19 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Российская бизнес-элита нарисовала мрачную картину последствий вступления в ВТО: По мнению бизнесменов, сначала надо определиться со стратегией развития.



В день очередного раунда переговоров в Женеве российских чиновников с рабочей группой ВТО в Москве влиятельные эксперты и бизнесмены обсуждают эту же тему на конференции "Открытая Россия, мировая конкуренция. О национальной экономической стратегии и присоединении к ВТО".Мероприятие организовано журналом "Эксперт", Институтом "Восток-Запад", Европейским деловым клубом. Интересно, что нарисованная деловыми людьми картина последствий, которые ожидают отечественную экономику, получилась мрачная.Россия сегодня довольно активно ведет переговоры со странами - членами ВТО об условиях вступления во Всемирную торговую организацию. И если требования наших торговых партнеров не всегда приемлемы, но, по крайней мере, понятны, то позиция российских переговорщиков не всегда последовательна и в некоторой степени конъюнктурна, отмечают участники конференции. России необходима долгосрочная социально-экономическая стратегия, без которой невозможно осознать базовые неконъюнктурные интересы во внешнеэкономической сфере и, следовательно, сформулировать внятные требования к условиям нашего членства в ВТО.Решение о присоединении России к ВТО - вопрос уже решенный на политическом уровне. Но экономические последствия этого шага в полной мере не просчитаны, полагают представители бизнеса. Есть фрагментарное представление о том, что будет происходить в отдельных отраслях, но целостную картину вряд ли кто-то сегодня может представить."Некоторые западные эксперты считают, что Россия должна иметь четкую стратегию до вступления в ВТО, - сказал почетный председатель ассоциации Russel Джон Рассел, - но российский бизнес не может представить себе полную картину последствий. Влиятельные бизнес-группы либо приобретут, либо потеряют в зависимости от того, на какие условия согласится Россия". По сути дела, обязательства, которые возьмет на себя Россия, во многом предопределят структуру промышленности и сельского хозяйства. Как считает президент АПК "АГРОС" Дмитрий Ушаков: "Все будет зависеть от того, какие позиции мы будем сдавать. Если, например, не договоримся о введении пошлин на рис, значит, в России его не будут сеять". И так по всем отраслям.По сути дела, сейчас идет нормальный торг о цене входного билета для России во всемирный торговый клуб. Но если, по словам заместителя председателя Госдумы, председателя Высшего научно-консультативного Совета Константина Ремчукова, "наши переговорщики четко знают, чего они хотят, на какие рынки они хотят проникнуть, то российской стороне еще надо учиться чувству реализма".Наши торговые партнеры готовы согласиться с постепенным выравниванием внутренних и внешних цен на энергоносители, но их сильно раздражает закрытость российского рынка финансовых и страховых услуг.Российское страхование не может стать разменной монетой в переговорах с ВТОГенеральный директор ОАО "Ингосстрах" Вячеслав Щербаков предостерегает: "Нельзя допустить, чтобы российское страхование стало разменной монетой на переговорах с ВТО". Страховщики не против открытия российского страхового рынка для иностранных инвесторов, но настаивают на постепенности либерализации. По их мнению, уровень конкуренции в страховом секторе и так достаточно высок. По словам Вячеслава Щербакова, доступ на российский рынок страховых услуг и так достаточно либеральный. На деятельность компаний с иностранным участием до 49% распространяется национальный режим, а 15-процентная квота участия иностранцев в совокупном уставном капитале еще не исчерпана. "Нам нужно время для развития национального рынка, - говорит Щербаков, - надо подождать два-три года, посмотреть на результаты и решать, когда мы готовы открыть рынок и на каких условиях".Конкуренция погубит национальную банковскую системуВице-президент Ассоциации российских банков Валериан Попков считает, что "принцип равных конкурентных возможностей обернется минусом для российских банков", и предлагает не открывать широко двери для иностранных банков. Правительство, по его мнению, должно определиться с тем, по какому пути идти: развивать национальную банковскую систему или открыть рынок для иностранного капитала. Если предпочтение отдается первому варианту, то надо представлять себе все риски, которые могут ожидать национальную банковскую систему, и не брать на себя специфические обязательства, на которых настаивают переговорщики. Российские банки, пережившие за последние 10 лет 4 кризиса, не могут сегодня конкурировать с западными. Суммарный капитал российских банков, по оценкам Валериана Попкова, составляет $10 млрд, что в три-четыре раза меньше, чем у банков развитых стран. Российские банкиры уверены в том, что обязательства, которые примет на себя Россия при присоединении к ВТО, касающиеся доступа на российский финансовый рынок, во многом предопределят дальнейшую структуру банковского сектора. По словам Валериана Попкова, банковский сектор могут ожидать: системные риски, так как допуск иностранных банков нужно рассматривать не только как инвестиции, а и "как право на производство валюты"; риски конъюнктуры клиентов, то есть разорение клиентов может ухудшить финансовое положение банков; социальные риски, связанные с возможной безработицей, во-первых, и, во-вторых, с необходимостью повышения затрат на зарплату, так как ВТО может рассматривать низкую зарплату как демпинг; экологические риски, и, наконец, риски банковской системы. "От нас требуют разрешения трансграничной поставки финансовых ресурсов нерезидентами, - поясняет Валериан Попков, - в этом случае возрастает риск оттока капитала". Российские банкиры выступают против открытия в России филиалов иностранных банков, которые будут обладать капиталами материнского банка и окажутся вне конкуренции с любым, пусть даже крупным по российским меркам банком. Возражают и против увеличения квоты на присутствие иностранного капитала в УК, считая, что сегодняшняя квота в 25% - и так велика. Российская ассоциация банков считает, что если Россия согласится на специфические обязательства, то возникают риски: демпингового снижения процентных ставок, потери деловой репутации, утраты контроля над платежной системой, утраты влияния на возможность перераспределения капитала в социально значимые сектора. И, наконец, возрастут валютные риски.Экспортом продовольствия должно заняться государствоУ бывшего министра сельского хозяйства Виктора Семенова создается впечатление, что нас куда-то сильно торопят. "В клуб, а ВТО является мировым торговым клубом, - пояснил он, - вступают для того, чтобы расширить свои экспортные возможности и защитить рынок от недобросовестной конкуренции. И нам необходимо иметь четкую экспортную стратегию". Во всех развитых странах экспортом продовольствия занимаются крупные государственные компании, и экспортную стратегию разрабатывает государство. В России же эти проблемы решают сами сельхозпроизводители. Российские торговые представители сегодня присутствуют только в тех странах, где Россия закупает продовольствие, их нет там, где она его продает. Никто не защищает интересы российских экспортеров на национальных рынках. Только в марте Евросоюз три раза повышал пошлины на зерно. А между тем, по словам Виктора Семенова, Россия имеет вполне реальные шансы стать крупным экспортером зерна, но из-за отсутствия портовых элеваторов и транспортной инфраструктуры едва смогла продать в прошлом году всего 4,5 млн тонн зерна.Экс-министр сельского хозяйства предложил государству заняться транспортной инфраструктурой, разработать стратегию завоевания национальных рынков продовольствия (у России есть шанс закрепиться в Африке, например), активнее защищать внутренний рынок. Это не дело, когда в течение полутора лет Россия никак не может возбудить антидемпинговое расследование против экспортеров говядины.Одним из спорных вопросов является размер запрашиваемых государственных субсидий. Западные переговорщики считают, что для России $12 млрд сумма просто неподъемная, ежегодно страна направляет в село максимум $1,5-2 млрд.Российский автопром не знает, как жить дальшеРоссийских автопромышленников также устраивают не все условия присоединения России к ВТО. Прежде всего, они ждут от государства внятной отраслевой политики. "Нам непонятна политика государства, - посетовал исполнительный директор "Руспромавто" Игорь Калужский, - мы говорим про пошлины и год правительство не может принять решение об их повышении. Экспансия подержанных автомобилей в Россию продолжается. И мы можем потерять контроль над ситуацией". Несмотря на то что концепция развития автопрома разработана и в целом одобрена, автозаводы, по словам Игоря Калужского, не знают, как жить дальше и как развиваться. Продажи автобусов и дорожной техники падают, потому что у правительства нет программы развития муниципального транспорта и дорожного строительства.Отечественные автомобилестроители отдают себе отчет, что их собственные модели автомобилей не имеют перспектив на рынке и надо делать ставку на совместное производство. Но для того, чтобы привлечь инвестора, нужно хотя бы на время максимально закрыть внутренний авторынок. Автопром настаивает на так называемом адаптационном периоде, в течение которого ввозные пошлины на иномарки останутся высокими. Российские переговорщики не возражают."Аэрофлот" просит открыть рынок для иностранных самолетовУ российских авиаперевозчиков шансы выдержать конкуренцию есть, но они невелики. По словам генерального директора авиакомпании "Аэрофлот" Валерия Окулова, в 2005 году 80% авиаперевозок будут осуществлять интегрированные авиаперевозчики. Доля отечественных авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок составляет всего 2%. Поэтому вряд ли можно серьезно говорить об экспансии на внешний рынок. Маловероятно, что Россия, имеющая лишь 20% аэропортов, соответствующих мировым стандартам, сможет всерьез рассчитывать на транзитный бизнес. Главная задача - сохранить внутренний рынок авиаперевозок, который, по прогнозам Валерия Окулова, к 2015 году вырастет в два раза. А иностранные компании имеют достаточный ресурс для его завоевания. Глава "Аэрофлота" считает, что для сохранения рынка авиаперевозок необходимо допустить на российский рынок региональные самолеты до тех пор, пока в России не начнут их производство. И вообще авиапром надо укрупнять, считает Валерий Окулов. "Нам не надо цепляться за сохранение бренд-неймов, - сказал он, - и сохранять марку "Ил", "Ту", "Як". России достаточно одной крупной компании". Авиастроители на сей счет имеют свое мнение.А вот генеральный директор группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска вообще считает, что присоединение России к ВТО - задача второстепенной важности. Присоединение России к ВТО не может быть самостоятельной целью, считает он, и должно быть увязано с осуществляемыми реформами. По мнению главы "Сибирского алюминия", российский бизнес сегодня больше волнует устойчивая и внятная кредитная политика и темпы инфляции, нежели членство в ВТО. "Непонятно, почему правительство закладывает инфляцию на уровне 12%, ЦБ - 12-14, в бюджете значится цифра - 16%, а реально мы подходим к 18%?" - удивляется олигарх. Правительство должно озвучить внятную социальную политику, считает Олег Дерипаска. О каких конкурентных отечественных предприятиях можно говорить, если они тянут на себе всю "социалку", а средств местных бюджетов едва хватает на зарплату.В четверг в Женеве российские переговорщики начали очередной раунд консультаций по условиям присоединения к ВТО. Как заметил глава представительства Еврокомиссии в РФ Ричард Райт: "Не существует никаких стандартных условий вступления в ВТО, так как они являются результатом переговоров. Россия сама должна добиться условий вступления в ВТО". Российская бизнес-элита обеспокоена тем, что в один прекрасный момент их просто поставят перед фактом и скажут: "Присоединяемся вот на таких условиях". Как подчеркнул известный экономист Александр Лившиц: "Сколько ни готовься к ВТО, а все равно решение это командирское". Так что попытка развернуть широкую дискуссию в то время, когда переговоры идут полным ходом, - не попытка ли вскочить на подножку уходящего поезда?

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal