24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости компаний


05.02.2007 | Новости компании

ГМК-2006: обеспечение ресурсами. "UGMK.INFO (Украина)". 1 февраля 2007

Сравнительно низкая себестоимость украинской стали традиционно определяется относительно невысокой стоимостью железорудного сырья, кокса, лома, электроэнергии. В 2006 г. металлурги вынуждены увеличить свои затраты на приобретение сырья и энергоносителей. В таких условиях отечественные металлургические холдинги начали искать новые решения, которые дали бы наибольший положительный эффект для всей производственной цепочки.

В первые месяцы года сложные погодные условия и ограничения на поставки природного газа на метпредприятия отрицательно сказались на объемах производства в ГМК. Однако во II полугодии благоприятная экспортная конъюнктура позволила металлургам преодолеть последствия зимнего кризиса и закончить год с позитивными результатами.

Производство основных видов металлопродукции в 2006 г., млн. т:

  2006 г. к 2005 г., %
Чугун 32,94 7%
Сталь 40,9 6%
Гот. прокат 34,5 7%
Трубы 2,62 14%
Метизы 0,43 -4%


Природный газ

В I полугодии наиболее острой проблемой в сырьевом обеспечении метпредприятий стала "газовая". Пока природный газ был сравнительно недорогим, металлурги широко использовали его доменном и мартеновском производстве. С 1 января 2006-го цена импортируемого газа для промпредприятий выросла с уровня $85-90/тыс. куб. м, а с учетом доставки и НДС до $145-150. Серьезной проблемой металлургов стало не только удорожание топлива, но и его дефицит в I квартале 2006 г., что привело к снижению объемов выпуска продукции в среднем на 4-5%.

Только в марте возобновилось стабильное обеспечение предприятий газом, хотя в целом для отрасли лимиты были снижены. В экономии топлива отныне заинтересованы сами металлурги, дополнительные расходы которых на его покупку при новой цене составили свыше миллиарда гривен. В минувшем году метпредприятия наконец перешли от слов к делу, приступив к внедрению энергосберегающих технологий.

В течение 2006 г. метпредприятия Украины потребляли в среднем 19 млн. куб. м природного газа в сутки, это несколько меньше, чем в предыдущем году. По итогам минувшего года объем потребления газа в металлургии составил 7,1 млрд. куб. м, тогда как за 2005 г. было израсходовано 9 млрд. куб. м.

В целом, итоги 2006 г. показали, что отрасль способна выдержать почти двукратное подорожание российского газа без существенного падения объемов производства и рентабельности. Однако "запас прочности" может быть исчерпан уже в 2007 г., с учетом нового повышения стоимости импортного газа (конечная цена для промпотребителей составляет $190-195).

Руда

Горнорудные предприятия в 2006 г. увеличили производство всех видов рудного сырья, в том числе на 20% вырос выпуск окатышей. За минувший год экспорт ЖРС вырос на 2% и составил 19,9 млн. т - в т.ч., вывоз концентрата вырос на 13,4%, аглоруды - на 9,1%, а экспорт окатышей снизился на 10,1%.

В прошлом году импорт ЖРС сократился почти на 15% - до 2,01 млн. т, в частности, ввоз концентрата (из РФ) упал на 11,4%, аглоруды - на 6,2%, окатышей - на 55,1%. Единственным предприятием, увеличившим импорт руды, стал ММК им. Ильича - его объем вырос на 27% - до 1,531 млн. т.

Украинские мощности по ЖРС, как известно, избыточны. За минувший год превышение производства над потреблением стало еще более явным. Особенность украинского рынка руды в том, что комбинаты ИСД, ММК им. Ильича и "Запорожсталь" находятся в зависимости от "Метинвеста", "Привата" и "Смарт-групп", которые контролируют основные ресурсы ЖРС в стране. Традиционно непростые отношения металлургов и рудокопов в конце минувшего года переросли в острый конфликт, результатом которого мог стать даже разрыв контрактных отношений.

На одном из последних балансовых совещаний предприятий ГМК отмечалось, что в связи с планами метпредприятий Украины нарастить в 2007 г. объемы выплавки чугуна, дополнительная потребность в ЖРС составит 5-6 млн. т, в том числе агломерата - 1 млн. т. Поставить эти объемы - не проблема, вопрос в цене.

В I полугодии 2006 г. рудное сырье на рынках СНГ было сравнительно дешевым. Из-за обвала стальных цен на мировых рынках метпредприятия снизили объемы производства и потребления руды. Со II квартала 2006 г. на украинском рынке ЖРС цены поднимались дважды - весной и осенью, в итоге за год стоимость концентрата ИнГОКа выросла в полтора раза (с $30 до $60/т), окатыши Полтавского и Северного ГОКов подорожали с $45 до $80/т, что практически дошло до мировых котировок.

Осенью Алчевский МК, ДМКД и ММК заявили, что не будут подписывать контракты на поставки руды по завышенным, по их мнению, ценам. Металлурги обвинили рудокопов в том, что они, используя посреднические схемы, завышают отпускные цены и покрывают свои убытки по экспорту за счет внутренних потребителей. Действительно, в октябре украинские ГОКи отгружали окатыши на экспорт в Европу по цене $75-80/т DAF, в то время как внутренним потребителям тот же продукт предлагался по $80-85/т.

Представители рудных предприятий заявляют, что ориентируются на динамику мировых цен (базой здесь является цена бразильской и австралийской руды для крупных потребителей в Азии и Европе), которые в минувшем году выросли на 19%. Металлурги в принципе против привязки стоимости отечественного сырья к мировому уровню, поскольку, во-первых, украинская руда хуже бразильской и австралийской, во-вторых, стоимость поставки украинского ЖРС внутреннему потребителю минимальна, в-третьих, в богатой рудой Украине она не может стоить столько же, сколько в Китае, Японии или Германии, где подобных запасов нет.

Отметим, что до сих пор российский импорт был тем фактором, который не позволял украинским горнорудным предприятиям бесконтрольно повышать цены. Однако в прошлом году российские Лебединский и Михайловский ГОКи ("Металлоинвест" Алишера Усманова) вступили в картельный сговор с украинскими собственниками сырья, имея целью в нынешнем году добиться нового повышения цен на руду на 20%. Напомним, что бизнесмен Вадим Новинский, который контролирует "Смарт-групп", является близким партнером по бизнесу Усманова.

В таких условиях производители, не имеющие собственных ГОКов, рассматривают варианты решения актуализировавшейся проблемы - возможность организации импорта ЖРС из дальнего зарубежья, особенно если российские и украинские ГОКи и дальше будут согласовывать повышение цен. В конце 2006 г. корпорация ИСД закупила для Алчевского МК пробную партию бразильской аглоруды в объеме 140 тыс. т., а на 2007 г. законтрактовала еще 700 тыс. т. Если сотрудничество будет выгодным (в чем можно не сомневаться по причине высокого качества импортного сырья), АМК полностью откажется от закупки украинской руды и перейдет на долгосрочные контракты по бразильскому ЖРС. Следующими, кто завезет ЖРС из Южной Америки, могут стать ДМКД и ММК им. Ильича.

Коксующийся уголь

По итогам 2006 г. объем добычи коксующегося угля в Украине составил почти 30 млн. т, что на 8% или 2,7 млн. т меньше уровня 2005 г. В целом, продолжающее снижаться внутреннее производство не в состоянии обеспечить растущие потребности украинских КХЗ, поэтому импорт угля в страну будет расти и дальше. Отечественные шахты не в состоянии быстро нарастить добычу, к тому же высокосернистый украинский уголь не может обеспечить качественный кокс, поэтому в шихту приходится добавлять импортный.

С особенно острым дефицитом украинский рынок углей столкнулся в сентябре-октябре, когда вырос спрос на сырье со стороны металлургов и коксохимиков, причем возникший дисбаланс оказалось невозможным ликвидировать за счет наращивания импорта. Проблемы с подвижным составом и введение ограничений РЖД на отгрузку углей в Украину привели к падению импорта из России. Кроме того, в целом на рынке РФ наблюдался дефицит свободных объемов угля, что связано с ростом потребностей со стороны металлургии, введением новых мощностей на российских КХЗ, а также ростом отгрузок в дальнее зарубежье.

Из-за временного дефицита коксующихся углей на российском рынке началось повышение цен: в сентябре цена импорта концентрата коксующихся углей в Украину из РФ выросла до $100/т, в октябре.

Поставки угля на внутренний рынок, млн т:

 

2005

2006*

Авдеевский КХЗ

5,3

5,4

Миттал Стил Кривой Рог

3,8

3,7

Алчевский КХЗ

3,8

4,3

Азовсталь

3,2

3,5

Запорожкокс

2,7

2,4

Ясиновский КХЗ

1,8

0,3

Донецккокс

1,4

1,7

Баглейкокс

1,2

1,2

Макеевкокс

1,1

1,2

Днепрококс

0,9

1,0

Днепродзержинский КХЗ

1,0

1,0

ММК им. Ильича

0,0

1,7

Енакиевский КХП

0,7

0,7

Харьковский КХЗ

0,1

0,2

Итого

27,0

28,3



* - оценка

В 2006 г. дефицит углей для коксования оценивается в 8 млн. т. В минувшем году Украина импортировала 7,5 млн. т сырья, а в 2007 г. импорта понадобится уже 9-10 млн. т. До сих пор, по данным "Металлургпрома", даже в самые сложные времена импорт не превышал 8,3 млн. т. После окончания зимнего периода обеспечение предприятий коксующимся углем, как украинской, так и российской добычи, несколько улучшится, однако сырья все равно будет не хватать.

В этом году в Украине прогнозируется рост объемов производства чугуна, соответственно, спрос на сырье будет выше. И если украинские КХЗ оперативно могут нарастить выпуск кокса, то предприятиям углепрома для существенно роста добычи нужны сотни миллионов инвестиций и несколько лет. Поэтому для решения проблем с углем ряд металлургических и коксохимических предприятий могут выйти на рынки дальнего зарубежья.

В частности, председатель совета директоров корпорации ИСД Сергей Тарута заявил, что из-за недостатка коксующегося угля в Украине рассматривается возможность его импорта из США, а "Метинвест" для будущего ввоза морским путем сырья из Америки и Австралии уже приобрел портовые мощности в Севастополе. В "Укркоксе" считают, что иного выхода, кроме импорта из-за океана, нет: "Хоть в Америке, хоть в Южной Африке, хоть в Австралии, но брать уголь надо".

Выйти на рынки угля не трудно, сложнее организовать его доставку в Украину. Для транспортировки крупных партий сырья морским путем необходима модернизация транспортной инфраструктуры (создание крупных портовых терминалов, подъездных путей и т.п.). Пока в стране даже нет глубоководных портов, которые могли бы принимать суда водоизмещением около 150 тыс. т. Поэтому, и в нынешнем году основные объемы недостающего угля будут ввезены из России, хотя конкуренция за свободные объемы и, соответственно, цены, будет расти. В связи с дефицитом никаких мер по ограничению импорта коксующегося угля в Украину в 2007 г., разумеется, введено не будет.

Для решения проблемы дефицита угля украинские металлурги ищут возможности покупки собственных шахт. До последнего времени единственным собственником угольных активов в России была группа "Донецксталь", владеющая шахтой "Заречная" в Кузбассе. Сейчас дончане близки к покупке еще одной кузбасской шахты - "Сибирская".

"Запорожсталь" после восстановления работы обогатительной фабрики "Шолоховская" в Ростовской области планирует приступить к строительству новой шахты на Быстрянском угольном месторождении, лицензию на право разработки которого приобрели дружественные акционерам комбината структуры. А ММК им. Ильича купил нерентабельную шахту "Менжинская" в Луганской области, и уже с нынешнего года будет запускать на ней новые лавы и наращивать добычу.

Кокс

На украинском рынке кокса ситуация совсем иная. Предложение превышает спрос, при этом в достаточном количестве предлагается как украинская продукция, так и импорт. В 2006 г. китайский кокс по цене $120/т FOB оказался более конкурентоспособен по сравнению с российским по $150/т и тем более украинским по $180/т. По этой причине почти весь год на рынке наблюдался профицит, при этом КХЗ, даже учитывая проблемы с углем, не могли адекватно повысить отпускные цены на кокс. К концу года доменный кокс в Украине стоил 900-950 грн./т (без НДС).

Только в последние месяцы года, когда стал дорожать китайский кокс, украинская продукция стала более конкурентоспособной. Более того, в IV квартале украинского сырья стало не хватать, что объясняется нехваткой угля для коксования. В ноябре дефицит поставок с украинских КХЗ на метпредприятия составил 100 тыс. т, в декабре - 73 тыс. т. Традиционно докупать импортный кокс приходится ММК им. Ильича, "Запорожстали" и "Миттал Стил Кривой Рог".

Дефицит угля для коксования в текущем году может привести к остановке части мощностей КХЗ, которые не имеют гарантированного потребителя. В 2006 г. были введены дополнительные мощности - три коксовых батареи суммарной производительностью 1,57 млн. т. В нынешнем году планируется ввод в эксплуатацию еще двух КБ мощностью 1,1 млн. т.

В минувшем году на неполную загрузку мощностей перешел "Донецкокс", а Ясиновский КХЗ был передан в аренду ММК (45% потребностей ММК). Сложности со сбытом продукции испытывали не только приднепровские коксохимы (особенно "Баглийкокс"), которые обеспечиваются углями по давальческой схеме, но и заводы группы "Метинвест", имеющей ресурсы угля.

Для метпредприятий, не имеющих собственных КХЗ, проще купить готовый кокс, нежели импортировать угли для коксования. Поэтому в текущем году, несмотря на излишек мощностей в украинской коксохимии, импорт кокса будет расти. По оценке ПХО "Металлургпром", для обеспечения производства чугуна в 2007 г. в объеме 35 млн. т потребность Украины в импортном коксе составит 12 млн. т.

В 2006 г. экспорт кокса из Украины был минимален - всего 400 тыс. т, зато импорт вырос на 44%, до 1,2 млн. т, при этом основным поставщиком стала Польша. В течение прошлого года Миттал Стил ввозил из Польши и России 900 тыс. т сырья в месяц, а в конце года сообщил о планах импортировать также китайский кокс. ММК традиционно часть кокса импортирует с Алтая, остальное берет в Украине.

"Запорожсталь" с 2007 г. берет в аренду Горловский КХЗ, мощности которого составляют 400 тыс. т кокса в год. Всего потребности комбината составляют около 2 млн. т, из которых около 90% поставляет "Запорожкокс". Те же проблемы (с углем) и у "Алчевсккокса". После ввода КБ №10-бис общая мощность АКХЗ достигла 3,6 млн. т в год, соответственно, для его стабильной работы необходимо 5 млн. угольного концентрата.

Металлолом

В 2006 г. произошло существенное повышение стоимости металлолома. К концу года украинское сырье на внутреннем рынке стоило почти столько же, сколько и лом на экспорт. Ожидалось, что в связи с подорожанием газа себестоимость выплавки чугуна вырастет, и металлурги станут больше использовать металлолом. Зимой, из-за ограничения лимитов по газу, возник даже дефицит лома, его стоимость, вместо оговоренных 850 грн./т, увеличилась до 965 грн.

На 2006 г. необходимое количество привозного металлолома оценивалось в 8 млн.т. Реальная же потребность и, соответственно, поставки, составили 7 млн. т, что на 9,5% выше уровня 2005 г. В среднем потребности метпредприятий в этом сырье были удовлетворены на 90%.

Потребление стального лома в Украине стабильно увеличивается и будет дальше расти. Уже сегодня ощущается напряженность с его поставками, в ближайшие годы дефицит будет нарастать. Связано это с общим снижением объемов ломосбора в последние годы и увеличением использования сырья в сталеплавильном производстве.

Помимо постепенного увеличения доли выпуска электростали в отрасли планируется строительство и ввод ряда сталеплавильных проектов, которые будут работать на ломе. Эксперты прогнозируют, что в связи с ростом привлекательности внутреннего рынка, где цены сравнялись с экспортными, отгрузка зарубеж украинского лома будет снижаться. Более того, если выплавка стали в ближайшие годы будет расти, вероятно, увеличение импорта лома, объемы которого до последнего времени были минимальны.

Колебания цен на рынке лома, как и прежде, будут определяться уровнем спроса и сезонными факторами, однако стоить $150/т, как это было в минувшие годы, он уже не будет. В 2006 г. цена металлолома постоянно повышалась самими металлургами, которые предлагали поставщикам более высокую цену, конкурируя за свободные объемы. В итоге закупочные котировки метпредприятий выросли с начала года почти на 50%, а именно со $170/т без доставки в январе до $250/т в ноябре.

Падение объемов ломосбора в Украине также связано с непрозрачностью и зарегулированностью рынка и низким уровнем инвестиций в ломоперерабатывающую промышленность. В 2006 г. важнейшими законодательными новациями в этой сфере стали снижение экспортной пошлины на лом и освобождение от обложения НДС операций с металлоломом (поставка и импорт)

Закон о поэтапном (в течение 7 лет с ?30 до ?10/т) снижении экспортных пошлин принят в рамках <пакета законопроектов по ВТО>. Металлургическое лобби в парламенте, которое несколько лет блокировало снижение тарифов, согласилось поддержать новый закон в обмен на либерализацию металлоторговли с Евросоюзом. Кроме того, в настоящее время украинский рынок лома все меньше ориентируется на экспорт.

За минувший год экспорт лома составил всего 744 тыс. т, что на 41% меньше уровня 2005 г., да и вообще самый низкий показатель за несколько лет. В целом, за последние пять лет объемы вывоза лома снизились в восемь раз. Следует добавить, что в минувшем году еще правительством Еханурова было принято решение об исключении лома из режима свободной торговли с Молдовой. Таким образом, снижение пошлин не приведет к существенному росту экспорта сырья. Сегодня спрос и цены на лом на внутреннем рынке выросли настолько, что экспортные операции для поставщиков лома потеряли смысл.

Обеспечение ломом метпредприятий:

Предприятие

2006, тыс. т

2006/2005, %

ИСТИЛ

1039

18

Запорожсталь

771

-8

Миттал Стил Кривой Рог

760

22

ММК им. Ильича

685

1

Алчевский МК

600

45

Азовсталь

568

-13

ДМК им. Дзержинского

519

3

Енакиевский МЗ

516

-1

Макеевский МК

467

51

Донецкий МЗ

428

12

Днепроспецсталь

328

-1

Нижнеднепровский ТЗ

251

7

Всего

6931

9



Закон об освобождении от НДС операций с ломом формально вступил в действие с 1 января 2007 г. Правда, реально он начнет работать тогда, когда правительство примет постановление, уточняющее перечень лома и отходов черных металлов, по отношению к которым НДС взиматься не будет. В полной мере оценить влияние отмены <ломного НДС> на рынок удастся только после этого. Пока, с началом 2007 г. большинство метпредприятий снизили закупочные цены на размер НДС - с 1240-1250 до 1040-1050 грн./т.

Освобождение от налога вводится, как временная мера - до 1 января 2008 г., однако впоследствии она может быть продлена. Принятие этого законопроекта должно исключить злоупотребления при возмещении экспортного НДС предприятиями, использующими криминальные схемы возврата налога, а также позволит сократить теневую часть рынка металлолома, повысить экологическую и радиационную безопасность, увеличить объемы ломосбора.

По оценкам <УаВтормет>, потребность внутреннего рынка в металлоломе на 2007 г. с учетом предусмотренного объема производства стали составит около 8 млн. т. Это предполагает ежемесячные поставки метпредприятиям в 670 тыс. т. Сами операторы рынка называют такие цифры нереальными, указывая, что максимальный объем поставок в месяц был достигнут в минувшем году, и все равно это было не более 630-640 тыс. т. Сами металлурги опасаются, что под запланированные на 2007 г. объемы производства стали не хватит порядка 1 млн. т металлолома.

Ж/д тарифы

В течение 2006 г. грузовые ж/д тарифы не корректировались. Однако в конце года <Укрзализныця> сообщила, что повышение стоимости услуг произойдет с 1 января 2007 г. В частности, предлагается увеличить ставки внутренних перевозок руды и концентрата на 43%, экспортных - на 19%, одновременно тарифы на импорт этой продукции могут снизиться на 20%.

Минтранссвязи заявил, что, выравнивая импортные и экспортные тарифы, приводит законодательство в сфере тарифной политики в соответствие с требованиями ВТО. Федерация металлургов Украины отреагировала на планы Минтрансвязи повысить ж/д тарифы и аккордные ставки на перевалку внешнеторговых грузов в портах соответствующим заявлением, в котором прогнозирует, что повышение тарифов спровоцирует новый виток инфляции и станет причиной системного кризиса экономики.

Для металлургов повышение тарифов на 29% и аккордных ставок за перевалку грузов в портах на 30% обернется дополнительными незапланированными расходами в размере 2,5 млрд. грн. Соответственно, расчетная рентабельность метпроизводства в 2007 г. снизится к критической границе 4%, сократятся производство и объемы сбыта продукции, что приведет к потере внутреннего и внешнего рынков. Это, в свою очередь, отразится на валютном балансе страны, значительно уменьшатся отчисление в бюджеты всех уровней. Только госбюджет Украины недополучит около 900 млн. грн., - заявляют металлурги. Они требуют отменить приказы о повышении тарифов и аккордных ставок, а также создать эффективный орган по вопросам регуляции тарифов на транспорте, который будет устанавливать новые тарифы в зависимости от уровня инфляции, себестоимости услуг, уровня цен на энергоносителе и других факторов, с учетом консультаций с основными потребителями услуг.

По данным ассоциации <Укррудпром>, из-за повышения тарифов на ж/д перевозки потери горнорудных предприятий в следующем году превысят 200 млн. грн. Кроме того, принятые решения стимулируют рост импорта в Украину ЖРС и, наоборот, ухудшение позиций украинских рудокопов на экспортных рынках.

И металлурги, и рудокопы жалуются на дефицит грузовых вагонов в отрасли, который в 2006 г. не только не уменьшился, но продолжает нарастать. В конце лета и осенью серьезные проблемы возникли с поставками вагонов для транспортировки угля из России. Из-за дефицита подвижного состава <Укрзализныци> отгрузки коксующегося угля из РФ фактически оказались заблокированными, вследствие чего пострадали украинские метпредприятия и КХЗ. Также в последние месяцы года усугубилась проблема недопоставок грузовых вагонов предприятиям <Укррудпрома>, в результате чего на экспорт было недопоставлено до 500 тыс. т железорудного сырья.

Минтранссвязи заявляет, что дополнительные доходы <Укрзализныци> от повышения грузовых ж/д тарифов будут направлены на закупку подвижного состава. Ведомство собирается строить вагоны на своих предприятиях, а также закупать их напрямую и по лизинговым схемам.

В одобренной правительством Концепции госпрограммы реформирования ж/д транспорта наличествует долгосрочная программа по обновлению подвижного состава. В частности, в 2007 г. запланировано приобрести 150-170 вагонов, в то время как в 2006 г. было закуплено всего 61 вагон. На сегодняшний день парк вагонов <Укрзализныци> составляет 7,6 тыс. шт., износ составляет 60-70%.

Однако предприятия ГМК, которые являются основными потребителями услуг украинских железных дорог в промышленности, сомневаются в том, что при существующем непрозрачном бюджете и механизме управления <Укрзализныцею> положение может измениться. После предыдущего повышения тарифов было в апреле 2005 г., когда корректировалась стоимость перевозки, в частности, угля и черного лома, улучшения положения с закупкой вагонов не произошло. -- UGMK.INFO (Украина)


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Вернуться к новостям



MyMetal