28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


ОБ УСПЕХАХ И ПРОБЛЕМАХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА



Металлургическая промышленность вносит существенный вклад в формирование макроэкономических показателей страны. Доля комплекса в промышленном производстве России составляет 18 %, в основных фондах промышленности – 11 %, 9%, в экспорте – около 15 % За 2006 год индекс металлургического производства и производства готовых металлических изделий составил, по оценке, 111 % к предыдущему году (рис. 1), выпуск готового проката – 106 %, в том числе сортового – 110 %, листового – 105 %. Производство листового холоднокатаного проката выросло на 6,3 %, листа и жести с покрытием – на 17,5 %, стальных труб – на 15,8 % (рис. 2).  Выпуск основных цветных металлов составил: алюминия первичного – 102 %, меди рафинированной – 101 %, никеля – 105 % (рис. 3). Сальдированная прибыль в 2006 году в целом по металлургическому комплексу ожидается в размере 470 млрд руб. (112 % к уровню 2005 г.). Инвестиции в основной капитал в 2006 году составят 195 млрд. руб. (126 %).    По оценке, в 2006 году внутреннее потребление готового проката черных металлов составило 33,2 млн т – рост на 16,5 % по сравнению с 2005 годом, стальных труб – 7,5 млн т, рост на 27,8 %. Внутреннее потребление основных цветных металлов также увеличилось: алюминия – 103,8 %, меди – 102,7 %, никеля – 102,9 % к уровню предыдущего года. По итогам года стоимостной объем экспорта продукции металлургического комплекса ожидается  на уровне около 40 млрд. долл.    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что отечественная металлургия в 2006 году, как и последние годы, демонстрирует в целом положительные результаты:    - продолжается рост производства (в 2005 году по сравнению с 2000 годом выпуск основных видов продукции металлургического комплекса вырос от 10 до 35 %);    - по некоторым цветным металлам (алюминий, медь, цинк, свинец) превышен уровень производства 1990 года, по черным металлам (стальной прокат – 86 %) это произойдет в обозримом будущем,;    - прибыль увеличилась в 2,1 раза;    - инвестиции – в 2,8 раза;    - экспорт  (в стоимостном выражении) – в 2,2 раза;    - уровень рентабельности производства составил в среднем 23 %;    - рост средней заработной платы – около 15 % в год.    Важно отметить, что российская металлургия – это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики (рис. 4). На большинстве предприятий отрасли разработаны и приняты к реализации масштабные инвестиционные программы, согласно которым на период до 2008 года предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Практика последних лет показала, что отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом. Поэтому главная задача государства – содействовать инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников, а также брать на себя решение задач, которые сам бизнес решить не может, например, развитие инфраструктуры.     Важнейшим фактором развития металлургического комплекса в последние годы становится внутреннее потребление металлопродукции, рост которого определяют следующие основные направления:    - необходимость масштабного  технического перевооружения основных фондов отраслей экономики;    - реализация новых проектов в промышленности, энергетике, в том числе национальных проектов;    - рост спроса со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса;     -прогнозируемое в среднесрочной перспективе импортозамещение отдельных видов машин и оборудования.    Однако, несмотря на благоприятные в целом результаты, в развитии отечественного металлургического комплекса можно выделить несколько негативных тенденций.    1. Низка доля продукции высокой технической готовности в экспорте и недоступность внешнего рынка по ряду видов металлопродукции ввиду применения ограничительных мер протекционистского характера.    2. Относительно низкие темпы развития металлопотребляющих отраслей экономики.    3. Инфраструктурные ограничения при реализации инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей и развитию новых промышленных регионов.    4. Сохранение значительных объемов импорта в результате недостаточной конкурентоспособности ряда видов металлопродукции и несвоевременного введения защитных мер на внутреннем рынке.    5. Низкие темпы снижения удельных расходов сырья и энергоресурсов на производство продукции.    6. Недостаточные  темпы снижения сверхнормативных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны.    7. Крайне низкие объемы геологоразведочных работ на фоне низкой конкурентоспособности ряда видов рудного сырья.    Все это заслуживает подробного анализа, учитывая их исключительную важность при оценке перспектив развития металлургии    1. Российские металлургические предприятия-экспортеры, имеющие  положительное сальдо торгового баланса в международной торговле, обеспечивая при этом второе место в товарной структуре российского экспорта,  сталкиваются с серьезными трудностями на внешних рынках.  Так, на сегодняшний день в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира – ЕС, США, Турции, Австралии, Аргентине, Венесуэле, Мексике, Индии, ЮАР и др. Например, в июле 2006 года ЕС введена антидемпинговая, по сути, запретительная пошлина на бесшовные трубы, что практически закрыло для российских трубников рынок ЕС. Кроме того, в торговле с Евросоюзом действует 6%-ная пошлина на алюминий нелегированный и все сплавы и 4,5%-ная пошлина на продукцию повышенной готовности (алюминиевый прокат, трубы, профиль, лист и.т.п.) – это с учетом преференций.  Поэтому одной из первоочередных задач правительства РФ, по-видимому, должно стать обеспечение благоприятных условий доступа отечественных производителей на внешние рынки, а также развитие системы мер защиты, предусматривающей в том числе содействие торгпредств и посольств при реализации инвестиционных проектов за рубежом, в антидемпинговых и других аналогичных процессах.    Как известно, доля металлопродукции высоких переделов в российском экспорте не превышает  10 %, остальное приходится на сырье, полуфабрикаты и основные первичные металлы. Поэтому одной из приоритетных задач становится поддержка отечественных экспортеров металлопродукции высокой степени переработки, и здесь в качестве одной из мер этой поддержки будет использоваться возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.    Еще одним механизмом поддержки экспортеров является деятельность Минпромэнерго РФ в рамках международного сотрудничества, например, диалог АТЭС по цветным металлам, диалог по промышленности и предпринимательству с Комиссией ЕС, проработка вопроса о полноправном членстве России в Комитете ОЭСР по стали и др. Подобное международное сотрудничество позволяет расширить экономические связи и способствует продвижению российской металлопродукции на мировые рынки, привлечению инвестиций, расширению обмена информацией и выработке единых позиций России и стран-участниц, а также подготовке высококвалифицированных кадров.    2. То, что перспективы  развития российской металлургии, в первую очередь, определяются ростом внутреннего потребления металлов, в общем не вызывает сомнений. Решение этой проблемы предполагает активное взаимовыгодное взаимодействие металлургических предприятий, решающих отраслевые задачи повышения технического и технологического уровня производства, расширения номенклатуры и создания новых видов продукции, с предприятиями основных металлопотребляющих и металлоемких отраслей машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции.    Рост металлопотребления связан, в первую очередь, с обеспечением благоприятного инвестиционного климата в промышленности, особенно машиностроении, транспорте и строительстве, выработкой прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также участие металлургических компаний в реализации инвестиционных программ естественных монополистов –  РАО «ЕЭС России»,  ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО « Транснефть» и др.).    3. Как уже отмечено, в металлургической отрасли наблюдается стабильный рост инвестиций. Однако компании испытывают серьезные трудности, вызванные недостатком средств на создание необходимой инфраструктуры (железнодорожные пути, линии электропередач, автомобильные дороги и др.) для развития новых промышленных регионов. Одним из путей решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства, в том числе ресурсов  Инвестиционного фонда. Так, в настоящее время Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект – «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» предусматривает строительство ряда новых предприятий, в том числе алюминиевого завод мощностью 600 тыс. т в год. Реализация этого проекта напрямую зависит от строительства новых инфраструктурных объектов, прежде всего, достройки  Богучанской ГЭС.    Целью второго инвестиционного проекта – «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» является строительство в рамках государственно-частного партнерства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения крупных здешних месторождений. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд – Лугоканского, Култуминского, Быстринского и Бугдаинского и строительство обогатительных комбинатов осуществляется исключительно за счет средств частного инвестора – ОАО « ГМК «Норильский никель».    Руководство страны понимает необходимость и впредь стимулировать устранение инфраструктурных ограничений развития металлургической промышленности в новых промышленных регионах. Наиболее перспективными регионами промышленного роста могут стать Приполярный Урал, Забайкалье, Кемеровская область, динамичное развитие, которых будет практически полностью зависеть от развития соответствующей инфраструктуры.    4. Серьезным сдерживающим фактором развития отрасли в настоящее время является отсталость производственной структуры и недостаточная конкурентоспособность отдельных видов продукции. В черной металлургии по-прежнему сравнительно низок удельный вес наиболее прогрессивных  переделов. Так, доля электростали в России составляет 20,5 %, в то время как в среднем в мире – около 35 % (рис. 5), доля непрерывной разливки стали на МНЛЗ в России – 66 % при среднемировом показателе  более 90 % (рис.6).    Оценивая перспективы расширения внутреннего спроса, следует признать, что защита российского рынка металлопродукции от недобросовестной конкуренции до сих пор является серьезной проблемой. Минпромэнерго РФ представило в Минэкономразвития РФ мониторинг рынка швеллеров за первый год действия защитной меры в отношении импорта этой продукции из Украины. Важность принятия своевременных и  обоснованных мер, направленных на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта, не вызывает сомнений. Год назад было завершено антидемпинговое расследование в отношении импорта нержавеющего никельсодержащего плоского проката из стран-членов ЕС и рекомендовано ввести соответствующую антидемпинговую пошлину. Однако решение до сих пор не принято, а на территорию страны продолжает поступать демпинговый импорт, что в итоге может привести к полной потере  отечественного производства нержавеющего проката.    Наглядным примером  может служить также ситуация с трубами большого диаметра,  стихийный рост ввоза которых в Россию начался еще с 2003 года. В результате проведенного расследования, подтвердившего факт нанесения ущерба, Правительством Российской Федерации было принято решение о введении специальной пошлины в размере 8 процентов. Однако только за 9 месяцев 2006 года доля ТБД происхождением из Украины увеличилась до 20 %, а рост импорта составил 55 %. Очевидно, что меры должны были быть более жесткими, особенно принимая во внимание тот факт, что современные мощности по производству конкурентоспособных ТБД в России достигли  уже около 4 млн т и позволяют обеспечивать потребности по всем реализуемым проектам.    5. Анализируя технологический уровень производства на предприятиях комплекса, необходимо отметить, что только около половины применяемых схем соответствует лучшим зарубежным аналогам. Это негативно отражается на уровне удельных расходов ресурсов и, конечно, на конкурентоспособности продукции. Степень износа основных фондов в производстве черных металлов составляет в среднем 48,5 %, в цветной металлургии – 42,5 %, при колебаниях от 32 % до 70 % в зависимости от вида продукции. По целому ряду производств требуется незамедлительная модернизация оборудования, включая системы газо- и водоочистки.      Отрасль отличается высокой ресурсоемкостью: она использует 30 % электроэнергии от общего потребления в промышленности, 25 % природного газа, 10 % нефти и нефтепродуктов. Доля отрасли в грузовых железнодорожных перевозках – 23 %. Особую актуальность приобретают вопросы снижения ресурсоемкости металлургического производства на всех переделах – от добычи и обогащения сырья до выпуска продукции повышенной степени готовности.    Решение имеющихся проблем может быть найдено при заключении долгосрочных соглашений между субъектами естественных монополий и крупными потребителями, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Прозрачность тарифообразования и предсказуемость изменения тарифов могли бы создать нормальные предпосылки для перспективного финансового и инвестиционного планирования деятельности предприятий отрасли. Поэтому крайне важно увязать планы вводов металлургических и энергетических, особенно сетевых, мощностей и возможности энергомашиностроения и строителей.      В связи с резким сокращением по ряду причин продукции металлургического машиностроения, особую остроту приобретает проблема импорта современных видов оборудования, необходимого для модернизации российских предприятий. Для решения этих вопросов Минпромэнерго РФ совместно с другими федеральными органами проводится постоянная работа по снижению (или отмене) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России.     6. Металлургический комплекс относится к числу наиболее экологически неблагоприятных сфер экономики России – 35 % промышленных выбросов в атмосферу, 17 % сбросов загрязненных сточных вод, занимая второе  место по уровню загрязнения. В последние годы в рамках каждого инвестиционного проекта, реализуемого на предприятиях металлургического комплекса, предусмотрены в обязательном порядке мероприятия по снижению промышленных выбросов и улучшению санитарной обстановки на рабочих местах. Эти меры уже обеспечили снижение выбросов вредных веществ в атмосферу в 2006 году на 6,4 % по сравнению с уровнем 2000 года, сброса загрязненных сточных вод – -на 4,5 %. Вместе с тем в местах концентрации уже действующих металлургических предприятий экологическая обстановка длительное время остается достаточно напряженной. Необходимы значительные инвестиции в модернизации металлургического производства.     Одним из перспективных инвестиционных ресурсов, который пока не используется, является возможность использования механизмов Киотского протокола в рамках проектов совместного осуществления (ПСО). В связи с этим необходимо ускорить принятие решений, позволяющих использовать эти механизмы для привлечения инвестиций в металлургическую промышленность. Реализация комплекса мер в рамках Киотского протокола в значительной степени обеспечит стимулирование металлургических предприятий по внедрению ресурсосберегающих и природоохранных технологий.    7. Сырьевое обеспечение является ключевым фактором производства металлов. В России имеются месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья, но их запасы в новых экономических условиях хозяйствования мало привлекательны для инвесторов. Тому есть объективные причины: рост тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки, а также налог на добычу полезных ископаемых, не учитывающий различных условий разработки существенно снизили показатели эффективности разработки месторождений.     Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых, к сожалению, не учитывает различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, явным недостатком главы 26 Налогового Кодекса Российской Федерации является  противоречивость в определении объекта налогообложения. Так, согласно статье 336 НК РФ, объектом налогообложения признаются «полезные ископаемые, добытые из недр». Однако, начиная с 2005 года, налоговые органы отдельных регионов вместо законного объекта налогообложения – извлеченной из недр железной руды, в качестве добытого полезного ископаемого предписывают налогоплательщикам считать продукты переработки (обогащения) добытой руды – железорудные концентраты, сохраняя при этом налоговую ставку, установленную для сырой руды, что увеличивает сумму налога по отдельным предприятиям от 3 до 10 раз. Указанное обстоятельство явилось причиной многочисленных конфликтов и судебных разбирательств между компаниями и налоговыми органами. Необходимо дальнейшее совершенствование системы налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, предусматривающей оценку целесообразности введения дифференцированной ставки НДПИ, уточнение объекта налогообложения при исчислении налога на добычу твердых полезных ископаемых, а также предоставление налоговых каникул для предприятий, разрабатывающих новые месторождения с созданием соответствующей инфраструктуры.     Еще одной стороной сырьевого обеспечения металлургических предприятий, является проблема вторичного сырья. В связи с этим Департамент промышленности МПЭ проводил работу, направленную на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.      Совершенно очевидно, что никакая модернизация невозможна без развития и совершенствования человеческого капитала. Эта проблема особенно обострилась в настоящее время на этапе тех позитивных изменений, которые осуществляются в металлургическом комплексе России. Серьезной проблемой для металлургической промышленности в настоящее время является дефицит высококвалифицированных специалистов. Минпромэнерго РФ с участием объединений работодателей будет осуществляться подготовка предложений по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для горно-металлургического комплекса. Предусматривается подготовить комплекс мер, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых в процессе структурной перестройки металлургии.     Еще одним важным направлением является разработка технических регламентов и стандартизация. В программу разработки сейчас включены три специальных «металлургических» регламента. Не исключено, однако, что придется внести некоторые коррективы при последующей ее доработке. Отмечу, что при экспорте металлургической продукции в страны ЕС, АТЭС, Северной и Южной Америки российские металлурги несут двойные затраты на сертификацию своей продукции – для российского рынка и для товара, производимого на экспорт.    Изменить ситуацию можно за счет организации взаимного признания результатов подтверждения соответствия между российскими и зарубежными аккредитованными органами по сертификации и лабораториями, занимающимися испытаниями металлопродукции. Это требует трудоемкой и довольно затратной  работы по гармонизации технических норм, существующих в Российской Федерации, с международными стандартами. И здесь необходимо, прежде всего, объединить усилия государства и бизнеса.    Решение всех этих, а также целого ряда других, не менее важных задач, предусмотрено в Плане мероприятий по развитию металлургии на 2007-2008 годы. Его проект был рассмотрен на заседании Правительства РФ 16 ноября 2006 года. По итогам заседания было поручено Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития, Минфином, МПР, Минздравсоцразвития, Минтрансом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить разработку проекта стратегии развития металлургической промышленности на период до 2015 года и доработку проекта плана первоочередных мероприятий, обратив особое внимание:    - на выработку условий, способствующих росту производства высокотехнологичной металлургической продукции, металлургического оборудования и развитию международных кооперационных связей;    - стимулирование инвестиционной деятельности организаций;        - создание условий для устранения инфраструктурных ограничений развития металлургии;    - осуществление действенных мер по защите российских производителей на внутреннем и внешнем рынках;    - удовлетворение потребностей предприятий оборонно-промышленного комплекса в специальной продукции металлургической промышленности;    - совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов и оценку целесообразности введения дифференцированных ставок этого налога;    - конкретизацию предложенных мероприятий с оценкой экономической эффективности, а также уточнение сроков их реализации и ответственных исполнителей.    Указанные проекты стратегии и плана мероприятий должны быть представлены в Правительство Российской Федерации в I квартале 2007 года. В связи с этим в Минпромэнерго России создана Рабочая группа, в которую вошли представители Департамента промышленности, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских институтов и представители бизнеса. Надеюсь, что совместными усилиями мы выработаем единую стратегическую программу, направленную на повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для привлечения инвестиций, поддержку экспорта металлопродукции и защиту российских производителей на внешнем и внутреннем рынках, развитие сырьевой базы, развитие кадрового потенциала и социальную поддержку высвобождаемых работников, создав тем самым условия для дальнейшего инновационного развития металлургии.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal