29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости компаний


25.12.2007 | Новости компании

Развитие импортозамещающих производств в черной металлургии России.

Доклад Заместителя Министра промышленности и энергетики РФ Андрея Дементьева на Совещании по проблемам импортазамещения в черной металлургии 24 декабря 2007

Уважаемые коллеги!

Сразу хочу сказать, что российская черная металлургия – это отрасль, которой не требуются неотложные антикризисные меры, ее не надо, что называется, "спасать". Металлургические предприятия твердо стоят на ногах, интегрированы в мировую экономику и уверенно движутся вперед. На сегодняшний день Россия занимает 4-е место в мире по производству стали, а по экспорту металлопродукции мы занимаем третье место в мире.

В сфере международной торговли российские металлурги имеют положительное сальдо торгового баланса.

В товарной структуре российского экспорта металлы и изделия из них устойчиво сохраняют второе место после ТЭКа.

Фактом признания России как глобального игрока на рынке продукции черной металлургии стало недавнее принятие ее в Комитет по стали Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве полноправного члена, притом, что переговоры о вступлении России в ВТО и ОЭСР только ведутся.

Членство в Комитете по стали ОЭСР, несомненно, позволит нам активно участвовать в решении различных вопросов, касающихся развития мировой черной металлургии, на равных формировать правила и условия функционирования отрасли.

При этом следует признать, что основной экспортируемой продукцией черной металлургии России является сырье и полуфабрикаты на долю которых приходится более 60% экспорта.

Причинами этого являются и сложившаяся конъюнктура на мировых рынках стали, и расширяющаяся международная кооперация, в том числе, поставки нашими компаниями полуфабрикатов на собственные заводы за рубежом, однако главной причиной можно считать прямое противодействие России на мировых рынках высокотехнологичной металлопродукции. Нас фактически загоняют в нишу стран сырьевой специализации.

По состоянию на 1 декабря 2007 года в отношении российской металлопродукции действуют 35 ограничительных мер в 17 странах мира. В большинстве своем они являются нерыночными и несправедливыми. Смешно сказать, но такие страны, как Мексика и Аргентина, до сих пор при проведении расследований не признают Россию страной с рыночной экономикой.

В структуре же российского импорта черных металлов наблюдается обратная картина. Его основная доля приходится на листовой прокат, прутки и стальные трубы, то есть на продукцию с более высокой степенью переработки.

В последние годы наблюдается устойчивый рост внутреннего потребления черных металлов, в том числе продукции повышенной готовности. Однако емкость российского внутреннего рынка все равно не превышает 60% от общего объема производства стали в стране. По некоторым видам продукции имеется дисбаланс, как положительный, так и отрицательный. Ликвидация дефицита стальной продукции является одним из основных направлений развития металлургии, о котором я расскажу чуть ниже.

Следует отметить, что в 2007 году резко вырос импорт стальной. Физический объем импортных поставок проката, листа с покрытием, труб увеличится соответственно на 1,8 млн.тонн, на 420 тыс.тонн и на 300 тыс.тонн .

В результате высокая доля импорта присутствует в структуре закупок стальных труб большого диаметра (ТБД) – 27,4%, заготовок для производства труб большого диаметра – около 50%, прутков для армирования железобетонных конструкций – 20%, проката и труб из нержавеющей стали – 59% и 74% соответственно и проката с покрытиями – 28%.

Причинами этого явились и несоответствие темпов роста производства темпам развития спроса, и низкий качественный уровень некоторых видов продукции, но в основном это недобросовестная конкуренция со стороны импортеров.

Анализируя подробнее ситуацию с импортозамещением чувствительных видов продукции, принятые и возможные меры государственного регулирования в металлургии, можно сказать следующее.

Рынок одношовных труб большого диаметра 1020 – 1420 мм (ТБД).

Российские трубные компании уделили особое внимание созданию новых мощностей по производству ТБД, соответствующих мировым стандартам, обладающих высокой надежностью, удовлетворяющих жестким экологическим требованиям. (Слайд 7) Объем инвестиций трубных компаний на эти цели превысил 3,5 млрд. долларов США. В результате, уже к 2006 году мощности по производству ТБД практически соответствовали текущей и перспективной потребности внутреннего рынка.

И в этот же период усилились негативные тенденции роста импортных поставок ТБД в Россию. В связи с этим, на основании проведенного расследования, было принято Постановление Правительства РФ, которым установлена сроком на 3 года специальная таможенная пошлина в размере 8% от таможенной стоимости на ТБД по 15 кодам ТН ВЭД.

Однако из-за высокого роста спроса на внутреннем рынке и ценовых преимуществ импортеров действие пошлины не оказало существенного положительного влияния. К тому же пошлина не распространяется на ввоз ТБД из развивающихся стран, пользующихся нашей национальной системой преференций, например, Китай. В итоге, импорт ТБД в Россию в 2007 году удвоился.

Ситуация на рынке толстолистового широкоформатного проката.

Здесь существует другая проблема - для производства ТБД, а также для других отраслей экономики необходимы листы шириной не менее 3400 мм (штрипсы), производство которых в России возможно только на стане "5000" ОАО "Северсталь" в объеме до 700 тыс. тонн. При этом потребность в нем оценивается в 1250 тыс. тонн – для трубников и еще 100 тыс. тонн – для остальных потребителей, что определит долю импорта во внутреннем потреблении в 50%.

Существующий в настоящее время дефицит толстого широкого штрипса может достигнуть к 2011 году 2,0 – 2,5 млн. тонн. Ликвидировать этот дисбаланс позволит реализация двух проектов сооружения станов "5000" в ОАО "ОМК" и ОАО "ММК".

Для сохранения достигнутого уровня поставок отечественных труб большого диаметра на внутренний рынок и в связи с существующим пока отставанием развития мощностей по производству штрипса, постановлением Правительства РФ. были отменены ставки ввозных таможенных пошлин на прокат плоский из углеродистых и легированных марок стали, шириной 600 мм или более.

При этом в целях содействия строительству указанных станов, постановлением Правительства РФ установлена сроком на 9 месяцев нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на станы.

Рынок прутков для армирования железобетонных конструкций (прутки)

В последние годы, особенно в связи с реализацией проектов в промышленном и жилищном строительстве, ускоренными темпами растет внутренний спрос на прутки. При этом, доля импорта во внутреннем потреблении составляет 20%.

В целях регулирования поставок прутков на российский рынок, в соответствии с распоряжением Правительства РФ 13 августа 2007 г. между Минэкономразвития России и Минэкономики Украины было подписано Соглашение об ограничении поставок прутков для армирования железобетонных конструкций, происходящих из Украины, на таможенную территорию Российской Федерации. Данное Соглашение было подготовлено в результате переговоров российских и украинских компаний.

В среднесрочной перспективе компании планируют расширение производства арматурной стали, которое полностью обеспечить внутренний спрос собственной качественной продукцией.

Рынок жести и листа с покрытиями

Производство жести и листа с покрытиями развивается достаточно активно, что вызвано растущим спросом со стороны стройиндустрии, машиностроения, автомобильной промышленности и др. При этом доля импорта во внутреннем потреблении также растет и достигнет в 2007 году 28%.

В ближайшее время российскими металлургическими компаниями намечены вводы новых мощностей по производству, например, оцинкованного листа Это позволит обеспечить растущий внутренний спрос качественным отечественным металлом с покрытиями.

Что касается потребления холоднокатаного автолиста, то уровень его производства в настоящее время существенно превышает внутренний спрос. Доля импорта во внутреннем потреблении незначительна и не превышает 8%. При этом потребности автопрома в холоднокатаном автолисте отечественные производители удовлетворяют практически полностью.

В 2008-2010 годах, в связи с расширением производства автомобилей в режиме промсборки, потребность внутреннего рынка в автолисте будет возрастать и, в связи с этим, предприятиям необходимо сконцентрировать свои усилия на вопросах улучшения качественных характеристик продукции.

Рынок проката и труб из нержавеющей стали

Производство проката из нержавеющей стали в 2007 г. составит по оценке 106 тыс. тонн, в то время, как внутреннее потребление превышает производство более чем в 2 раза и составляет 225 тыс. тонн. При этом существующие мощности позволяют обеспечить внутренний рынок в полном объеме, так как их загрузка сегодня не превышает 30%. Однако импортная, не всегда более качественная, но более дешевая продукция пользуется повышенным спросом у российских потребителей. Доля импорта во внутреннем потреблении проката из нержавеющей стали достигает 70%.

На основании проведенного защитного расследования было принято постановление Правительства РФ, которым установлена сроком на 3 года антидемпинговая пошлина на европейский коррозионностойкий плоский прокат. Однако доля импорта на российском рынке снижается незначительно, так как ограничения поставок "нержавейки" из Европы компенсировались ростом продаж из Китая.

В то же время, очевидно, что отечественным компаниям необходимо реализовать серьезные программы по существенному повышению качества проката из нержавеющей стали.

Производство труб из нержавеющей стали составит, по оценке, в 2007 г. 15,2 тыс. тонн. Внутреннее потребление превышает объем производства в 3 раза, при этом наблюдается его существенный рост. Основными потребителями являются атомное и энергетическое машиностроение, ТЭК и ВПК. Растущий спрос внутреннего рынка обеспечивается, в основном, импортом, доля которого в потреблении за прошедший год возросла на 11% и достигла практически 72%.

На основании обращения российских трубных компаний, приказом Минэкономразвития России открыто расследование в отношении импорта в Россию нержавеющих труб. Принятие специальных защитных мер необходимо сегодня, чтобы защитить этот сегмент рынка, особенно в части электросварных нержавеющих труб.

Российские производители труб из нержавеющей стали, в целях сокращения имеющегося дефицита и улучшения качества, ведут работы по расширению производства. Так, на Волгоградском заводе труб малого диаметра введен агрегат по производству сварных нержавеющих труб мощностью 25 тыс. тонн труб в год, что позволит существенно сократить имеющийся дефицит (более чем на 70%). Также планируется развитие мощностей по производству труб из нержавеющей стали на других заводах ("Серп и Молот", Московский трубный, Волжский трубный завод).

Таким образом, российская металлургия – это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. По прогнозу, в 2007 году инвестиции составят 130 млрд. рублей.

На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития. По этим программам на период до 2010 года предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Отрасль одной из первых приступила к реализации программ реструктуризации производства и сокращения неэффективных мощностей, что позволило увеличить производство конкурентоспособной продукции, снизить издержки и негативное воздействие на окружающую среду, минимизировать социальные проблемы.

Современная черная металлургия – это сфера компетенции крупного бизнеса. В настоящее время в черной металлургии России сформировалось 9 крупных компаний и корпоративных групп

Таким образом, завершился важный этап развития отрасли, связанный с реструктуризацией, и начался переход к следующему этапу, который в соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение спроса металлопотребляющих отраслей: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, строительство;

активное внедрение инноваций;

ресурсо-энергосбережение;

повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда;

укрепление своих позиций России на мировых рынках;

защита отечественных производителей на внутреннем рынке;

развитие новых промышленных регионов.

То есть, отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом. Поэтому задача государства содействовать инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников. А самое главное: брать на себя решение задач, которые бизнес сам по себе решить не может (например, инфраструктурных) и которые дают значительный мультипликативный эффект.

Оценивая перспективы развития российского внутреннего рынка стали, следует признать, что его защита от недобросовестной конкуренции до сих пор является серьезной проблемой.

В 2005-2007 годах Минпромэнерго совместно с Минэкономразвития проводило работу по защите российских производителей металлопродукции на внутреннем рынке и созданию для них равных конкурентных условий.

Крайне важно, чтобы государство своевременно вводило обоснованные меры, направленные на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта. К сожалению, так происходит не всегда. Опыт проведения предыдущих расследований показывает, что от момента начала расследования до его завершения проходит 21-36 месяцев.

Кроме того, Минэкономразвития России необходимо активно применять механизм введения предварительных мер, предусмотренных российским законодательством о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследованиях. Данный механизм широко используется в других странах мира, в том числе и против российских экспортеров.

Справочно: Порядок проведения расследований при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров регулируется Федеральным Законом от 8 декабря 2003 года №165 –ФЗ. Законом предусматривается возможность установления предварительных мер при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения. В частности, статьей 8 установлен порядок установления предварительной специальной пошлины, предшествующей установлению специальной защитной меры, статьей 14 – предварительной антидемпинговой пошлины, статьей 21 – предварительной компенсационной пошлины.

Отдельно хочу остановиться на одной существенной проблеме производства нержавеющего проката. Поскольку цены на чистый никель в 2007 году достигали исторических максимумов, использование при выплавке нержавеющей стали более дешевого никельсодержащего лома существенно снижает себестоимость и, соответственно, повышает конкурентоспособность готовой продукции.

Сегодня, при нынешнем уровне вывозных пошлин, прямой экспорт нержавеющего лома практически отсутствует, однако существуют различные схемы его вывоза в режиме "переработки вне таможенной территории", реализуемые многочисленными "участниками внешнеэкономической деятельности", по количеству не многим уступающему численности "экспортеров" круглого леса.

В 2007 году, по итогам расследования ФТС России, были выявлены незаконные схемы беспошлинного вывоза нержавеющего лома и ввоза на таможенную территорию России проката из нержавеющей стали под видом изделий переработки. По экспертным оценкам, в таком режиме вывозится более 30 тыс. тонн в год никельсодержащего сырья.

Необходимо разработать меры по усилению таможенного администрирования подобных схем, а, может быть, и принять соответствующие решения по ограничению вывоза никельсодержащих отходов с территории России, естественно на основе действующей нормативно-правовой базы.

Кстати, парадоксально, но в России до сих пор действуют ввозные пошлины на лом нержавеющей стали и лом никеля , которые, конечно же, необходимо обнулить, как и по ломам других металлов.

Таким образом, основными мерами по развитию импортозамещающих производств в черной металлургии России должны быть:

1. Координация планов развития предприятий горно-металлургического комплекса с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России.

2. Повышение конкурентоспособности металлопродукции.

3. Стимулирование инвестиционной и инновационной активности, направленной на импортозамещение.

4. Усиление мер по защите отечественных производителей на внутреннем рынке.

5. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в Российской Федерации.

6. Усиление мер таможенного администрирования.

7. Оптимизацию условий железнодорожных перевозок продукции горно-металлургического комплекса.

Реализация Стратегии развития металлургической промышленности России до 2015 г, Плана мероприятий в 2007-2008 гг., а также инвестиционных программ металлургических компаний создаст предпосылки дальнейшего динамичного развития отрасли и импортозамещения производств в черной металлургии.

Благодарю за внимание! -- INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и энергетики)


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Вернуться к новостям



MyMetal