19 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


"Норникель": отдайте нам Удокан



Заместительгенерального директора, руководителя геологического отраслевогокомплекса ГМК «Норильский никель» Максим Финский дал интервью.

Вопрос:Максим Валерьевич, «Норильский никель» подписал инвестиционноесоглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта остроительстве ветки Нарын-Лугокан /Читинская область/. Когда«Норникель» планирует перейти к активной фазе строительства ГОКов?

Ответ: У нас все будет по плану, который мы утвердили вместе справительством. В 2011 г должна быть полностью сдана в эксплуатациюжелезная дорога, и, соответственно, мы ориентируемся, что в 2012 гпустим первые два ГОКа, это на Бугдае /Бугдаинское месторождение/ и наБыстринском месторождении. Далее - поочередно к 2015 г завершениестроительства Култуминского, Лугоканского и Солонеченского ГОКов. Т.е.параллельно со строительством и пуском участков железной дороги мыбудем так же постепенно, очередями, строить и вводить в эксплуатациюнаши объекты.

Вопрос: А что сейчас?

Ответ: Сейчас у нас самый горячий период. Мы закончили разведкуи утвердили запасы Быстринского месторождения, там поставлено на балансоколо 7 млн т металлов в медном эквиваленте: золото, медь, железо.Заканчиваем исследования на Бугдае - это крупное полиметаллическоеместорождение, основной металл - молибден, но попутно будут добыватьсязолото, цинк, свинец. Эти два объекта находятся на первой половинетрассы планируемой ветки Нарын-Лугокан, соответственно, ее пускобеспечит работы по их строительству раньше других.

Проектирование дороги - очень серьезный и длительный процесс, которыймы начинаем в этом году. Основной исполнитель по инфраструктурной части- Росжелдор. Мы сейчас вместе с ними формируем комиссию, затем черезтендер выберем генпроектировщика. Техническое задание на проектированиеуже формируется.

Генеральный проект – это самый ответственный этап, поскольку подрядчикобязан будет создать всеобъемлющий план строительства дороги,учитывающий все инженерно-геологические, климатические и техническиенюансы. Спроектировать всю дорогу качественно с учетом всехтехнологических требований от начала до конца. Пока идет генеральноепроектирование, мы выбираем генподрядчика, который начнет строитьдороги участками – по мере готовности проектных решений, то есть:проектирование – стройка, проектирование – стройка, проектирование –стройка.

Вопрос: Какие работы уже ведутся на самих месторождениях?

Ответ: Мы продолжаем работать, собственно, и не останавливались.На Быстринском и на Бугдаинском месторождениях создана большаяпроизводственная база, ведется подготовка к строительству:проектирование дорог, проектирование карьеров, проектирование ГОКов –ведутся колоссальные по масштабам изыскательские работы. Районместорождения оценивают на безрудность /оконтуривают рудное тело/,определяют наилучшее место для строительства комбината.

До пуска дороги мы должны выполнить все изыскательские ипроектировочные работы. Добыча там будет вестись открытым способом,следовательно, нужно подготовить карьеры, внутренние дороги, жилыепомещения - это подготовка всей базы и стройки комбинатов.

Вопрос: По завершению строительства ГМК «Норильский никель» нановых площадках будет производить концентрат с содержанием меди, цинка,молибдена... - это все-таки сырье, полуфабрикат. Металлы выпредполагаете производить?

Ответ: Концентраты, по сути - полуфабрикат, но в то же время это- товарный продукт. В мире это достаточно развитый бизнес - торговляконцентратами. Не всегда бывает выгодно в одном месте производитьконцентраты и строить плавильные мощности. На месте может отсутствоватьнеобходимая инфраструктура, энергетика, трудовые ресурсы. Более того, встране имеются профильные предприятия, плавильно-рафинировочныемощности которых не загружены.

Должна быть бизнес-логика в решении - что является для даннойтерритории, для данного проекта конечным продуктом. По нашему мнениюнаиболее эффективно для нас, как горной компании, производство здеськонцентратов.

Вопрос: Почему?

Ответ: Точно такой же вопрос задали на правительственнойкомиссии. Мой ответ был таким: металлургические мощности на медьвыгодно строить тогда, когда объем производства будет эквивалентен неменее 500 тыс т медных катодов в год. Из читинского сырья мы сможемобеспечить производство максимум 200 тыс т меди в концентрате. ОтдайтеУдокан, и тогда мы готовы будем строить металлургический комбинат.

Мы называем читинские месторождения частью Медного пояса, в которыйпопадает и Удокан, и Эрдэнэт, и Тува, и возможные, еще не открытые,месторождения Дальнего Востока - потому что здесь основной продуктмедь. Так вот, мы на этот объект смотрим как на один из объектовМедного пояса, который, в целом, может стать новым крупным национальнымпроектом России.

У России есть доля в монгольском Эрдэнэте, который производит медныйконцентрат и продает его в Китай, здесь - читинские месторождения можнообъединить с Удоканом. Весь их концентрат можно использовать как основудля создания металлургических мощностей по меди. Вот при такой сырьевойбазе уже можно подумать о национальном проекте и тогда это будетбольшой проект - эффективный и окупаемый.

Вопрос: Да, идея впечатляющая. Но вы пока остановились на концентратах, рынок уже изучали?

Ответ: Конечно. Колоссальный рынок - сырья не хватает. Я неошибусь, если скажу, что это может быть вся Юго-Восточная Азия, а такженаш Урал. К примеру, УГМК имеет плавильные мощности, которыенедозагружены. Мы проводили испытания нашего концентрата на Уральскихпредприятиях - очень хорошо перерабатывается.

Юго-Восточная Азия – это в первую очередь Китай, Япония, СевернаяКорея. Это растущие экономики, особенно Китай, тем более у нас 90 км дограницы.

Вопрос: Насколько вам интересен Удокан? Что вам ответили на комиссии по поводу Удокана?

Ответ: Ничего, вопрос остался без ответа. На сегодня Удокан сталфетишем, на самом деле, это очень тяжелый проект. Во-первых,месторождение находится в сейсмическом районе. Во-вторых,горно-геологические условия крайне тяжелые. Третье, там три типа руд,соответственно, нужны три разные технологические цепочки. Кроме всего,там полностью отсутствуют рабочие руки. Да, это большое месторождение,но осваивать его будет крайне тяжело.

Мы сейчас с институтом Гипроцветмет выиграли тендер на переоценкузапасов Удоканского месторождения. И, делая эту работу для государства,мы пытаемся понять, насколько вообще технологичны эти руды, насколькоэффективно можно отработать весь этот двадцатимиллионный медный запас -с какой годовой производительностью и с какими затратами. Государствохочет понять, сколько у него там запасов, а недропользователь долженчетко представлять, на что ему рассчитывать, потому что предстоятмиллиардные инвестиции. И далеко не каждая компания сможет этоместорождение отработать.

Вопрос: А Тувинское месторождение меди, насколько оно сложное?

Ответ: Это отдельный проект. Тувинское месторождение меди Ак-Сугбыло разведано еще в советский период. Месторождение очень большое,даже по тому контуру, который оно имеет сейчас, оно содержит 4,5 млн тмеди. То есть, потенциально это месторождение может быть эквивалентнонашему Читинскому проекту – еще, как минимум, половина Удокана.

По разным причинам это месторождение тогда не было поставлено нагосударственный баланс: сложные горно-геологические условия,труднодоступные районы, полное отсутствие дорог.

Сейчас мы построили там базу, начинаем бурение для оконтуриванияместорождения и подсчета запасов, а также отбор проб для проведениятехнологических испытаний по руде. Мы считаем, что это месторождениеперспективное и мы сможем его забалансовые запасы не только поставитьна баланс, но еще и нарастить их объем в полтора-два раза.

Вопрос: Ваши планы по поводу этого месторождения?

Ответ: Я думаю, что мы в течение двух лет закончим его разведкуи в 2009 г примем решение по дальнейшему развитию этого месторождения.Объект тоже очень непростой и без поддержки государства в частиинфраструктуры его развивать будет крайне трудно.

Железная дорога Кызыл-Курагино, которую планируют построить дляосвоения угольных месторождений, находится слишком далеко на Западе.Даже если по прямой, а там Саяны, это 140 км до возможной точкипримыкания. Это очень большое расстояние, тем более, что по прямой,через горы, дорога не пойдет. Но пока о том, нужна или не нужна дорога- говорить преждевременно. Все будет зависеть от объемов проекта,возможно, для освоения месторождения будет достаточно автомобильнойдороги.

В Туве располагается еще одно перспективное, месторождение, которое мыбудем доразведывать – Кызык-Чадрское. Я уже говорил, что у нас естьпонимание того, что тувинские месторождения, читинские, Удокан являютсячастью единого Медного пояса, который проходит по территориям Камчатки,Амурской и Читинской областей, Бурятии, Тувы и уходит в Монголию. Мысчитаем, что в этих районах могут быть еще открыты крупныеместорождения. Вот почему мы так активно сконцентрировали свои поискиздесь, нам кажется, что Удокан и Эрдэнэт – это не единичные случаи, ичто можно еще найти объекты мирового масштаба на территории России.

Вопрос: Какие ваши планы на Кингашском месторождении?

Ответ: Кингашское медно-никелевое месторождение /Саянский район/является частью Кингашского рудного узла, в состав которого входиттакже Верхнекингашское месторождение и ряд перспективных рудопроявлений.

Наша дочерняя компания - ООО «Кингашская ГРК» имеет совмещенную, в томчисле с правом добычи, лицензию на Кингашское месторождение и двелицензии на геологическое изучение примыкающих к нему площадей.

В этом году на Верхнекингашском месторождении мы планируем закончитьоценочные работы, и начать разведку Кингашского месторождения. Надругих перспективных участках сейчас проводится поисковое бурение.Запасы руды Кингашского месторождения по категории С2 составляют 219млн т с содержанием никеля – 849,5 тыс т, меди – 362,4 тыс т. Суммарныйресурсный потенциал объектов Кингашского рудного узла оценивается в 5,5млн т никеля и 2,3 млн т меди.

Отличительная особенность рудных объектов - их расположение нарасстоянии 2-4 км друг от друга, что позволит нам обеспечитьтранспортировку /перекачку/ руды и концентратов в район Кингашскогоместорождения, использовать обогатительные мощности для смежных рудныхобъектов - иметь объединенную инфраструктуру. Руда располагается оченьблизко к поверхности, так что отрабатываться будет открытым способомпри минимальной вскрыше.

На базе этих месторождений возможно формирование в регионе крупнейшегоминерально-сырьевого центра мирового уровня по добыче и переработкемедно-никелевых руд, с ежегодным производством никеля не менее 100 тыст, меди 50 тыс т, благородных металлов от 10 до 15 т.

Вопрос: Когда планируете начать промышленное освоение? Этопрофильные металлы для компании, и месторождение находится вКрасноярском крае, таким образом, по Енисею можно доставлять концентратдля переработки на норильских мощностях?

Ответ: Планируем к 2011 г приступить к первой очереди эксплуатации этих месторождений.

Строительство инфраструктуры начали уже в этом году: создается крупнаяполевая производственная база для геологоразведки, планируем начатьстроительство автодороги: Орье – Кингаш и моста через реку Канн. Сейчасведем переговоры с администрацией края по привлечению для строительствамоста инвестиционных средств краевого бюджета.

С потребителями и транспортировкой концентрата необходимо будетопределяться дополнительно - нужно выполнить соответствующие расчеты иоценки. Перевозка концентрата в Норильск по Енисею ограничена сезоннымхарактером, и в то же время недозагружены плавильные мощности нашейКольской ГМК – посмотрим.

Вопрос: В какой стадии развития находятся ваши титановые проекты?

Ответ: Мы являемся владельцами лицензий на два титановыхместорождения, это Центральное в Тамбовской области и месторождениеЮго-Восточная Гремяха в Мурманской области.

Центральное - это одно из крупнейших месторождений в России и в мире.Его запасы мы оцениваем в 1,6 млрд т рудных песков с содержанием в нихильменита 27 млн т, рутила – 5,5 млн т, циркония – 4,9 млн т, окисититана – 20 млн т. Совместно с целым рядом научно-исследовательскихинститутов и инжиниринговых компаний, таких как российские «Механобр»,«Гиредмет», «ИМГРЭ» и южноафриканская Bateman, мы разработалиспециальную технологию добычи и обогащения этих песков и последующегопроизводства из них концентратов. Мы предполагаем организоватьпроизводство конечных продуктов, таких как кондиционные титановыешлаки, стальной полупродукт, ферротитан, искусственный рутил ититановый пигмент.

Проект большой, и мы его ведем уже достаточно давно, потратилизначительные средства. В этом году будет принято окончательное решение,как дальше мы будем его развивать. Да, это не совсем наш металл, покане наш, поэтому вопрос о начале производства остается не решенным.Возможно, мы будем самостоятельно его осваивать, либо с каким-нибудьстратегическим партнером. Например, с ВСМПО-АВИСМА мы проводили рядконсультаций, обменивались информацией по этому поводу - я думаю, чтодо конца года будет принято решение.

Вопрос: А Гремяха?

Ответ: Юго-Восточная Гремяха /в Мурманской области в 30 км на югот поселка Мурмаши/ также укладывается в эту схему. Мы также провелииспытания, утвердили параметры кондиций месторождения.

Это коренное ильменит-титаномагнетитовое месторождение. Его запасысоставляют 318 млн т руды с содержанием оксида титана 31,7 млн т ижелеза 66,3 млн т. В процессе обогащения возможно получить ильменитовыйи титаномагнетитовый концентраты. Титаномагнетитовый концентрат, помиможелеза, содержит такой ценный элемент как ванадий. И что очень важно -месторождение можно отрабатывать открытым способом.

Оба месторождения находятся в инфраструктурно развитых районах, поэтому с их освоением никаких проблем не будет.

Вопрос: В России в настоящее время отсутствуетминерально-сырьевая база титана, с освоением этих месторождений выликвидируете этот «недостаток»?

Ответ: Да, сегодня весь объем титановых и цирконовыхконцентратов мы импортируем. Суммарные запасы титана в месторожденияхЦентральное и Юго-Восточная Гремяха составляют около 10 проц мировых.Эти запасы позволят войти «Норникелю» в пятерку мировых производителейтитана.

У нас есть еще один титановый проект, разрабатываемый совместно скомпанией Aricom Plc, находится на начальной стадии геологоразведочныхработ - это ильменит-титаномагнетит-апатитовое месторождение БольшойСэйим в Тындинском районе Амурской области. Месторождение расположено в27 км от амурского участка БАМа и также пригодно для открытойотработки. Запасы руды там 260 млн т с содержанием оксида титана 30 млнт, железа 61 млн т и ванадия 0,4 млн т. Товарная продукция, котораябудет получена при переработке руды этого месторождения, хорошовписывается в остродефицитный по титану и железу рынок Китая.

Вопрос: Какая динамика развития и финансирования геологоразведочных работ в компании?

Ответ: Геологоразведочное направление выделено в компании всамостоятельное отраслевое подразделение – геологический комплекс, всоставе которого действуют операционные /юниорские/ компании попоискам, оценке и разведке месторождений цветных и благородных металловкак в традиционных регионах – Норильском и Кольском, так и в новыхрайонах на юге Красноярского края, Забайкалье, Туве, Амурской иМагаданской областях.

В предыдущие годы компания выделяла на геологоразведочные работыпорядка 1,2 млрд руб ежегодно, я считаю, что это было крайненедостаточно. В 2006 г уже было выделено 2,5 млрд руб, а на 2007 гинвестиции в геологоразведку увеличены до 4,5 млрд руб. Сюда входятсредства на изучение не только новых объектов, но и на воспроизводствоминерально-сырьевой базы Таймыра и Колы /Норильский промрегион иКольская ГМК в Мурманской области/ - 680 млн руб и 400 млн руб,соответственно.

И результат - прирост запасов руды и металлов. В 2005 - 2006 гг в 2раза возросли запасы Быстринского рудного поля в медном эквиваленте, в2007 г будет получен существенный прирост запасов никеля, меди,молибдена на Верхнекингашском, Бугдаинском, Култуминском месторождениях.

За счет применения современной высокопроизводительной буровой и горнойтехники сроки разведки и подготовки к освоению горнорудных объектовсокращаются с привычных 5-8 лет до 2-3 лет.

Вопрос: Насколько успешно ваше сотрудничество с Rio Tinto и BHP Billiton?

Ответ: Как раз сейчас Rio Tinto изучает результаты исследованийпо ряду месторождений и должно до конца года определиться, какие из нихготово развивать в рамках СП «РиоНор-Геологоразведка». Этоместорождения Читинской области, Тувы, Амурской области.

Вопрос: Какого характера могут быть совместные проекты?

Ответ: Совместная разведка новых месторождений и строительствогорно-обогатительных комбинатов для отработки уже имеющихся на балансеместорождений. «Норильский никель» в начале следующего года внесет этипроекты в СП, предварительно рассмотрев предложения Rio Tinto.

Вопрос: А с BHP Billiton?

Ответ: С BНP мы уже достаточно продвинулись по ряду проектов. Вчастности, мы приобретаем право пользования на угольное месторождениена Таймыре - в западной части Таймырского полуострова. Месторождениееще не разведано, это предстоит сделать в рамках дочернего СП ООО«Северная звезда». И точно такой же венчурный проект у нас в пределахТимано-Канинского региона, там основные перспективы площадей связаны сплатиноидно-медно-никелевым оруденением.

Кроме этого, совместно с ВНР изучаем Мурманский, Архангельский иКарельский проекты по алмазам, возможно, будем участвовать в аукционахна приобретение лицензий на поиски алмазных месторождений на этихтерриториях.

Буквально на днях закончился прием заявок на получение прав пользованиянедрами с целью геологического изучения - поисков и оценкиместорождений алмазов на 2-х участках недр в Мурманской области -Харловской и Хибинской площадях. Кроме нашей других заявок нет, так чтов начале сентября надеемся, что лицензии на право пользования недрамибудут оформлены.

СПРАВОЧНО:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерстватранспорта Российской Федерации и ОАО «ГМК «Норильский никель» 9 июня2007 г подписали инвестиционное соглашение «Создание транспортнойинфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востокаЧитинской области».

В рамках соглашения предусмотрено строительство железнодорожной ветки Нарын-Лугокан и освоение пяти месторождений области.

Строительство железной дороги /с 2007 по 2011 гг/, протяженностью 375км, будет вестись на условиях государственно-частного партнерства. Изсредств Инвестиционного фонда РФ планируется профинансировать 69 процот стоимости строительства железной дороги /51,5 млрд руб в ценахянваря 2006 г/, остальное финансирование обеспечит ГМК «Норильскийникель».

Для освоения месторождений «Норникель» в период с 2012 г по 2015 гвведет в эксплуатацию горно-обогатительные комбинаты суммарнойпроизводительностью более 35 млн т руды в год /инвестиции - 97,8 млрдруб/. Срок отработки месторождений /открытым способом/ - более 30 лет.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal