29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Социализм с металлическим лицом



/Коммерсантъ, Дмитрий Воробьев, Мария Черкасова/Отечественная металлургия доживает последние спокойные дни. Нынешнее благополучие продлится недолго. Причиной предстоящего кризиса станет Китай, который производит почти треть стали в мире и активно наращивает экспорт черных металлов. Ожидаемое в 2008-2009 годах перепроизводство стали в КНР грозит российским металлургам потерей рынков сбыта не только за рубежом, но и внутри страны. Отечественная металлургия доживает последние спокойные дни. Нынешнее благополучие продлится недолго. Причиной предстоящего кризиса станет Китай, который производит почти треть стали в мире и активно наращивает экспорт черных металлов. Ожидаемое в 2008-2009 годах перепроизводство стали в КНР грозит российским металлургам потерей рынков сбыта не только за рубежом, но и внутри страны. Запад против Востока По уровню доходности бизнеса российская черная металлургия уступает лишь нефтянке. Залог благополучия металлургов заключался в доставшейся им в наследство от СССР материальной и ресурсной базе, которая после 1991 года стала работать в основном на экспорт. И даже несмотря на раздутый по сравнению с западными компаниями штат работников, устаревшие технологии и высокую коррупционную составляющую бизнеса, российские комбинаты быстро завоевали прочные позиции в Европе, Америке и Азии за счет низкой себестоимости их продукции. В мировой металлургии, серьезно пострадавшей от падения цен, с конца 1990-х годов пошел процесс слияний крупных металлопроизводителей. Апогеем этого процесса стало недавнее объединение двух крупнейших сталелитейных компаний мира -- франко-бельгийско-немецкой Arcelor и англо-голландской Mittal Steel. Как говорят представители двух компаний, "слияние, во всяком случае, поможет нам выжить при следующем кризисе". Дата будущего кризиса пока вслух не называется, но большинство экспертов склоняются к мысли о 2008-2009 годах, когда в Китае, ведущем на сегодняшний день производителе стали на планете, спрос на черные металлы перестанет расти. Тогда на мировой рынок хлынет поток избыточного металла. К такому развитию событий уже начали готовиться как непосредственные соседи Поднебесной, так и в самом Китае. Летом министр экономики, торговли и промышленности Японии Тетсухиро Хосоно официально попросил Китай уменьшить производственные мощности по выпуску стали. По мнению правительства Японии, ежегодный 20-процентный рост производственных мощностей Китая может вызвать обвал цен по всему миру и причинить серьезный вред экономике, в том числе и японской. Словно в ответ на эту просьбу в Китае была принята программа развития металлургии до 2020 года, согласно которой в стране должно сократиться число средних и малых производителей, работающих на устаревшем оборудовании. В свою очередь, крупные компании начали готовиться к слияниям. По задумке авторов программы это повысит устойчивость китайской металлургии и к колебаниям рыночной конъюнктуры. В России же этой проблемой пока интересуются мало, хотя риск потерять внешние рынки для отечественных производителей очень велик. Переплавка ценностей Бум металлургической отрасли в Китае не имеет себе равных в мировой истории последних ста лет. За последние пять лет страна более чем в два раза увеличила выплавку стали (см. таблицу). Такой резкий спурт был обусловлен постоянно растущим на 15-25% ежегодно спросом на сталь. Потребность китайской экономики в черных металлах на одно время даже превратила страну в крупнейшего импортера стали -- в 2003 году страна ввезла до 36 млн тонн металла. Но в скором времени ситуация изменилась -- сказались огромные денежные вливания (до $20-30 млрд ежегодно) в основные фонды. Вводимые ежегодно в стране мощности по выплавке 60-80 млн тонн стали (кстати, это равно годовому объему производства металла в России) привели к тому, что производственные возможности индустрии явно превышают потребности экономики. Так, в 2005 году внутреннее потребление в КНР составило порядка 320 млн тонн стали, а на 2006 год оно планируется на уровне 360 млн тонн. Уже сейчас китайская индустрия может самостоятельно покрывать этот спрос, что, кстати, напрямую отразилось на динамике экспорта-импорта этой страны. С 2003 года объемы импорта в страну устойчиво сокращаются, и в начале текущего года КНР превратилась в нетто-экспортера стали и металлопродукции. Примечательно, что уже в 2006 году импорт составит не более 17-18 млн тонн (в основном специальных, не имеющих широкого распространения марок стали), тогда как экспорт, по оценке Ассоциации чугуна и стали Китая, явно превысит 30 млн тонн (см. таблицу). С одной стороны, такие достижения могут являться предметом гордости для металлургов. Однако для мирового стального бизнеса они выглядят рискованными, ставящими отрасль на грань кризиса перепроизводства. Сейчас в структуре экспорта стальной продукции из Китая основное место занимают США, а также страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. И эти страны уже сейчас пытаются защитить свои рынки -- Вьетнам, Корея, Япония и США ограничивают доступ металлу из КНР. Однако сбывать металл куда-то нужно, а с учетом замедления роста потребления в своей стране китайцам жизненно необходимо выходить на новые экспортные рынки. Ведь, по данным Исследовательского центра по проблемам развития при госсовете КНР, с 2005 года непокрытое заказами предложение металла в Китае превысило спрос на 56,5 млн тонн. Одним из наиболее вероятных рынков сбыта своего металла в будущем китайцы видят Россию и страны СНГ. Несмотря на то что спрос на металл в России и СНГ растет медленно (3-5% ежегодно), а сам рынок достаточно узкий (25-30 млн тонн проката для РФ), существующие на нем цены вполне устраивают китайских производителей. По оценкам Ассоциации чугуна и стали Китая, производители из этой страны вполне успешно могут конкурировать с российскими коллегами. Первыми тревогу забили сбытовые структуры российских компаний: они заметили рост поставок стали из КНР. Хотя пока речь идет о партиях в несколько тысяч тонн, тенденция не может не настораживать. В январе--июне 2006 года импорт нержавеющей стали из Китая в Россию увеличился вдвое и достиг 2 тыс. тонн. Статистика по ввозу труб выглядит еще внушительнее. По данным Фонда развития трубной промышленности России (ФРТП), импорт китайских труб в 2005 году вырос в семь раз и достиг 6 тыс. тонн. В этом году, по мнению главы ФРТП Александра Дейнеко, общий объем ввоза труб из Китая может достичь 15-16 тыс. тонн (в основном насосно-компрессорные и бурильные, а также общего назначения). Помимо плоского проката и труб на российский рынок увеличился вдвое приток из Китая сортового проката -- арматуры, прутка, балки. Причем пионерами по продвижению этой китайской продукции на российский рынок зачастую являются отечественные трейдерские компании. По информации Российского союза поставщиков металла (РСПМ), на базах Дальневосточного федерального округа уже представлен в большом ассортименте китайский металлопрокат. Например, хабаровская компания "Центр-метиз" открыла представительство в Шанхае и с сентября начала поставки китайских метизов на рынок Дальнего Востока. А владивостокская компания "Вся русская сталь", несмотря на название, в сентябре закупила партию китайской арматуры. И даже с учетом транспортных расходов цены на китайскую арматуру оказались вполне конкурентоспособными. Многие производители профнастила начали в этом году перерабатывать китайскую оцинковку. И это далеко не все примеры. "Цель китайских производителей понятна -- через какое-то время, когда производство в Китае будет значительно превышать внутренний спрос, они хотят иметь налаженные связи для осуществления поставок металлопродукции в Россию. Не исключено, что российские металлоторговцы тоже отчасти станут проводниками китайского металла на российский рынок,-- говорит глава РСПМ Александр Романов.-- Задача металлоторговой компании -- минимизировать затраты на входе и максимизировать отдачу на выходе. Соответственно, чем больше поставщиков у металлоторговой компании, тем больше выбор по цене и по качеству. И если китайские компании будут предлагать конкурентоспособные условия, почему бы нашим компаниям не продавать китайский металл". Как прогнозируют участники рынка, нельзя исключать и возможность создания на территории России сбытовых подразделений китайских металлургических предприятий. Крупные российские компании пока всерьез конкуренцию с китайцами не рассматривают, однако они уже столкнулись с последствиями роста производства в Китае металла, который привел к заметному (до 30-40%) снижению их экспортных поставок в эту страну. Поэтому они не исключают и того, что в будущем китайцы смогут оттеснить своих российских коллег на рынке Дальнего Востока. По словам представителя Новолипецкого меткомбината (НЛМК) Антона Базулева, "череда антидемпинговым мер, предпринятая правительствами всех стран Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Латинской Америки против китайского стального проката, может вынудить производителей перенаправить поставки в Россию, что способно оказать дестабилизирующее действие на рынки, резко снизить доходность российских компаний и в конечном счете привести к снижению бюджетных платежей". Тем не менее у отечественных компаний теплятся надежды на то, что самый худший сценарий все же не будет реализован. Железнодорожный барьер По мнению экспертов, несмотря на очевидную экспортную направленность металлургии Китая и рост поставок стали из этой страны в Россию, у отечественных компаний есть шансы выдержать конкуренцию и даже победить в ней. Одной из таких причин является зависимость Китая от поставщиков железной руды Австралии и Индии. В 2005 году КНР закупила за рубежом до 270 млн тонн руды, а в этом году планирует приобрести свыше 300 млн тонн. В отличие от китайцев российские металлурги полностью обеспечены своим сырьем и электроэнергией. Вторым фактором, сдерживающим китайскую экспансию, являются железнодорожные тарифы. Поскольку в России они регулируются административным способом, РЖД смогут закрыть для китайской продукции главные металлопотребляющие рынки страны -- Урал, Поволжье, Центральный регион. Иных конкурентоспособных средств перевозки металла из Китая в глубь России нет. Наконец, РФ может в случае демпинга со стороны китайских производителей обложить их продукцию запретительными пошлинами. Правда, в реальность такого сценария мало кто верит. "Россия никогда не вела с КНР торговых войн, и поэтому маловероятно, что мы будем идти на обострение отношений с одним из ключевых экономических и торговых партнеров", - пояснил источник в Минэкономразвития России.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal