20 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Становое помешательство



НЕТ ШТРИПСА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
По мнению российскихпроизводителей труб, современная отечественная металлургия не способнапроизводить металлопрокат для выпуска труб большого диаметра,необходимых для реализации крупномасштабных национальных проектов —строительства крупнейшего нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан»(ВСТО) и «Северо-Европейского газопровода» (СЕГ). По словам заместителягенерального директора Трубной металлургической компании (ТМК) СергеяБилана, нефтяники для реализации проекта ВСТО предъявляют очень жесткиетребования по качеству труб большого диаметра, в том числе по иххимическому составу. Сначала требования были настолько жесткими, что ихне могли выполнить даже иностранные поставщики длинномерного листа длятруб диаметром 1420 мм. «Через некоторое время требования былинесколько смягчены, и мы попытались сделать высокопрочные трубы изроссийского металла. Но ничего не получилось, так как качествоотечественного металлопроката на порядок ниже, чем необходимо сегоднядля производства труб, предназначенных для добычи топлива на шельфах».В результате для удовлетворения потребностей «Транснефти» и «Газпрома»,по словам генерального директора ЗАО «Группа ЧТПЗ» Виталия Садыкова,сегодня подходит лишь металлургический лист, выпускаемый на украинских«Азовстали» и ММК имени Ильича, а также в Корее и Польше. Своипретензии по этому поводу трубники высказали на конференции по развитиютрубной промышленности, которая проходила в Челябинске в середине 2006года, заявив, что России нужен хотя бы один нормальный стан «5000»мощностью 1 млн т толстолистового проката в год.



МЕЧТЫ О ПЯТИ ТЫСЯЧАХ
Стоит отметить, что первые попыткипостроить «Стан-5000» как завод по выпуску толстолистового проката длятруб большого диаметра предпринимались еще в 1999 году. Егопланировалось создать в Нижнем Тагиле по соседству с ОАО«Нижнетагильский металлургический комбинат». Предполагалось, что новыйстан будет поставлять штрипс на завод по производству труб большогодиаметра (ЗТБД), который должен был быть построен здесь же. Инициаторомпроекта выступали сами газовики в лице прежнего главы «Газпрома» РемаВяхирева. Для этого был даже учрежден ОАО «ЗТБД», основными акционерамикоторого являлись «Евразхолдинг» (55%), «Газпром» (19, 9%) и РФФИ(25%). Средства на его строительство ($750-$900 млн) предполагалосьзанять под гарантии фьючерсного контракта с «Газпромом». Однако, так ине получив подтверждения гарантий от газовиков, без которого западныефинансовые институты отказывались открывать кредитную линию длястроительства листопрокатного и трубосварочного станов, металлургисвернули проект.

Вторую попытку выйти в сектор ТБД EvrazGroup предпринял в 2004 году:трубопрокатное производство было решено построить совместно сСеверсталью. Партнеры даже учредили СП и договорились о паритетномфинансировании строительства. Однако уже через полгода руководство«Северсталь-групп» заявило, что «Евразхолдинг», взявший на себяобязательства по 50% финансированию, не выполнил в срок своих обещаний.А «Евразхолдинг» объяснил охлаждение к совместному проекту тем, что егоперестала устраивать схема финансирования проекта.

Поэтому сегодня в России «Стан-5000» существует только на мощностяхЛистопрокатного цеха №3 (ЛПЦ-3), расположенного в Ленинградской областии принадлежащего группе «Северсталь». Пока его продукция (мощностизавода составляют около 800 тыс. тонн) поставляется в основном наВыксунский металлургический завод (входит в ОМК) для производства труббольшого диаметра (ТБД). В дальнейшем толстолистовой прокат с ЛПЦ-3предполагается перенаправить на Ижорский трубный завод, построенный«Северсталью» здесь же для собственного производства ТБД.

Но он не решает проблемы всех трубников, так как может выпускать лишьнебольшие объемы продукции и пока только для своих нужд. Кроме того,ТМК пытались закупить с череповецкого «Стана-5000» лист дляпроизводства труб большого диаметра, но, проанализировав поставки,сделали вывод, что выпускаемый и на этих мощностях металл не отвечаетповышенным требованиям нефтяников.

Не мудрено, что в результате к концу 2006 года в России объявилосьсразу аж три металлургических компании, готовых построить «Стан-5000»по выпуску штрипса для производства тех самых ТБД.



ОХОТА НА ТРУБНИКОВ НАЧАЛАСЬ
Первой после долгого застоя орешение построить «Стан-5000» заявило ЗАО «Объединеннаяметаллургическая компания». Его мощность может составить порядка 1, 2млн готового широкоформатного листа в год. Стан планирует запуститьв I квартале 2010 года. По оценкам специалистов, стоимость прокатногостана составит около $1 млрд. При этом сталеплавильное производствобудет размещено на Чусовском металлургическом заводе,а сталепрокатное — в Выксунском. Следующим в очередь на заказытрубников выстроился ОАО «Магнитогорский металлургический завод». Пословам директора по сбыту ММК Бориса Дубровского, согласноразрабатываемому проекту с вводом в эксплуатацию «Стана-5000» (то естьк июлю 2009 года) поначалу комбинат сможет выпускать в год порядка 1, 5млн тонн толстолистового металлопроката. Для приобретениясоответствующего оборудования компания уже затратила порядка $600 млн,и примерно такой же объем инвестиций потребуется на строительствосамого листопрокатного комплекса. Окупить свой проект ММК намерена втечение последующих 5 лет. Выйти на рынок широкоформатного листа решилаи Управляющая компания «Металлоинвест». Металлургический холдингнамерен построить «Стан 5000» на площадях комбината «Уральская сталь».В сотрудничестве с SMS Demag она планирует за три года построитькомплекс по выпуску широкого толстого листа для ТБД мощностью около 1,2 млн тонн в год.

Общему ажиотажу не поддался только EvrazGroup. В конце 2006 годапрезидент компании Валерий Хорошсковский отметил, что проект построительству завода ТБД и «Стана-5000» компании, конечно, интересен,но без долгосрочных договоренностей с «Газпромом» и другимипотребителями труб большого диаметра его реализация пока непредставляется целесообразной.

Таким образом, к середине 2010 года в России могут быть созданымощности по выпуску почти 4 млн тонн штрипса для производстваметаллопродукции большого диаметра.

Правда, похоже, далеко не весь этот объем широкоформатного листа пойдетна свободный рынок. Так, ОМК сегодня уже выпускает в год около 1 млнтонн труб большого диаметра, включая прямошовную сварную трубудиаметром 1420 мм с одним швом. Кроме того, уже в 2008 году компанияувеличит объемы по выпуску ТБД до 2 млн т в год. При таких мощностях,отмечают в компании, зависеть от поставщиков штрипса — вариант не излучших, тем более, что сегодня ОМК покупает широкий штрипс по всемумиру — в Германии (Dillinger), в Корее (Posco), в Японии (Nippon Steelи Sumitomo), а также у российской Северстали — по цене от $800 до $1, 2тыс. Поэтому, похоже, что компания намерена обеспечить штрипсом толькосвое производство. По сообщению пресс-службы компании, как только«Стан-5000» заработает, его продукция будет направляться на Выксунскийметаллургический завод.

Подавшись в трубники, «Металоинвест», похоже, также намерензначительную часть своего широкоформатного листа направлять насобственные нужны. Во всяком случае, в планах металлургическогохолдинга создание собственного производства труб большого диаметра (от508 до 1420 мм включительно) на «Уральской Стали». Правда мощностьзавода будет в два раза меньше, чем объемы производства «Стана-5000» —600 тыс. тонн в год. Соответственно, можно ожидать, что частичнопродукция со «Стана-5000» все-таки будет идти на свободный рынок.

Самыми туманными в вопросе сбыта штрипса для металлопродукции большогодиаметра остаются планы Магнитогорского меткомбината. «Первоначально накомбинате говорили, что помимо Стана-5000» ММК будет делать исобственно трубы», — отмечает аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев. Нопока на комбинате эту информацию не подтверждают. В то же времякомпания уже запаслась так называемыми соглашениями «на будущее» как сТМК, так и с ЧТПЗ. Как говорится в пресс-релизе компаний, «соглашение сЗАО «Группа ЧТПЗ» предусматривает взаимодействие по проектамстроительства толстолистового «Стана-5000» и нового цеха попроизводству труб большого диаметра ЧТПЗ». Похожее соглашение ММКподписал с Трубной металлургической компанией. Управляющий директор ООО«Аркли Капитал» Сергей Моисеев (ООО управляет активами ЗАО «ГруппаЧТПЗ») сообщил, что ЧТПЗ действительно планирует построить цехмощностью 400-500 тыс. тонн труб большого диаметра, который принеобходимости «сможет варить трубу 1420 мм». Однако топ-менеджеруточнил, что большого интереса к данному виду труб у группы нет.Поэтому эксперты сходятся во мнении, что «ММК, видимо, решила изменитьпланы и не будет сама заниматься производством ТБД».

В результате рынку может быть предложено порядка 2 млн тонн специфического широкоформатного листа.



НЕ ТРУБОЙ ЕДИНОЙ СЫТЫ
Но вот проблема — оценки годовойпотребности всего российского рынка в широком штрипсе сегодняоцениваются как раз в эти самые 2 млн тонн. Сюда входит и производствоТБД, потребность в которых приближалась к 1 млн тонн, а такжемостостроение, теплоэнергетика и химическое машиностроение(изготовление резервуарных емкостей), судостроение и смежное с нимпроизводство морских платформ по заказу нефтегазовых компаний. При этом«основные объемы производства и потребления ТБД в России сегодняприходятся на трубы для магистральных газопроводов, и основнымипотребителями сырья в этом секторе станут Выксунский металлургический иИжорский трубный заводы, которые уже имеют (Северсталь) или вынашивают(ОМК) свои планы по строительству «Стана-5000», —отмечает аналитик ИК«Проспект» Дмитрий Парфенов.

Поэтому, полагают эксперты рынка металлургии, «Стан-5000» на ММК долженбыть ориентирован в первую очередь на выпуск проката для автомобиле-,судо- и мостостроения, которые сегодня начинают активно развиваться. Вчастности, существенный рост заказов ожидается в оборонномсудостроении, где, по оценкам аналитиков БКС, объемы производствадолжны увеличиться примерно с $1, 8 млрд в 2006 году до $2, 3 млрд в2007 году, и затем ежегодно будут расти на 13-15%. Главное, чтобы эторазвитие не закончилось раньше, чем станы будут введены в эксплуатацию,тогда судостроение обеспечит металлургам неплохой рынок сбыта.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal