29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости компаний


16.03.2007 | Новости компании

Ресурсы и варианты развития Пудожского района Карелии в среднесрочной перспективе.

Ресурсы и варианты развития Пудожского района в среднесрочной перспективе

Восточная часть Карелии, включая Пудожский район, мало освоена в промышленном плане. Одна из главных причин тому - отсутствие надлежащих путей сообщения. Вместе с тем в последнее время специалисты все чаще говорят о Пудожском мегапроекте. В чем суть данного проекта и что даст его реализация для экономики республики? Об этом мы беседуем с ведущим специалистом отдела инвестиций, инноваций и целевых программ министерства экономического развития Карелии Алексеем Бархатовым.

Богатства на столетия

- Вы правильно подметили про дороги, - говорит он. - Пожалуй, единственным надежным средством сообщения на этой территории является автодорога Медвежьегорск - Пудож, проходящая вдоль восточного побережья Онежского озера, которая лишь в последние годы получила продолжение в Архангельскую и Вологодскую области. Водный путь на Волгу и Балтику функционирует лишь пять месяцев в году. Водные каналы исчерпали свою пропускную способность и не могут обеспечить увеличение объемов перевозок.

- И все же край этот перспективный. Имеющиеся здесь природные ресурсы могут стать основой мощной индустриализации Пудожского района и всей Карелии. Чем богата эта территория?

- Лесосырьевые ресурсы Пудожского района составляют несколько десятков миллионов кубометров. Однако наиболее существенными являются ресурсы недр, которые уже сегодня привлекают пристальное внимание производственников и бизнесменов.

На территории района имеются громадные залежи титаномагнетитовых руд, которые сосредоточены в Пудожгорском месторождении и в Пелгозерском и Онежском проявлениях. Общие ресурсы оцениваются в 3,6 миллиарда тонн руды, что позволяет говорить о наличии крупнейшей сырьевой базы на Северо-Западе России.

- Насколько мне известно, наиболее детально изучено Пудожгорское месторождение. Его оценка началась еще в далеком 1931 году и периодически продолжалась в последующие годы. Что говорят специалисты о возможностях этого месторождения?

- Разведанные запасы титаномагнетитовых руд, по их мнению, составляют 316 миллионов тонн. Кроме того, по последним данным, прогнозные ресурсы оцениваются еще в 700 миллионов тонн. Руды месторождения комплексные. Полезными компонентами являются железо, титан, ванадий, медь, золото, металлы платиновой группы.

Технологическими испытаниями установлена возможность получения из руд Пудожгорского месторождения железо-титан-ванадиевого концентрата, а из отходов магнитной сепарации - медносульфидного концентрата с металлами платиновой группы. Исследования, выполненные в московском Институте металлургии и материаловедения РАН, позволили создать новую технологию металлургического передела титаномагнетитовых руд и решить проблему комплексного использования титаномагнетитов по экологически чистой технологии с получением природно-легированного стального продукта, ванадия и пигментного титана.

- А из медно-сульфидного концентрата можно получить драгоценные металлы, например золото, серебро, платину?

- После определенной обработки можно получить не только эти металлы, но еще и медь, и палладий. Вскрышные породы Пудожгорского месторождения представлены габбро-диабазами и гранитами, которые являются сырьем для получения щебня высокой прочности. При отработке карьера ежегодно будет извлекаться более 30 миллионов тонн гранита и габбро-диабаза. Это надежная сырьевая база строительных материалов для областей Центральной России.

- Предположительно какова экономическая эффективность освоения Пудожгорского месторождения железо-титан-ванадиевых руд?

- При предварительных расчетах учитывалась и работа горнометаллургического комбината при добыче руды 7 миллионов тонн в год. Окупаемость составит 5 лет, уровень рентабельности - 78 процентов. Отработка месторождения может продолжаться 120-140 лет.

- Какие потребуются инвестиции?

- 1,2 миллиарда долларов, что сопоставимо с затратами на строительство Костомукшского ГОКа. Федеральное агентство по недропользованию во втором квартале текущего года планирует проведение аукциона на получение права пользования недрами с целью добычи титаномагнетитовых руд и попутных полезных компонентов на Пудожгорском месторождении. Имеются потенциальные соискатели.

Благородные металлы... и не только

- В Пудожском районе выявлены и другие месторождения?


- Это уникальные по масштабам Аганозерское месторождение и Шалозерское проявление хромовых руд, в пределах которых сосредоточены основные запасы и ресурсы этого сырья в России. Суммарные разведанные запасы руды равны 26,6 миллиона тонн, прогнозные ресурсы - 188 миллионов тонн.

Освоив Аганозерское месторождение и построив горно-обогатительный комбинат, здесь можно ежегодно добывать около одного миллиона тонн руды, производить 300 тысяч тонн хромового концентрата. Проект потребует более 80 миллионов долларов капитальных вложений. Лицензией на разработку Аганозерского месторождения владеет ОАО "Карелмет".

- Сейчас идут геологоразведочные работы на Шалозерском месторождении. Что оно будет представлять собой после из завершения?

- Это будет крупный геологический объект на разработку и производство никеля, меди, хрома, золота и металлов платиновой группы. При этом производство около 20 процентов продукции в стоимостном эквиваленте будет приходиться на благородные металлы. Права на разведку и освоение этого объекта принадлежат ЗАО "Норит".

- Говорят, что в Пудожском районе есть и месторождение никеля и магния?

- Да, здесь предварительно оценено уникальное по своим масштабам месторождение Аганозерское-2. Только запасы извлекаемого никеля составляют 448 тысяч тонн, извлекаемой окиси магния - 41,5 миллиона тонн. Общие ресурсы месторождения составляют 2,6 миллиарда тонн.

Кроме того, недра района богаты каменными строительными материалами. На территории разведано три месторождения строительного камня для получения щебня с общими запасами около 250 миллионов кубометров и восемь месторождений для добычи блоков из гранита и габбро-диабазов. Запасы промышленных категорий блочного камня оцениваются 53,5 миллиона кубометров. Уже много лет добыча горных пород на щебень осуществляется на карьере "Большой массив". В настоящее время щебень производится на недавно введенном в строй импортном оборудовании. Производственные мощности составляют около 2 миллионов кубометров щебня в год. При реализации всего проекта общая стоимость выпускаемой предприятиями продукции будет составлять около 1 миллиарда долларов в год.

Дороги плюс электрификация

- Мы снова возвращаемся к разговору о том, что отсутствие надлежащих путей сообщения, в частности железнодорожного, сдерживает развитие горнопромышленного и лесопромышленного узлов в восточной части Карелии. Каков же выход из создавшейся ситуации?

- Возможны три варианта организации железнодорожного сообщения в Пудожском районе. Первый: линия: Медвежьегорск - Пудожгорское - Аганозеро протяженностью 150 километров. Второй: Медвежьегорск - Пудож - станция Няндома на дороге Москва - Вологда - Архангельск (400 километров). Третий: Медвежьегорск - Пудож - Вытегра - Череповец (около 500 километров).

- И что же предпочтительнее?

- Реализация первого варианта может рассматриваться как начало освоения природных богатств этого края. Второй вариант более дешевый по сравнению с третьим, но в итоге удлиняет путь доставки грузов к потребителям. Третий вариант обеспечивает устойчивый транспортный коридор для доставки грузов из восточной части Карелии. Кроме того, по нему возможна транспортировка окатышей из Костомукши в Череповец. Этот путь будет короче существующего способа доставки на 200 километров. Ориентировочная стоимость третьего варианта организации железнодорожного сообщения два миллиарда долларов.

- О предполагаемом дефиците электроэнергии уже сейчас идут разговоры. Вероятно, индустриализация края невозможна без его электрификации?

- Совершенно верно. Только одно потребление электроэнергии будущим Пудожгорским горно-металлургическим комбинатом оценивается в 2,6 миллиарда киловатт-часов. Полная потребность района с учетом становления всех упомянутых производств составит порядка 4 миллиардов киловатт-часов. Столько сегодня вырабатывается всеми генерирующими источниками энергии в Карелии.

- Какие еще инфраструктурные и социальные проблемы придется решать при реальном подходе к освоению богатств Пудожского района?

- Это строительство города металлургов с населением 20-25 тысяч человек и крупных современных поселков в районе Аганозера и Шалозера. Естественно, потребуется привлечение трудовых квалифицированных ресурсов из других регионов России, создание сферы отдыха и комфортного проживания трудового населения, решать другие вопросы.

Партнерство с государством

- Существующая мировая практика инвестирования средств в развитие промышленных производств показывает, что инвесторы, как правило, ограничиваются только созданием производственной базы. Вложение средств в инфраструктуру не всегда экономически оправдано. Как быть?

- В таком случае на помощь приходит государство, которое заинтересовано в развитии промышленности и берет на себя часть расходов по реализации инфраструктурных проектов. Сегодня такая схема начинает действовать и в России. Например, в Красноярском крае имеется около 20 крупных инвестиционных проектов, часть которых уже реализуется в рамках такого партнерства.

Освоение Пудожского мегапроекта возможно только при условии реализации частно-государственного партнерства в сфере строительства инфраструктуры и привлечения не только средств бюджета республики и тех компаний, которые непосредственно участвуют в реализации проектов, но и средств энергетических и железнодорожных компаний, также заинтересованных в продвижении своих услуг. Возможно привлечение средств инвестиционного фонда России и создающегося Банка развития России.

- А кто будет координатором?

- Можно сказать однозначно, что органы государственного управления с этой задачей одни не справятся. Объединить усилия всех заинтересованных компаний должен единый заказчик, который способен выступить инициатором комплексной проработки инфраструктурных проектов, провести технико-экономические исследования, подготовить проектную документацию, провести переговоры с заинтересованными инвесторами. Для этих целей, а также для решения других подобных задач по развитию территорий возможно создание корпорации или Агентства развития.

Бизнес уже проявил интерес к данным сырьевым объектам Пудожского района. В органах исполнительной власти прорабатываются вопросы подхода к этой сложнейшей проблеме. Стратегическая задача заключается в том, чтобы инфраструктурно обеспечить развитие территории. Необходимо ставить и детально прорабатывать вопросы строительства железнодорожного сообщения и электрификации края. Проблема назрела. Ее решение может быть осуществлено в среднесрочной перспективе. -- INFOLine, ИА (по материалам Правительства Республики Карелия)


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Вернуться к новостям



MyMetal