24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Развод по-русски.



Совладельцы «Интерроса» на днях решили провести частичный раздел активов совместного бизнеса. До сих пор во всех проектах холдинга их доли были равными.Для российского бизнеса раздел активов между совладельцами — событие редкое, хотя и не уникальное. Из последних крупных сделок такого рода отметим раздел бизнеса МДМ-банка и «Еврохима» между Сергеем Поповым и Андреем Мельниченко и продажу Владимиром Иорихом своего пакета акций «Мечела» Игорю Зюзину.Как правило, расхождение партнеров — основателей бизнеса вызывается глубокими противоречиями в видении дальнейшей стратегии развития своего детища. Не стал исключением из правила и «развод» Владимира Потанина и Михаила Прохорова.Каждому своеНедопонимание между Потаниным и Прохоровым возникло еще полтора года назад, когда совладельцы «Интерроса» разошлись в оценке перспектив развития «Норильского никеля», главного актива группы. По слухам, Потанин достаточно нейтрально относился к возможному возврату этого актива в руки государства, тогда как Прохоров выступал категорически против. В «Интерросе» Потанин ратовал за осторожные и консервативные стратегии, тогда как Прохорова привлекали более динамичные модели развития: именно он был инициатором экспансии группы на новые рынки, выступал за диверсификацию ее деятельности и выделение золотодобывающих предприятий в отдельное подразделение.После раздела активов Михаилу Прохорову отойдет 35% акций американской компании Plug Power, которая занимается производством топливных элементов, построенных на технологиях водородной энергетики. Возможно, Прохорову достанутся и активы, связанные с приватизацией российской энергетики. Активы, прямо связанные с бизнесом «Норильского никеля», остаются у Владимира Потанина, который сосредоточится на традиционных и просчитываемых направлениях. Остальные активы группы («Полюс Золото», «Проф-Медиа», Росбанк, «Силовые машины» и др.) пока будут пребывать в совместном владении. Михаил Прохоров на некоторое время останется гендиректором «Норникеля», хотя и покинет совет директоров.Обоих партнеров такой расклад должен устраивать. Каждый получит, что хотел.Потанин окончательно фиксирует свой статус промышленного магната, становясь единоличным хозяином консервативного бизнеса — одной из крупнейших в мире металлургических корпораций. А Михаил Прохоров, видимо, будет с лихвой обеспечен работой и драйвом на ближайшие пять-десять лет — и «пристраивая» восемь миллиардов долларов, полученные за акции находящегося на пике формы «Норникеля», и развивая инновационные и энергетические активы. Времени на то, чтобы ерзать в кресле, читая заголовки бульварных газет, у него может не остаться.Имидж — всеИнтерес желтой прессы к главе «Норникеля» обострился после того, как в начале января российский магнат был обнаружен французской полицией в Куршавеле в компании большого числа молодых дам и задержан по подозрению в сутенерстве. Позже Прохоров был освобожден, и дело замяли.Подобные скандалы, с разным градусом откровенности, для российской элиты не редкость. Фото— и видеоматериалы с весело проводящими время людьми, «похожими» на известных персон, давно стали неотъемлемым элементом российского информационного пространства и большого интереса, в общем, не вызывают. Однако несчастье, приключившееся с Михаилом Прохоровым, выбивается из этого ряда — первые лица крупнейших российских корпораций героями гламурных историй еще не становились. И то, что на сей раз скандальные открытия вызвали сначала резонанс в СМИ, а потом последовал раздел бизнеса среди основателей «Интерроса», говорит о многом.В 90−е годы культура проведения досуга новорожденными акулами российского предпринимательства не имела особого значения. Ведь коммерсанту 90−х для успешного ведения дела нужно было быть на хорошем счету у нескольких ключевых для него фигур, которых больше интересовало финансовое состояние партнера, нежели его культурно-эстетические предпочтения и особенности проведения досуга. Но времена изменились. Российский бизнес и его участники повзрослели, на смену закрытости пришли публичность и прозрачность, экономические связи начали выстраиваться на основе рыночных механизмов и деловой репутации, а не личных отношений. В общем, все, как на Западе. Оставалась одна область, куда не проникали западные стандарты, — этический образ топ-менеджера.Глава крупной западной корпорации — это не просто менеджер, это бренд, лицо компании, посредник между акционерами и бизнесом. В конечном счете именно ему, а не корпорации люди доверяют свои деньги и голоса. Подобно избирателям на выборах, акционеры зачастую следуют зову эмоций, а не разума. То же самое, хотя и в меньшей степени, относится и к бизнес-партнерам компании, которых могут быть сотни и тысячи.Что при таком раскладе требуется от главы корпорации? Добропорядочность, публичность и позитивное мышление даже в трудные для компании периоды. Если рядовые акционеры видят, что гендиректор «хороший и правильный парень», то доверие к нему, да и к самой корпорации при прочих равных условиях будет выше. На Западе это поняли уже давно, поэтому харизма, безупречная репутация и умение «выходить к народу» перешли в разряд необходимых качеств профессионального управленца. Сомнения же в его моральной и финансовой чистоплотности мгновенно влекут за собой отставку и замену на более подходящего руководителя. Так, например, в прошлом году постов лишились глава Boeing Гарри Стоунсайфер, руководитель Toyota North America Хидеаки Отака, ставшие жертвами сексуальных скандалов. Чуть раньше грандиозный скандал разразился в компании Volkswagen, когда обнаружилось, что реальными должностными обязанностями некоторых ее сотрудников было сутенерство, а в роли клиентов выступал ряд топ-менеджеров.Заботьтесь о нем заранееМихаил Прохоров возглавил «Норникель» шесть лет назад, а до этого десять лет вместе с Владимиром Потаниным создавал «Интеррос». Тем не менее широкой публике о персоне г-на Прохорова, в отличие от его партнера, известно было довольно мало, несмотря на занимаемый пост и многомиллиардное состояние. Похоже, создание цельного имиджа для Прохорова было делом десятым. А как известно, общественное мнение о теневых магнатах складывается на основе первой полученной информации, которой как на зло оказался скандал во Франции. Особенностью любого скандала является то, что реальная основа событий становится незначительной в сравнении с резонансом от них. Михаил Прохоров не сумел создать себе достаточный запас прочности и обрести иммунитет к компромату, поэтому попадание в эпицентр скандала оказалось для него лишь вопросом времени. Как и последующее расставание с компанией, которой нужен сдержанный и предсказуемый менеджер с образцовой репутацией.Что ж, крупным российским компаниям пора всерьез задуматься об имидже своих руководителей. История с Прохоровым должна служить ясным сигналом, что времена, когда формальные признаки добропорядочности топ-менеджера не играли никакой роли, ушли в прошлое.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal