29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Кого выбирает Северсталь?



Грегори МЭЙСОН: "Мыслить глобально, продавать локально" 26 февраля 2007Профиль (Россия)Автор: АЛЕКСАНДР БОРИСОВ Одной из самых активных металлургических компаний на зарубежном рынке слияний и поглощений является "Северсталь". О том, как выбираются активы для покупки, "Профилю" рассказывает заместитель генерального директора "Северстали" по производству Грегори Мэйсон. - Почему в 2004 году "Северсталь" купила завод именно в Северной Америке? Оправдывает ли себя эта покупка? - Приобретя металлургическую компанию в США, "Северсталь" сделала первый шаг на пути глобализации компании, став при этом серьезным поставщиком металлопродукции для автопрома Северной Америки. "Северсталь" заплатила за Rouge Industries (с 2004 года компания переименована в Severstal North America (SNA). - "Профиль") меньше $300 млн. Это примерно $85 на тонну производимой стали. Если посмотреть, сколько Лакшми Миттал заплатил за "Криворожсталь", получилось уже около $700 за тонну стали. Турецкий Erdemir был и вовсе куплен выше $1100 за тонну. Как видите, мы совершили покупку Rouge Industries очень дешево! При этом "Северсталь", как материнская компания, денег в SNA практически не вкладывает. Все свои проекты по модернизации они инвестируют из собственной прибыли. Сейчас SNA инвестирует около $900 млн. в развитие. - Вообще-то в момент покупки SNA была банкротом... - Но "Северсталь" смогла развить систему менеджмента, систему снижения издержек. Мы привнесли те наработки и опыт, которые до этого уже с успехом внедрили в Череповце. Мы ожидаем, что к 2010 году SNA станет одной из самых прибыльных металлургических компаний в Америке. Больших результатов ведь можно добиться, не тратя огромного количества денег, а просто изменяя систему работы, методологию процесса и т.д. Самое главное - обращать внимание на детали и на всю цепочку создания стоимости продукта. Разобрав производственную цепочку по деталям, можно определить, где заложены инструменты, которые можно использовать для снижения себестоимости и улучшения качества. - Вы покупали SNA, когда та была банкротом, итальянскую Lucchini тоже выкупили с огромными долгами. Не опасались, что все это снизит показатели эффективности в целом по "Северстали"? - Когда покупаешь компанию, надо прибавлять ее прибыль к материнской, а не искать усредненное число. Не нужно смотреть на проценты. Акционерам важны не проценты, а деньги, зарабатываемые компанией. Lucchini и SNA в процентах не такие прибыльные, как "Северсталь", но если вы сложите прибыль всех активов, она значительно превысит EBITDA одного Череповецкого комбината. К тому же мы всегда подходили к покупке компании, учитывая ее возможность быть прибыльной самостоятельно. Если бы мы покупали компании, основываясь на том, что прибыль они начнут приносить лишь после слияния с другими активами, это было бы уже "вытягиванием за уши". - Себестоимость производства в Америке и Европе стремительно увеличивается. Почему вы идете именно в эти регионы? - У них еще много возможностей для роста. В Америке и Европе существует самое главное - рынок, который требует продукции. - Не проще ли развивать компании в Индии или Китае, где себестоимость гораздо ниже? - Никто еще не отменял стоимость фрахта, доставки. Вы можете достаточно дешево произвести продукцию в одном регионе, но пока перевезете ее в другой, вся ваша прибыль уйдет перевозчикам. Металлургическая компания должна мыслить глобально, но продавать локально. Именно по этой причине, скажем, мы не перевозим череповецкие слябы через океан, в Детройт, на SNA. Предпочитаем череповецкие слябы перекатать в Череповце и продать конечную продукцию на российском рынке, а американские слябы перекатать в Детройте и продать их на местном рынке. Мы купили SNA не потому, что считали, будто сможем кормить ее слябами из Череповца. - Ну а ситуация с Lucchini, за которой числились огромные долги? - В последние годы на заводах Lucchini прошла мощная модернизации. В нее до нашего прихода было вложено свыше $1 млрд. Поэтому нам перешли самые современные технологии и оборудование. Lucchini - это компания, прочно занимающая определенные ниши на рынке. Она производит не рядовой сортовой прокат и не строительную арматуру. Lucchini производит высококачественный сорт, катанку и рельсы. Кстати, рельсы мы производим длиной 108 метров и являемся одним из трех крупнейших производителей рельсов в Западной Европе. Мы приобретали Lucchini ради выхода на очень интересные нишевые продукты. Это самый лучший способ защитить себя от колебаний рынка. Потребители нашей продукции заинтересованы в том, чтобы мы существовали. Ведь автомобилестроительная или машиностроительная компания не может просто пойти на рынок и купить сталь необходимого качества. Связи между производителем и потребителем налаживаются годами. И потребители заинтересованы в нашей стабильности. Скажем, итальянская железная дорога - гарантированный потребитель наших рельсов, колес, бандажей и колесных пар. А через SNA мы занимаем очень серьезные позиции в поставках для автомобильной промышленности в Северной Америке. Все это позволяет компании сохранять устойчивость. - Другие компании не давали вам такой возможности? - У нас было много возможностей купить другие компании, например ту же "Криворожсталь" или Erdemir. Но мы не стали торговаться до конца, потому что понимали: потратив столько денег на покупку, будем не создавать ценность нашей компании, а разрушать ее. Для того чтобы продолжать расти и при этом оставаться прибыльными, надо просто-напросто принимать правильные взвешенные решения. К счастью, нам это удается. - Какие технологии с ваших иностранных активов удалось перенести в Россию? - Например, производство автомобильного листа. Ведь SNA - старейшее предприятие в Америке, поставлявшее сталь на заводы Генри Форда с самого начала существования Ford. Новейший опыт SNA в автолисте оказался очень востребованным в Череповце. - В прошлом году у "Северстали" сорвалось объединение с Arcelor. Многие в России заговорили тогда о политических причинах этой неудачи. - Политика тут ни при чем. Акционеры Arcelor выбрали Mittal Steel чисто по экономическим соображениям. Решение принимали не в Париже, не в Люксембурге и не в Кремле. Его сделали основные акционеры компании. Это еще раз показало всем, что законы капитализма остаются живыми: выбор делают те, кто владеет компанией. Предложение "Северстали" было очень выгодным. Но Лакшми Миттал предложил больше живых денег, и акционеры Arcelor решили выбрать его предложение. - Появились ли у вас после срыва сделки с Arcelor опасения сильно отстать от лидеров по объемам производства? - Перед нами не стоит задача увеличивать каждый год активы за счет новых приобретений. Задача - каждый год прибавлять миллионы к нашей прибыли. "Северсталь" сейчас находится на десятом месте в мире среди металлургических компаний по объему производства и на шестом месте - по размеру получаемой прибыли. Все компании, опережающие нас в этом списке, просто значительно больше нас: Arcelor-Mittal, Posco, Nippon Steel, JFE Steel, Baosteel Group. - Прошлой осенью цены на металл пошли вниз. Вас не пугает такая тенденция? - Падение цен осенью 2006 года объяснялось очень большими складскими запасами, накопившимися у потребителей, и снижением потребления в конце года. Раньше в такой ситуации производители начинали снижать цены. Но прошлой осенью этого не произошло. Оказалось достаточным нескольким компаниям снизить объем производства, чтобы не допустить падения цен. И уже с начала этого года цены опять пошли вверх. Понимаете, еще совсем недавно, в начале этого века, амплитуда колебания цен была очень большой при достаточно частых перепадах. Сейчас мы видим, что амплитуда значительно уменьшилась, а частота еще более сократилась. В такой ситуации небольшие и краткосрочные падения цен можно пережить совершенно спокойно. Для нас же, компании, занимающей разные ниши, такие колебания становятся менее опасными. Защита от колебаний цен еще и в вертикальной интеграции. На заводы в Италии, скажем, мы поставляем значительную часть железной руды с нашего ГОКа в Костомукше. - Вы уже считали, сколько инвестиций понадобится "Северстали" в модернизацию действующих мощностей? - Да, общая сумма инвестиций до 2010 года в российские, американские и европейские активы "Северстали" запланирована на уровне $6,8 млрд. Значительная доля этих инвестиций, разумеется, придется на российские активы. - На что пойдут эти средства? - Основные задачи - это снижение себестоимости, улучшение сортамента, что подразумевает под собой все большее вхождение в определенные ниши, и увеличение объемов производства. В конце концов, все это приводит к одной цели - увеличению прибыли. - Можете поподробнее рассказать про проект SeverСorr? - Про SeverСorr можно много раз повторять слово "впервые". Впервые российская компания строит новый, высокотехнологичный завод в Америке. Впервые металлургический комбинат появится в традиционно аграрном штате Миссисипи, на юге США. Завод "Северстали" станет крупнейшим, градообразующим предприятием во всем регионе. Вокруг металлургического завода будут сконцентрированы сборочные предприятия ведущих мировых автомобильных концернов, которые станут закупать у нас сталь. Первая линия меткомбината в Миссисипи войдет в строй уже в 2007 году. Инвестиции в ее создание составят порядка $800 млн. Во вторую линию, запуск которой намечен на 2008 год, будет вложено около $400 млн. Запланированная мощность завода составляет 3 млн. тонн стали в год. Завод строится не только на деньги, зарабатываемые "Северсталью", но и на личные средства ее акционеров. Сейчас Алексею Мордашову принадлежит около 30% акций SeverСorr, остальные акции - "Северстали" и менеджменту компании. В конце этого года ОАО "Северсталь" предполагает полностью консолидировать SeverСorr. Разумеется, эта сделка должна быть одобрена нашим советом директоров.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal