29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Россию ждет "инерционный" год.



В 2002 г. правительству и ЦБ не придется прибегать к чрезвычайным мерам для поддержания макроэкономической стабильности. Как стало известно "Ведомостям", таков лейтмотив доклада, который прочтет на завтрашнем заседании кабинета министров один из заместителей Германа Грефа. В Минэкономразвития считают, что нефтяной рынок не готовит России никаких сюрпризов, и предлагают использовать спокойный год для энергичных структурных реформ. "Хорошая макроэкономическая политика по определению консервативна, - заявил в интервью "Ведомостям" замминистра экономического развития Аркадий Дворкович. - Поддержание стабильности - это текущая работа, и никаких специальных мер для ее обеспечения не требуется". По словам Дворковича, нужно только исполнять бюджет и не забывать о координации действий между экономическими ведомствами правительства и Центробанком. Ситуация на мировом рынке энергоносителей не внушает Минэкономразвития особых опасений - у российских властей достаточно инструментов для сглаживания колебаний. "Если [весь год баррель Urals] будет стоить $16,5, то, возможно, придется снижать остатки, которые были на начало года [на счетах Минфина в Центробанке]", - рассуждает Дворкович. Однако, по его словам, многое зависит от того, как будут работать новые налоги - на прибыль и на добычу полезных ископаемых. "Я не исключаю, что и при $16,5 [за баррель Urals] доходы мы получим такие же, какие прогнозировали при $18,5", - говорит замминистра. Дворкович допускает, что более глубокое снижение цен на нефть может вызвать недостаток денежного предложения. В этом случае ЦБ может снизить процентные ставки по депозитам, чтобы "на рынке было чуть больше ликвидности", констатирует замминистра. Недорогая нефть имеет и свои плюсы для экономических властей. При низких ценах не будет опасности укрепления рубля, прогнозирует Дворкович. А значит, будет легче жить отраслям, ориентированным на внутренний рынок, и не придется бороться с ростом экспорта. При более высоких ценах на нефть (около $20 за баррель) властям придется решать проблему конкурентоспособности предприятий, удовлетворяющих внутренний спрос. "Тем не менее централизованного протекционизма ни в коем случае не будет, - уверяет Дворкович. - Если у конкретной отрасли возникнут проблемы, она всегда может прибегнуть к стандартной процедуре, написав запрос о повышении импортных пошлин в комиссию по защитным мерам во внешней торговле". В конце 2001 - начале 2002 г. экономический рост в России замедлился, а в промышленности последние четыре месяца фиксируется небольшой спад. Однако искусственно подстегивать рост в Минэкономразвития не считают нужным. "В ближайшие месяцы, видимо, начнется новая фаза подъема, однако высоких темпов роста в 2002 - 2003 гг. ожидать не стоит", - говорит Дворкович. Он объясняет это тем, что в стране еще не накоплен критический объем инвестиций, которые могли бы поддерживать более высокие темпы роста. Минэкономразвития поступает правильно, воздерживаясь от макроэкономических новаций, считают независимые эксперты. "В краткосрочном плане с помощью денежной или налоговой политики мало что можно сделать, чтобы стимулировать рост, - говорит главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог " Олег Вьюгин. - Сейчас надо думать о 2003 г. , а не о 2002 г. , который в определенном смысле потерян. Все будет идти по инерции". А директор аналитического департамента банка МФК Валерий Петров полагает, что отсутствие революционных макроэкономических идей - это реверанс в сторону иностранных инвесторов. "В нынешней непростой ситуации привлечение внешних инвестиций - приоритет для правительства, - рассуждает аналитик. - Чтобы эти деньги пришли, России необходимо изживать имидж страны, где постоянно идут реформы и меняются правила игры". Вместо резких изменений макроэкономического регулирования Минэкономразвития предлагает сосредоточить силы на структурных реформах, которые заложат основы устойчивого роста в последующие годы. "По сравнению с серединой 90-х ситуация все еще благоприятна для структурных реформ", - говорит Дворкович. Приоритетными в этом году должны стать социальные реформы - прежде всего пенсионного и социального обеспечения. В более сложной ситуации на них может просто не хватить денег. Другой приоритет - это реформа естественных монополий и тех секторов, в которых по-прежнему доминирует государство, - оборонки, жилкомхоза и банковского сектора. Вьюгин подчеркивает, что без банковской реформы, в результате которой в России появится эффективная система финансового посредничества, набор инструментов макроэкономической политики у властей будет по-прежнему крайне ограниченным.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal