хотя топ-менеджеры Cleveland Cliffs отрицают планы участия в консолидации отрасли - по их мнению, сейчас австралийские активы сильно переоценены - они вряд ли откажутся от подходящей покупки по разумной цене, а некоторые из "юниоров" продвигают вполне перспективные проекты. Таким образом, к 2009 году расстановка сил на мировом рынке железной руды может претерпеть определенные изменения. -- Укррудпром (Украина)


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Вернуться к новостям



MyMetal