19 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Дружба крепкая не расплавится



«Наспо миру хотят пустить! Мы и так переплачиваем за металл втридорога,а теперь еще и энерготарифы нам подняли, а им снизили!» — стучалкулаком по столу один уральский олигарх, владелец машиностроительногозавода, три года назад. Гнев был объясним: цена проката за 2004 годвыросла на 40%, а по отдельным позициям — на все 100%. Длямашиностроителей, расходы которых на металл составляют не менее третисебестоимости продукции, это стало настоящим шоком.

 Хотя эпоха высоких цен на металл еще не закончилась,сегодня машиностроители чувствуют себя гораздо увереннее. Долгосрочныедоговоры с металлургами и наращивание складских запасов позволяютим обезопаситься от ценовых колебаний. Приток в отрасль средств за счетгосзаказа, прихода иностранных инвесторов и доступа к длиннымбанковским кредитам позволяет запускать новые металлоемкиепроизводства. В 2000м машиностроение потребляло 11 млн тонн продукцииметаллургов в год, а в 2006м — втрое больше. И межотраслевоевзаимодействие будет только крепнуть.  Машиностроителем быть хорошо…Машиностроители по-прежнемунедовольны ростом цен на металл. «Никель за два года подорожал в четырераза, титан — в 2,5. Металл, который предлагают Китай и Украина,не подходит для нашего производства. В результате роста цен значительнопадает рентабельность», — сетует коммерческий директор ОАО «Уфимскоемоторостроительное производственное объединение» (УМПО) Сергей Евстафьев. Заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Симонов вторит коллеге: «Стоимость основных марок металла, например, на “Электростали”, за полтора года практически удвоилась». Но это уже не мешает машиностроителям наращиватьпроизводство: в 2006 году рост составил 103,3% к уровню 2005 года.Особенно подъем заметен в металлоемком транспортном машиностроении:производство электровозов увеличилось на 45,8%, пассажирских вагонов— на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства — на 23,1%,грузовых автомобилей — на 19,5%. Рост спроса со стороны давних партнеров ощутили и металлурги. Как рассказала пресс-секретарь Магнитогорского металлургического комбината Елена Азовцева,за последние пять лет поставки металлопроката для машиностроенияувеличились почти в полтора раза, их доля сейчас составляет около 30%от общих поставок ММК. По данным Росстата, в 2006 году потреблениепроката черных металлов машиностроителями превысило 33 млн тонн, это116,8% к предыдущему году. При этом доля внутренних поставок в общемпроизводстве проката возросла до 51,1% против 46,1% в 2005 году. 2007йтенденций не изменил. Так, потребление плоского стального прокатав промышленности России по итогам первой четверти года достигло 1 млнтонн: это выше прошлогоднего на 17%. По мнению начальника аналитического отдела ИФК «Уником Партнер» Сергея Калиберды,переориентации металлургов на внутренний рынок способствует рядфакторов: «Укрепление рубля по отношению к доллару и то, что зарплатыу нас растут быстрее производительности труда, снижаетконкурентоспособность отечественных металлургов на внешнем рынке.А российские машиностроители хороши тем, что приобретают продукциювысоких переделов, имеющих большую добавленную стоимость». АналитикИК «Проспект» Дмитрий Парфенов добавляет: «Металлургизаинтересованы в сотрудничестве — машиностроители на подъеме, причемраз покупатели российские, то не нужно преодолевать таможенныеи тарифные барьеры». В целом, по его данным, машиностроители потребляют25 — 30% плоского проката, сортового — чуть меньше, а по некоторымпозициям их доля доходит до 50%.Рост потребления опирается на снятие ограниченийпо средствам, которые испытывали машиностроители еще несколько летназад: предприятия отрасли, в том числе вечно нищая оборонка, получилигосзаказы и доступ к долгосрочным банковским кредитам. Так что сегодняна рынок металлургической продукции машиностроители выходят не с пустымкошельком. Одним из первых на Урале деньги под металлоемкиепроекты получило ФГУП «Уралвагонзавод» (УВЗ). Еще в 2005 годупредприятие договорилось с Чешским экспортным банком об открытиикредитной линии на сумму 300 млн евро. А в конце апреля 2007 годадиректор УВЗ Николай Малых и председатель совета директоров чешской фирмы «ALTA» Владимир Плашилподписали соглашение к первоначальному договору, увеличившее кредитнуюлинию до 1 млрд евро. УВЗ вообще обеспечен заказами по всему спектруизготавливаемой продукции до конца 2007 года. Только полувагонов дляОАО «РЖД» предстоит произвести 17 тысяч, что вдвое больше, чемв прошлом году. Кроме того, в 2007м начнется реализация программ«Русский трактор» и «Русский дизель», разработанных в сотрудничествес челябинскими коллегами «ЧТЗУралтрак» и утвержденных на федеральномуровне. Это позволит наладить масштабное производство тракторов РТМ160.В планах руководства завода реконструкция и модернизация промышленнойплощадки. Привлекать заемные средства на развитие начинаети другое крупное уральское машиностроительное предприятие ОПК— Курганмашзавод. В мае этого года его руководство приняло решениео выпуске облигационного займа в объеме 2 млрд рублей. Средства,полученные от размещения, руководство завода намерено направитьна выполнение производственных планов и рефинансирование текущейкредитной задолженности. В частности предполагаются созданиерегионального центра зубообработки для трансмиссий, модернизацияпроизводства алюминиевого литья, подготовка выпуска фронтальныхпогрузчиков. Кроме того, в прошлом месяце Курганмашзавод подписалконтракт по гособоронзаказу на 2007 — 2010 годы. Он позволитпредприятию организовать стабильное производство спецтехники безавралов и простоев, подготовиться к выпуску новых машин,предусмотренных государственной программой вооруженийна 2007 — 2015 годы. В планах этого года — работы на 2 млрд рублей.Всего подписано три договора, в том числе два четырехлетних. Общаясумма контрактов — 7 млрд рублей. Заем во многом рассчитан именно дляобеспечения этих заказов. Особенно крупные инвестпроекты связаны с энергетическиммашиностроением: за 2006 — 2010 годы РАО ЕЭС намерено потратить 26,2млрд долларов на закупку теплоэнергетического оборудования. Около 70%заказов на производство генераторов и турбин разместят на заводах«Силовых машин», от 80 до 100% котлов для новых ТЭС может изготовитьЭМАльянс. Уральский турбинный завод (УТЗ), входящий в Группу компаний«Ренова», развивая стратегическое партнерство с корпорацией «Теплоэнергосервис-ЭК»,Уральским заводом энергетических машин и несколькими инфраструктурнымипредприятиями, намерен значительно расширить присутствиена энергомашиностроительном рынке России, доведя к 2011 году выпусктоварной продукции до 12 млрд рублей. В 2007 году в развитие УТЗнамечено вложить 8 млн долларов, инвестиционная программана последующие годы разрабатывается. Выполнив поставленные задачи,предприятие сможет увеличить ежегодный выпуск мощных паровых турбинвдвое. В целом брокерский дом «Открытие» прогнозирует рост долироссийских заказчиков в структуре портфеля заказов отечественныхэнергомашиностроителей до 75% к 2013 году.В производства, куда частные инвесторы пока не идут,вкладывать намерены региональные власти. В 2007 — 2011 годахиз среднеуральской казны на техперевооружение машиностроительногокомплекса планируется направить более 1 млрд рублей. В целом долямашиностроения в общем объеме промышленного производства области — чутьвыше 17%, а оборудование большинства цехов требует срочной замены.В этих условиях помощь со стороны властей в открытии технологическихцентров, подготовке специалистов и разработке целевых программстановится основой развития отрасли. Уживаться металлургов и машиностроителей научилоналаживание системы долгосрочных контрактов с предприятиями на поставкупо фиксированным ценам. Как отмечает Дмитрий Парфенов, междуучастниками рынка установились партнерские отношения, «теперь они могутпрогнозировать рост цен и загодя готовиться к нему. Даже колебания ценна сталь уже не влияют столь сильно на ситуацию в машиностроении:заводы просто переносят издержки на потребителей, повышая ценыи на свою продукцию». Еще один фактор стабилизации — многие предприятиянаучились эффективно оперировать складскими запасами. Как рассказал,например, начальник управления информации УВЗ Борис Минеев,завод накопил такой объем запасов на складах, что в 2006 году позволилсебе снизить объем текущих закупок металлопроката. По словам аналитикаИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицина,«энергомашиностроители чаще всего имеют запасы металла на 4 — 5 лет,поэтому у них себестоимость сырья не отражается на конечной ценепродукции. А вот авто, авиа и судостроители, зависящиеот конкретных заказов, закупают металл по мере необходимости и, какследствие, более зависимы от конъюнктуры цен». Данные МЭРТподтверждают: при изменчивой динамике потребления металлопрокатав большинстве подотраслей энергомаш демонстрирует стабильные показателиработы, увеличивая потребление металла на 7 — 9% в год.… но металлургом — лучше! Темпы роста потребления проката машиностроением моглибы быть и выше, если бы некоторые предприятия не делали ставкуна развитие собственной металлургической базы. Мотовилихинские заводы,к примеру, приступили к реализации комплексной программы модернизацииметкомплекса: к 2010 году здесь собираются выпускать 300 тыс. тоннспециализированных видов изделий. Это позволит обеспечить металломмашиностроительное производство холдинга, правда, не полностью. Какпризнал замдиректора Мотовилихинских заводов Игорь Ваган,«доля покупного металла составляет от 20 до 80%: для каждого видавыпускаемого оборудования свои требования к качеству стали. Здесьмы руководствуемся соображениями рентабельности — зачем катать простойстальной лист, если дешевле его купить?».Есть литейное производство и на УВЗ. По словам БорисаМинеева, предприятие ежегодно выплавляет 200 тыс. тонн стали в год,причем в течение трехпяти лет мартены будут заменены на электропечи,что позволит улучшить качество. Заставляет вкладываться в непрофильныйбизнес желание оправдать доверие заказчика: «Литьем длявагоностроителей никто не занимается, поскольку железнодорожникипредъявляют очень жесткие требования, — рассказывает Борис Минеев.— Например, недавно со стороны РЖД высказывались нарекания по поводукачества литых деталей наших вагонных тележек. Железнодорожники резкоужесточили критерии: они требуют предоставления им гарантии 500 тыс.км пробега этих тележек без ремонта». Продукция российских металлургов не устраивает и другихучастников рынка. Сергей Евстафьев заявил, что УМПО приходитсяежемесячно предъявлять поставщикам полсотни претензий. Предприятие ужеимеет собственное производство металлопроката, одно из крупнейшихв России. Впрочем, недовольство не единодушно: многие (в томчисле представители «ИжАвто», тюменского предприятия «Рубин24»)заявляют, что качество закупаемого металлопроката их устраиваети собственное металлургическое производство они развиватьне собираются. А заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Симоновотметил: в целом качество металлопроката высокое, в случаях выявлениябрака все проблемы быстро решаются. На заводе есть свое литейноепроизводство, но расширять его не планируют: «Каждый должен заниматьсясвоим делом». Внутренний просторГоворя о будущем взаимоотношений отечественныхметаллургов и машиностроителей, эксперты отмечают: ценовой факторперестанет над ними довлеть. По прогнозу аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, в ближайшие два-три месяца может произойти небольшая коррекция цен на сталь и прокат, и в последующий год котировки не изменятся. А вот ряды недовольных качеством российского прокатамогут пополниться. Как пояснил аналитик, в России, в том числена Урале, реализуется ряд проектов сборки автомобилей из зарубежныхкомплектующих, причем локализация этого производства будет расти.У автомобилестроителей очень высокие требования к качеству листа.«Спрос на отечественный лист рискует упасть, если его характеристикине улучшатся. Автомобильные заводы могут переориентироватьсяна поставки листа из Китая, тем более что пробные партии ужезакупались», — полагает Денис Горев. Перспективность продукциикитайских производителей признает и Сергей Симонов: «В прошлом году проходила специализированная выставка,где участвовали китайские производители нержавеющей стали. Качествоих металлопроката соответствует всем стандартам». Правда, конкретныхпримеров переориентации предприятий отрасли на китайский металл поканет.При сохранении положительной общеэкономической ситуациив стране межотраслевая гармония вполне возможна. Металлурги продолжатреализацию программ техперевооружения (ее ведут сейчас ММК, НТМК,«Мечел»): это позволит им освоить новый, востребованныймашиностроителями сортамент, повысить качество продукции.Машиностроители при стабильном развитии увеличат потребление металла.А партнеры они постоянные: если металл успешно прошел испытания,поставщиков, как правило, не меняют.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal