20 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Уроки ГАЗа: Может ли олигарх вывести из кризиса предприятие, много лет управлявшееся "красным директором"?



Может ли олигарх вывести из кризиса предприятие, много лет управлявшееся "красным директором"? Этот вопрос, часто задававшийся во время первой волны приватизации, снова приобрел актуальность в связи с агрессией группы "Сибирский алюминий" в российском автопроме. Искать ответ "Ведомости" решили на Горьковском автозаводе, где команда Олега Дерипаски правит бал уже больше года. Первый урок, который можно извлечь из опыта "Сибала" на ГАЗе, касается важности так называемого "административного ресурса". Прежде чем скупать акции ГАЗа, Дерипаска провел переговоры с президентским полпредом в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко. "Дерипаска прекрасно понимал, что без административной поддержки со стороны федеральной власти вряд ли сумеет вытащить завод, - говорит заместитель полпреда Сергей Обозов. - И незачем скрывать, что Кириенко с Дерипаской достигли базовых договоренностей об антикризисном управлении уже на первой встрече". Каждая сторона взяла на себя по одному базовому обязательству: Дерипаска обещал ликвидировать бартерные и вексельные схемы реализации автомобилей, Кириенко - помочь с передачей гигантской "социалки" ГАЗа на баланс местных властей. По-видимому, были и другие неформальные соглашения, относящиеся к "силовой" сфере. После ликвидации серых схем продажи машин в короткие сроки было преодолено сопротивление местных "спортсменов", а нижегородские судебные приставы почему-то стали на удивление лениво собирать старые долги ГАЗа. Ситуация на ГАЗе интересна тем, что обе стороны - и власть, и олигарх - в целом свои обещания сдержали. При этом если Дерипаска в любом случае перестроил бы систему продаж - без этого невозможно было повысить эффективность газовского бизнеса, - то власти, забрав у завода социальные объекты, заработали серьезную головную боль. Новые собственники ГАЗа категорически отказались хоть как-либо помогать муниципалитетам в содержании больницы, детских садов, стадионов, жилья, содержание которых обходилось заводу в 500 млн руб. в год. Второй урок ГАЗа так же прост, как и первый: что не позволено "красному директору", позволено олигарху. Речь идет о гигантских долгах ГАЗа перед дилерами и поставщиками. По сведениям местных предпринимателей, с которыми общались корреспонденты "Ведомостей", "Сибал" либо вовсе отказался выплачивать эти долги, либо предложил выкупить их с дисконтом от 50% до 85%. И кредиторам пришлось пойти навстречу "новой власти", тем более что она продемонстрировала свою способность прятать деньги, используя хитрые толлинговые схемы. Не удалось так легко отделаться только от главного поставщика двигателей - Заволжского моторного завода. Дерипаска с самого начала не рассматривал возможность его покупки - и, похоже, серьезно ошибся. Потому что на завод пришел другой олигарх, Алексей Мордашов. Для него, в отличие от автодилеров, "завязанность" ЗМЗ на ГАЗ не была аргументом в пользу прощения долгов. Затяжной конфликт удалось разрешить лишь недавно - опять же при участии Кириенко. И, наконец, третий урок заключается в том, что умение договариваться с властями и решать проблемы с кредиторами отнюдь не гарантирует успеха в бизнесе. Новая команда начала борьбу за качество продукции, упразднив третью смену, производившую почти исключительно брак, и прекратив поставки некомплектных машин. Но в процессе улучшения качества заводу пришлось снизить производство "Волг ", и ГАЗ за прошлый год потерял треть своей доли на рынке легковых автомашин. Теперь новым собственникам приходится "на ходу" совершенствовать некоторые узлы "Волги" и вкладывать серьезные деньги - порядка $30 млн - в модернизацию сборочного производства. И все это - чтобы продлить жизнь морально устаревшей модели. О новой машине на ГАЗе согласны думать, только если правительство увеличит пошлины на ввоз иномарок. То есть в конечном счете команда "Сибала" возлагает основные надежды все на тот же "административный ресурс". Хотя неясно, почему государство должно этот ресурс предоставить - ведь ГАЗ пока не предъявил правительтству своих инвестиционных планов.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal