29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Скоро начнется ожесточенная схватка за гигантские угольные месторождения в Якутии.



Информационное агентство Росбалт опубликовало на своем сайте статью Андрея Михайлова «Битва за уголь Якутии». Предлагаем вашему вниманию ее полный текст. В самое ближайшее время между российскими металлургическими холдингами, иностранными банками и трейдерами начнется ожесточенная схватка за гигантские угольные месторождения в Якутии. Уже в июне на аукцион могут выставить компании «Якутуголь» и «Эльгауголь», и только начальная цена продажи может достигнуть $1,8 млрд. У зарубежных компаний на этих торгах будет финансовое преимущество, у российских – административное. Вряд ли власть, взявшая курс на вытеснение иностранных инвесторов из стратегических отраслей, согласится передать нерезидентам контроль над якутскими угольными бассейнами. Значение угольных богатств Якутии трудно переоценить. «Якутуголь», добывающий 9 млн тонн сырья ежегодно, уже сейчас является основным экспортером коксующегося угля на рынки Азии и Тихоокеанского региона и ведущим поставщиком этого сырья на металлургические заводы Сибири. Он добывает редкую для России марку угля, которую отечественным металлургам даже приходится частично импортировать. Именно поэтому группа «Мечел» недавно купила блокпакет «Якутугля». Оставшиеся 75% принадлежат РАО РЖД. «Эльгауголь» — крупнейшее угольное месторождение России с запасами в 2,7 млрд тонн. Пока оно даже не разрабатывается. В него нужно вложить до $3 млрд, чтобы через несколько лет добывать до 30 млн тонн угля в год. В длинный перечень тех, кто интересуется двумя якутскими угольными компаниями, прежде всего, входят ведущие российские металлурги. Это Новолипецкий меткомбинат (НЛМК), «Мечел» и Evraz Group. НЛМК — практически единственное российское металлургические предприятие, не имеющее, в отличие от конкурентов, собственной угольной базы (разработка его единственного месторождения Жерновское-1 начнется лишь в конце 2008 года). «Мечел» и Evraz Group активно входят в угольную промышленность еще с конца 1990-х – оба концерна бурно развиваются, пожиная выгоды быстро растущего мирового рынка стали и цен на нее. Якутский уголь им крайне необходим для развития сталелитейных производств. Представитель «Мечела» уже объявил, что концерн заинтересован в покупке контрольного пакета «Якутугля» и рассматривает возможность стать акционером «Эльгаугля». Примерно о том же говорил и президент группы Evraz Александр Фролов: «Регион продолжает быть нам интересен. Если там будут происходить какие-то события по приватизации, мы будем смотреть и, соответственно, принимать решения по обстановке». Из российских цветных металлургов и сырьевых компаний интерес к двум северным угледобывающим фирмам проявляют Уральская горно-металлургическая компания (производитель меди) и «Кузбассразрезуголь». И та и другая подконтрольны крупному бизнесмену Искандеру Махмудову. Кроме того, войти в число крупнейших углекопов в России хочет «Алроса». «Якутуглем» и «Эльгауглем» интересуется также компания Виктора Вексельберга «Ренова», и, отдельно от нее, ее партнер по алюминиевому бизнесу — глобальный стальной и сырьевой трейдер Glencore. Он участвовал в недавнем объединении алюминиевых активов «СУАЛа» (совладельцем которого был Вексельберг) и «Русала», после чего стал акционером созданной этими партнерами крупнейшей в мире алюминиевой компании. Теперь Glencore, вероятно, также заинтересован в том, чтобы контролировать поставки угля как российским металлургам, так и на заводы Китая, сталелитейная отрасль которого самая емкая в мире, показывает наибольший рост и имеет самые большие перспективы роста. Впрочем, рынок подозревает и сам «Русал» в намерениях идти на аукцион по двум угольным компаниям. Крупнейшая в мире алюминиевая компания официально об этом не говорила, зато объявляла о плане строительства ряда угольных электростанций. Наконец, якутским углем интересуются японские банки Sumitomo и Mitsui – вероятно, отчасти из-за спроса на уголь в регионе, отчасти из-за желания развивать бизнес в России. Надо отметить, что компания Mitsui & Co. вместе с Evraz уже занимались Денисовским угольным проектом в Якутии, однако вышли из него из-за экономической непривлекательности. Структура собственности «Эльгауголь» довольно пестра – в компании никто не имеет контрольного пакета. Якутия владеет 39,4% акций угольной компании, РЖД — 29,5%, ЗАО «Восточная строительная контрактная корпорация» — 28,8%, небольшой пакет в 2,44% приходится на «Якутуголь». Железнодорожная монополия и власти Якутии решили, что их доля (а на двоих у них почти 70%) будет продаваться одним лотом, но никак не могут договориться о цене. Республика хотела бы за весь 70-процентный пакет выручить до $300 млн. Аппетиты РЖД куда меньше, или она просто смотрит на вещи реальнее, признавая, что больше $100 млн тут не получить. Таким образом, если суммировать все пожелания Якутии, а также стоимость недостроенной железной дороги к месторождению ($400 млн), то общая начальная стоимость всех пакетов, которые хотят продать власти Якутии и РЖД, составляет $1,8 млрд. Так или иначе, но, по некоторым данным, аукцион может состояться до 20 июня. Впрочем, торги уже неоднократно пытались провести и в 2005-м, и в 2006 году, но вовлеченным в процесс сторонам пока еще ни разу не удалось толком договорится. Возможно, причина как раз в том, что, как считают некоторые эксперты, цена слишком высока. Впрочем, другие аналитики не согласны и полагают, что за столь «эксклюзивный» угольный бассейн можно было бы заплатить и больше. И, судя по длинному перечню желающих получить контроль над месторождениями, можно практически не сомневаться в том, что начальная цена будет значительно превышена. Тем более что, как считается на рынке, интересующиеся готовы создавать консорциумы для совместного выкупа и управления этими активами. Например, российские металлурги вполне могли бы объединиться для участия в аукционе как с японскими банками Sumitomo и Mitsui, так и с трейдером Glencore. Созданию консорциумов может способствовать и то, что власти хотят продать на одном аукционе как «Эльгауголь», так и «Якутуголь». Это несколько усложняет ситуацию для покупателей и как раз может заставить их объединиться на торгах, чтобы впоследствии разделить активы «по интересам» — как это уже было несколько лет назад с «Кузбассразрезуглем». Например, «Мечел» уже давал понять, что «Якутуголь» его интересует больше, чем «Эльгауголь». Теперь «клуб претендентов» на якутские угли замер в ожидании того, когда РЖД, власти Якутии и правительство РФ, в первую очередь – Росимущество и Минэкономазвития, окончательно договорятся о цене «Эльгаугля». Пока, насколько известно, Якутия по-прежнему настаивает на более высокой цене, а участники рынка, прежде всего металлурги и железнодорожники, рекомендуют республиканским чиновникам уменьшить аппетит. После того как этот вопрос будет урегулирован, премьер-министр Фрадков должен подписать распоряжение о проведении аукциона, поручив это сделать Российскому фонду федерального имущества. Сделка, хотя и меркнет перед последними продажами активов «ЮКОСа» или РАО «ЕЭС», тем не менее обещает быть самой крупной в угольной отрасли. Собственно говоря, приватизация угольных активов северной республики должна была быть завершена еще в прошлом году, однако между Якутией и Росимуществом разгорелся судебный спор о праве собственности на 75% акций «Якутугля». В итоге победила дружба – федеральное ведомство, ранее претендовавшее на владение угольной компанией, согласилось с тем, что владельцем (а также продавцом) этих активов может быть Якутия – с условием, что деньги от продажи пойдут на строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal