16 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Иван Стариков: Уроки «Криворожстали»



Сила и слабость власти С того дня, как был объявлен конкурс по продаже «Криворожстали», мне приходилось слышать оценки многих российских политиков и крупных бизнесменов. Их имен я, разумеется, называть не буду, чтобы не позорить. Серьезные люди, они репродуцировали российское телевидение: условия слишком жесткие, продать «Криворожсталь» в нынешней ситуации дороже, чем за $1.6-1.7 млрд, невозможно, Ющенко сошел с ума, никто не станет покупать предприятие за огромные деньги в условиях политической нестабильности, конкурс обернется скандалом и станет колоссальным поражением новой украинской власти.Сегодня уже очевидно, что скептики посрамлены. «Криворожсталь» продана за $4.8 млрд. при том, что самые смелые эксперты называли вероятную финальную цену на уровне $3.1-3.2 млрд. Разумеется, конечная цена отражает глобальные амбиции как покупателя Л.Миттала, так и его основного соперника, компании «Arcelor». Безусловно, такой цены не было бы, если бы в конкурсе участвовали только «свои», как это было год назад. Однако никто не стал бы платить за «Криворожсталь» почти 5 миллиардов долларов – гигантскую сумму, если вдуматься, самую большую за всю историю приватизации в бывшем СССР – если бы не было доверия к Виктору Ющенко, кабинету министров во главе с Юрием Ехануровым, украинской власти и институтам украинской государственности в целом. Поэтому можно говорить о продаже «Криворожстали» не только как об экономическом, но и как об очень значимом политическом успехе президента Ющенко. Что касается политических сплетен и деклараций, то их эскалация в преддверии конкурса есть свидетельство острой и справедливой конкуренции – подобная ситуация сопровождала и самый удачный и открытый аукцион России девяностых – продажу пакета «Связьинвеста». После 24 октября 2005 года потеряли смысл разговоры о том, что Ющенко слаб, что он не контролирует ситуацию в стране. Слабый президент не может добиться таких результатов на открытом и честном приватизационном конкурсе. Виктор Ющенко смог эффективно противостоять жесткому политическому давлению, которое оказывалось на него накануне 24 сентября. Он пошел и на смену главы кабинета министров, и ряда иных чиновников, сделавших спекуляции о «реприватизации», под которую, мол, надо подвести чуть ли не 3000 предприятий, способом собственной политической рекламы и фандрайзинга перед предстоящими выборами. Развеян миф о якобы имеющей место затяжной нестабильности на Украине. Кремлевские теоретики, которые сетуют, что в Украине нет вертикали власти, а ведущие политики могут открыто ругаться между собой по телевизору при всем честном народе, просто не понимают, что в том и состоит настоящая демократия. А в демократической среде инвесторы всегда чувствуют себя увереннее и комфортнее, чем в условиях авторитарной псевдостабильности, когда коррумпированный чиновник с помощью подконтрольного суда может у тебя все отобрать в любой момент, когда через полгода после торжественного приема один на один в кабинете главы государства можно оказаться в тюрьме. Сейчас уже очевидно, что благодаря сверхуспешной продаже «Криворожстали» украинская власть сможет выполнить возложенные ей на себя большие социальные обязательства, причем как в текущем, так и в следующем году. Это, в свою очередь, серьезно усиливает позиции партии Ющенко – «Народного союза «Наша Украина». Показательно, что активизировались сторонники блока с НСНУ среди малых партий – ПРП, «Руха», партии «Собор». Кто такие «друзья народа» и как они воюют против УкраиныПолитические оппоненты Виктора Ющенко, попытавшись сорвать конкурс по «Криворожстали», доказали, что решение конъюнктурных политических задач для них важнее, чем судьба национальной экономики и собственного народа. Если бы конкурс по «Криворожстали» был отменен, Украина оказалась бы на пороге тяжелейшего социально-экономического кризиса. Были бы сорваны социальные выплаты, причем даже те, которые заложены в бюджет 2005 года. Рассуждения о том, что «Криворожсталь» приносила бы большую прибыль, оставаясь в госсобственности, - это заведомый блеф. В виде дивидендов предприятие приносило бы казне в лучшем случае $250 млн. в год, это значит, что сумму, сравнимую с полученной на конкурсе от «Миттал Стил», Украина заработала бы за 20 лет. Кроме того, были бы безнадежно провалены бюджеты 2005 и 2006 годов. Не говоря уже о том, что в случае отказа от продажи «Криворожстали» правительству пришлось бы за свой счет проводить модернизацию предприятия – на это у государства денег тоже нет. А значит, никаких 20 лет впереди нет – предприятие без модернизации остановилось бы через 6-7 лет. Очевидны интересы социалистов, по воле Ахметова и Пинчука допущенных к трейдинговым потокам комбината. Очевидна безнравственность партии «проффесора» Януковича, так рьяно настаивавшей на продаже комбината в определенные руки год назад, а теперь вдруг открывшей для себя преимущества госсобственности. А вот менее очевидный сюжет – это позиция Юлии Тимошенко. Как и многие мужчины, я впечатлен красотой этого единственного на пространстве СНГ успешного политика-женщины. Но, вместе с тем, ее представители отговаривали металлургические компании России от участия в конкурсе, рассказывая басни про украинскую «нестабильность». Сегодня вокруг Юлии Владимировны в Москве суетятся фигуры, которые год назад призывали раздавить Майдан танками. Вдруг оказалось, что фиктивный ЕЭП с многочисленными и произвольными изъятиями из режима свободной торговли – это именно то, что надо Украине. Юлия Тимошенко едет на поклон в Генеральную прокуратуру РФ, хотя ранее она рассказывала нам, что и в Москве нужно повторить украинский опыт защиты народного выбора. Это очень печально и обидно. Думаю, госпоже Тимошенко стоит более аккуратно выбирать партнеров и попутчиков. Институты: уроки для постсоветского пространства Украина, в настоящее время, является флагманом институциональных реформ. Налоговые ставки, не выше российских, но без российского налогового терроризма. Независимый суд, исход которого непредсказуем. Реформируемая милиция и переходящая к профессиональной армия, возглавляемые гражданскими чиновниками. Частное телевидение, просвечивающее власть. Полноценный бюджет, принимаемый коалициями народных представителей, а не чиновниками. Отсутствие террористической угрозы. Те, кто ставил на Ющенко и верил в него, ждали не рая на земле. Они ждали власти, не являющейся источником угрозы для граждан и бизнеса. И они выиграли. Украинские власти первыми на постсоветском пространстве подошли к проблеме легитимации итогов приватизации (российский опыт грабежа бизнеса преступными группировками «правоохранителей» не имеет к ней никакого отношения). Хорошо известно, что приватизация, как в России, так и на Украине, не всегда – но массово - проходила с грубейшими нарушениями действующих законов, означавшими копеечную цену приобретения собственности для близких к власти бизнесменов или чиновников. Именно это, а не сам факт существования частной собственности, и вызывает такое раздражение у простых людей, да, кстати, и у малого бизнеса. Можно ли распространить опыт «Криворожстали» - выкуп у прежних владельцев с последующей перепродажей за большие деньги на другие предприятия Украины? Едва ли. «Криворожсталь» - уникальный случай, и в экономическом, и в политическом смысле. Ее прежние владельцы, покупавшие предприятие во время предвыборной кампании, были хорошо осведомлены о существующих рисках. Более разумной мне представляется схема с основанными на законе мировыми соглашениями по тем предприятиям, несоответствие приватизации которых доказана судом: владельцы должны доплатить государству за предприятия, ранее купленные ими за бесценок. Так государство получит несколько миллиардов долларов и укрепит уважение к праву собственности в стране. При этом, на мой взгляд, речь должна идти о предприятиях, чья капитализация превышает определенный уровень, например $50 млн. – с тем чтобы не возбуждать очередной виток войны за магазины и ларьки, часто – чего греха таить - выкупленные у местных властей даром для бюджета. Такая модель позволит закрыть разговоры о несправедливом характере приватизации и положит конец корпоративным войнам за предприятия, войнам, истоки которых коренятся в неотрегулированности прав собственности и отсутствии общественного уважения к результатам приватизации. http://www.sps.ru

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal