28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Милые миллы



Сделок по слиянию и поглощению становится все меньше, так как в мире осталось не так много привлекательных объектов купли-продажи. По мнению экспертов, альтернативой покупке готовых активов для отечественных металлургических холдингов станет открытие мини-заводов, работающих на металлоломе. Ряд крупных игроков отрасли, такие как "Северсталь", уже активно инвестируют в строительство мини-миллов в России и за рубежом. Российские сталелитейные компании продолжают расширять свой бизнес. Сделок по слиянию и поглощению становится все меньше, так как в мире осталось не так много привлекательных объектов купли-продажи. По мнению экспертов, альтернативой покупке готовых активов для отечественных металлургических холдингов станет открытие мини-заводов, работающих на металлоломе. Ряд крупных игроков отрасли, такие как "Северсталь", уже активно инвестируют в строительство мини-миллов в России и за рубежом. Куй железо, не отходя от кассы На фоне чрезвычайно высоких цен на рудное сырье и строительного бума в развивающихся странах многие мировые металлургические компании начинают строить мини-миллы, то есть металлургические производства без доменных печей, перерабатывающие не железорудный концентрат, а металлолом в электросталеплавильных печах. Среди российских металлургических холдингов наиболее активной в строительстве мини-миллов оказалась "Северсталь", которая уже запустила в пробном режиме свой американский завод SeverCorr и готовится к строительству еще двух небольших металлургических заводов в России. ММК, начавший строительство мини-милла в Турции, планирует построить мини-милл по выпуску листа для автомобильной промышленности в США. Группа "Металлоинвест" находится на первом этапе возведения мини-милла в ОАЭ. Стратегия создания новых мощностей у металлургических компаний делится на два типа. Часть мини-предприятий строится для обеспечения потребностей строительного бизнеса, часть -- для поставок высококачественного листа для автопрома. Аналитик Альфа-банка Максим Семеновых отмечает, что небольшие металлургические заводы неполного цикла наиболее выгодно строить в странах, испытывающих потребность в сортовой стали, например в Турции и странах Ближнего Востока: "В мини-миллах используется металлолом, который, как правило, содержит большое количество сторонних примесей -- краску, резину, грязь и т. п. В результате на выходе получается металл не очень высокого качества, который можно использовать для изготовления арматуры, а вот автолист изготовить из такой стали уже нельзя". Впрочем, "Северсталь" совместно с бывшим главой американского металлургического холдинга Nucor Джоном Корренти инвестировала в новые технологии и построила мини-милл, который позволяет получать в электродуговых печах металл очень высокого качества. Теперь примеру "Северстали" хотят последовать акционеры Магнитогорского меткомбината. Не все опрошенные BG эксперты считают строительство мини-миллов альтернативой приобретению готовых активов. Ясно одно: в условиях стремительного темпа роста стоимости морского фрахта и в целом логистических услуг производители черных металлов стали искать варианты, как избежать дорогостоящей транспортировки стальных полуфабрикатов или железорудного сырья для обеспечения рынков с высоким спросом. Плавить металл прямо на месте из стального лома -- одно из таких решений. Мини-сделки по-крупному Российские сталелитейные компании давно и активно расширяют свое производство за рубежом. Группа "Газметалл" (управляющая компания "Металлоинвест") создала СП Hamriyah Steel FZC для строительства в свободной экономической зоне эмирата Шарджа (ОАЭ) мини-милла с объемом производства 1 млн т арматуры в год. "Газметаллу" в совместном предприятии принадлежит 80%. Завод может быть введен в строй к концу 2009 года, занять около четверти рынка строительной стали ОАЭ и экспортировать продукцию в страны Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки. Крупный завод за рубежом собирается построить и ММК совместно с турецкой группой Atakas. Аналитики считают, что этот милл едва ли можно назвать мини, так как его проектная мощность превышает 2 млн т. По словам директора по интеграционной политике ММК Михаила Бурякова, компания считает ключевыми для себя регионами быстрорастущие рынки Азии и Ближнего Востока (прежде всего Турцию) и высокотехнологичные, с традиционно высокими ценами страны Северной Америки. Летом этого года партнеры создали СП "ММК Atakas Metalurji Sanayi", в котором доля российской компании -- 50,0000045%. Предприятие начнет работать в 2010 году и расположится на двух промплощадках недалеко от Стамбула и Искендеруна. Стоимость проекта оценивается примерно в $1,7 млрд. Помимо самого завода "ММК Atakas" построит на его территории морской порт, рассчитанный на прием судов дедвейтом до 80 тыс. т, и создаст два сервисных металлоцентра, куда будет поставляться листовая продукция, произведенная ММК в России. По словам Михаила Бурякова, даже с учетом логистических затрат она будет вполне конкурентоспособна на турецком рынке. Затем "ММК Atakas" запустит непрерывный травильный агрегат, стан холодной прокатки и агрегаты производства оцинкованного и окрашенного металла. В завершение проекта будут открыты электросталеплавильный цех и литейно-прокатная линия. Металлургическая стратегия "Северстали" строится несколько иначе. Компания делает ставку не только на hi-tech-автолист, но и на увеличение производства и продаж продукции для активно растущей строительной отрасли. В частности, в 2006 году предприятия "Северстали" поставили на российский рынок около 1,5 млн т металлопроката, причем наибольшим спросом пользовалась высококачественная термоупрочненная арматура марки А500С, занимающая 80% в общем объеме продаж строительной стали. В рамках расширения производства стали строительного сортамента "Северсталь" затеяла два региональных проекта в России -- строительство малых металлургических комплексов в Саратовской и Нижегородской областях. Выбор именно этих регионов обусловлен в первую очередь тем, что к 2010 году в Приволжском федеральном округе ожидается дефицит сортовой стали. Выигрышны они и с точки зрения логистики: сырье и продукцию можно доставлять как водными путями по Волге, так и железной или автомобильными дорогами. Оценочная стоимость новых проектов составляет $1 млрд, капиталовложения будут распределены между региональными мини-заводами поровну. "Мы инвестируем существенные средства в развитие наших зарубежных активов, но при этом наша основная площадка -- это Россия. Из запланированных в рамках инвестпрограммы $10 млрд до 2011 года $8 млрд будет направлено на развитие российских предприятий, в том числе на строительство мини-миллов",-- говорят представители "Северстали". С Америкой заодно Тем не менее зарубежные проекты "Северстали" по мощности ничуть не уступают внутрироссийским. Два года назад экс-руководитель американского металлургического холдинга Nucor Джон Корренти обратился к "Северстали" с предложением стать инвесторами завода, на котором бы использовалась уникальная технология переплавки стального лома в металл с использованием электродуговой печи с интегрированным комплексом чистовой обработки. Эта технология позволяет варьировать степень очистки металлолома в процессе плавки в зависимости от назначения продукции. В результате на базе "Северстали" и основанной Джоном Корренти компании SteelCorr было создано СП SeverCorr. Контрольный пакет акций принадлежит российской компании и ее мажоритарному акционеру Алексею Мордашову, Корренти и SteelCorr владеют долей в размере 30%. Гендиректором SeverCorr стал Джон Корренти. Мини-милл SeverCorr, расположенный в американском городе Колумбус (район "Золотой треугольник", штат Миссисипи), начал производство в октябре этого года. Мини-милл будет поставлять продукцию заводам, расположенным в радиусе 400-450 миль на северо-востоке Миссисипи (здесь находятся 19 из 25 автозаводов юга), а также в Мексику. Официальное открытие мини-милла ожидается в мае будущего года. Размер капиталовложений в строительство первой очереди производства составил $880 млн, проектная мощность предприятия на данном этапе -- 1,5 млн т плоского проката в год. После реализации второй фазы проекта стоимостью около $650 млн SeverCorr будет производить около 3 млн т продукции в год. Помимо уникальных технологических решений SeverCorr также разработал оригинальную схему сбыта своей продукции. Около 30% металла будет поставляться напрямую автозаводам, а остальные 70% -- реализовываться через дистрибуторские сервисные центры. При этом 15% продукции, которая должна идти через дистрибуторов, будет продаваться эксклюзивными партнерами SeverCorr -- компаниями Heidtman Steel и New Process Steel, которые построили свои металлосервисные центры рядом с мини-миллом. Центры конкурировать между собой не будут, поскольку специализируются на продаже разной номенклатуры металлопродукции. Построенная SeverCorr модель дистрибуции напоминает европейскую схему создания смежных дистрибуторов. Но в отличие от металлургов Старого Света SeverCorr отказался от акционерного контроля над дистрибуторами и не собирается выкупать их в будущем. Так компании легче поставлять металл другим оптовым торговцам. У СП SeverCorr есть еще одно важное преимущество: благодаря новой технологии и особой организации бизнеса у компании очень низкие производственные издержки и низкая стоимость логистики. Так что компания может не опасаться конкуренции со стороны других производителей продукции с высокой добавленной стоимостью. Стоит отметить, что немецкий концерн ThyssenKrupp, который также намерен обслуживать автозаводы южных штатов, запустит свой металлургический завод вблизи Алабамы только в 2010 году. Представители "Северстали" так комментируют свой выход на мировой рынок: "Так как за рубежом себестоимость производства в основном больше, чем в России, главное развитие этих компаний должно быть направлено на увеличение добавленной стоимости продукции, на те прибыльные ниши с качественной продукцией, где самые высокие цены. Нам хорошо удается реализация этой стратегии, так как наши итальянские, американские и российские предприятия производят нишевую продукцию высоких переделов. На сегодняшний день продукция с высокой добавленной стоимостью и нишевая продукция занимает около 50% всего нашего объема производства. Спрос на нее стабилен, что защищает нас от воздействия металлургических циклов". Свой проект строительства завода по выпуску проката для автомобилестроения в штате Огайо готовит и Магнитогорский меткомбинат. Стоимость проекта оценивается в $1,5 млрд. В организации производства Магнитка собирается следовать в фарватере "Северстали". Михаил Буряков говорит, что его компания изучает возможности организации на рынках Северной Америки собственных производственных площадок совместно с компаниями, обладающими современными технологиями производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Про и контра Участники рынка по-разному оценивают значение мини-миллов как альтернативы готовым металлургическим активам. Гендиректор Объединенной металлургической компании Владимир Маркин считает более эффективным путем развития черной металлургии не сделки M&A, а модернизацию существующих мощностей и создание новых: "Металлургические наука и технологии за последние десятилетия сделали большой шаг вперед. И современное металлургическое оборудование по экономическим показателям значительно превосходит свои аналоги, изготовленные 15-20 лет назад, не говоря уже о более старом оборудовании". Того же мнения придерживается и представитель "Северстали": "Ценовые мультипликаторы пошли вверх, потому что рынок стал верить в сталь. Поэтому все, что сейчас можно купить, относительно дорого, и, чтобы оправдать конечную цель, мы должны находить объекты, которые дадут высокий синергетический эффект. Если мы такие объекты найдем, будем покупать. В настоящий момент мы видим хорошие возможности для развития через модернизацию существующих предприятий и строительство новых производств. На Череповецком металлургическом комбинате сейчас проходит масштабная модернизация, на SNA введена в эксплуатацию крупнейшая доменная печь класса С, одна из мощнейших в мире. В США мы также построили сверхсовременный мини-милл SeverCorr, который считаем уникальным. Два новых мини-милла начинаем строить в России. Все эти предприятия производят нишевые продукты для автомобильной и строительной индустрии, в которых происходит наибольший рост". По мнению представителя стальной группы "Мечел", строительство мини-заводов является наиболее доступным способом укрупнения для российских металлургических компаний: "Это обусловлено отсутствием возможностей для слияний и поглощений с существующими компаниями, а также тем, что стальной лом на данный момент остается наиболее дешевым источником металлического сырья. Однако не стоит ожидать бума мини-заводов в России, поскольку возможности ломозаготовки ограниченны, о чем свидетельствует сокращение экспорта лома из России на протяжении последних лет". У "Евраз групп" в ближайшее время основной задачей станет развитие существующих и свежеприобретенных активов. Только в этом году компания приобрела североамериканскую Oregon Steel Mills и южноафриканскую Highveld Steel, тем самым доведя долю своих зарубежных активов в показателе EBITDA (за первое полугодие 2007 года) примерно до 20%. Вице-президент "Евраз групп" по развитию и стратегическому планированию Тимур Янбухтин говорит, что, поскольку большая часть зарубежных активов была приобретена в течение последних 12-18 месяцев, компания продолжает работать над своими долгосрочными проектами: "Определенные тенденции уже очевидны. В США, безусловно, самые интересные сегменты, которые останутся приоритетными для Evraz Oregon Steel Mills. Это железнодорожный прокат и производство труб для нефтяной отрасли. Что касается Highveld, понятно, что в ЮАР опережающими темпами будет развиваться спрос на строительный прокат и прокат для развития инфраструктуры, а также на продукцию для активно растущей горнорудной отрасли ЮАР. Мы занимаемся проработкой альтернатив развития компании, включая возможности модернизации. Для производства листа на Evraz Vitkovice Steel в Чехии и Palini e Bertoli в Италии мы поставляем заготовку с наших уральских и сибирских предприятий. Подобная модель полностью оправдала себя для наших европейских активов, и мы планируем развивать перекатный бизнес и далее". По словам Тимура Янбухтина, на сегодняшний день у "Евраз групп" нет конкретных планов по строительству мини-миллов, но не исключено, что они появятся в будущем: "На данном этапе развития рынка стоимость строительства металлургического мини-завода сопоставима с приобретением действующего производства, а зачастую и дешевле покупки активов. Это аргумент за. Аргументы против -- растущий дефицит металлолома в России и значительное повышение цен на электроэнергию. Таким образом, эффективность таких проектов будет сильно зависеть от конкретной площадки". Мало ломаАналитик UBS Алексей Морозов отмечает, что за последние несколько лет стоимость активов в сделках слияний и поглощений в металлургии значительно возросла. "Среднюю цену увеличения стоимости компании в расчете на тонну металла я назвать не могу, потому что стоимость актива и его рентабельность зависят от того, где этот актив находится и какие виды продукции он производит,-- сказал он корреспонденту BG.-- Но можно вспомнить, что еще несколько лет назад "Северсталь" приобрела активы Rouge Industries по $100 за тонну, тогда как сейчас цены сделок колеблются в пределах $300-700 за тонну, а за хороший актив легко дают по $1000". Аналитик Deutsche Bank Александр Пухаев констатирует, что сейчас идет на спад первая волна сделок M&A, проведенных за рубежом: "Компании накопили большой денежный поток, "Северсталь" и "Евраз" приобрели по два-три актива. Сейчас мы видим, что такие попытки предпринимают другие компании". Анализируя нынешнюю политику расширения российских металлургических холдингов, аналитик Альфа-банка Максим Семеновых говорит, что если раньше российские металлурги приобретали зарубежные активы в основном для производства продукции на основе полуфабрикатов, то сейчас некоторые производители, в том числе "Северсталь" и ММК, хотят не только выйти на зарубежные рынки проката, но и производить на месте сырую сталь. "Это связано с тем, что в РФ вырос внутренний спрос, в нашей стране металл продается с премией в 10% выше внешних рынков. Поэтому экспортировать продукцию стало невыгодно, и металлурги решили строить новые стальные мощности за рубежом",-- добавляет он. Максим Семеновых полагает, что наиболее быстрорастущими рынками потребления конструкционных сталей являются Турция, Северная Африка, Египет, ОАЭ, где выгодно размещать новые мини-заводы. Партнер консалтинговой компании Ernst & Young Алексей Иванов рассказывает, что недавно проводил опрос крупных российских компаний цветной и черной металлургии на предмет того, каким образом и в каких странах мира они бы хотели расширить свое присутствие. Оказалось, что все участники опроса рассматривают потенциальное приобретение компании или строительство заводов. По поводу географии сделок у представителей компаний спрашивали, что они предпочитают -- реализовывать проекты в регионах с развитой инфраструктурой, где приходится выплачивать высокие страновые премии, или в странах, где премии платить не надо, но развитию бизнеса могут угрожать высокие политические риски (возможность смены власти и т. д.). Мнения разделились. "Интересно, что несколько респондентов больше готовы приобретать активы в странах с высокими страновыми рисками, некоторые -- в странах, где больше развита инфраструктура",-- отмечает Алексей Иванов. Александр Пухаев сомневается в необходимости строить мощности в тех регионах, где "издержки дают о себе знать. В США дорогая электроэнергия и не такая интегрированная экономика с точки зрения рудных материалов -- угля много, но мало железной руды. Это нужно принимать во внимание, когда выбираешь регион для нового строительства. Удачный проект "Северстали" SeverCorr -- это исключение, потому что это уникальное предприятие с новейшей технологией". Аналитик UBS Алексей Морозов добавляет, что строительство мини-миллов может быть ограничено наличием металлолома, которого сейчас в мире очень мало: "Лом образуется на изношенных объектах. В нынешней ситуации, когда в мире построено много новых объектов, ему неоткуда взяться в больших количествах". Кроме того, строительство новых заводов влияет на рынок, добавляя предложение. "Готовый актив сразу приносит прибыль, а новый проект требует финансирования, формирования клиентской базы,-- добавляет аналитик.-- Обычно компании предпочитают расширять действующее производство". В то же время Морозов оговаривается, что если бы все инвесторы рассуждали подобным образом, то количество заводов в мире вообще бы не росло. Мини-миллы не для "Макси-Групп" В отличие от своих "больших братьев" поставившие на строительство мини-миллов металлурги второго эшелона сейчас чувствуют себя неуютно. Недавно металлургический холдинг "Макси-Групп" обратился к Владимиру Путину с просьбой предоставить компании господдержку. Кризис ликвидности, который не слишком пугает сталелитейных мейджоров, проехался по "Макси-Групп" буквально катком. Кредиторская задолженность "Макси-Групп" достигла 38 млрд рублей, и банки отказываются ее рефинансировать. Эксперты рынка полагают, что компанию с годовым объемом производства 2 млн т стали ("Макси-Групп" анонсировала увеличение выпуска стали до 20 млн т к 2012 году), скорее всего, выкупят крупные металлургические холдинги.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal