19 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Сталь, автомобили, лес



Подводя итоги года, принято вспоминать крупнейшие сделки, отставки и назначения, подмечать главные тенденции. Год был богат на события, но мы отказались от попыток сделать подробную летопись уходящего сезона, выделив лишь те отрасли, которые привлекали наибольший интерес инвесторов или могут оказаться в центре внимания в ближайшем будущем. По восходящей Для отечественной черной металлургии 2007 год можно смело назвать самым-самым как в финансовом отношении, так и в устремлениях. Сталелитейные компании получили рекордные прибыли, цены на сырье и, следовательно, на сталь постоянно росли. Еще один тренд года — начало реализации масштабных проектов, которые в свое время не осилил даже Советский Союз. Хотя консолидации российской черной металлургии, сколько о ней ни говорили, в 2007 году так и не случилось (а слухи ходили самые фантастические: то Роман Абрамович замахнулся на Магнитку, то Алексей Мордашов хочет присоединить Evraz, то главным объединителем называли Алишера Усманова), метхолдинги и сами чувствовали себя совсем неплохо. Высокие дивиденды, рекордные финансовые показатели, выход на объемы производства 1989—1990 годов — таким запомнят уходящий год акционеры ведущих сталелитейных компаний России. В 2007-м российские металлурги все больше внимания уделяли внутреннему рынку. Его участники и эксперты считают, что перевес в сторону российского рынка в ближайшие годы только увеличится — тому виной и строительный бум, затронувший большинство регионов страны, и будущая зимняя Олимпиада в Сочи. Немаловажен и фактор внутренних цен на металлопродукцию: как ни парадоксально, в России продукция металлургов продается дороже, чем за рубежом. В уходящем году большинство меткомпаний определилось со стратегией развития. Практически все ведущие компании запланировали немалые инвестиции на расширение и обновление мощностей (Магнитка — 5,2 млрд долл. до 2013 года, «Северсталь» — 10 млрд долл. до 2011 года, «Мечел» — 2,7 млрд долл. до 2011 года, «Металлоинвест» — 4,5 млрд долл. до 2012 года и т.д.). Еще один путь — приобретение активов за границей, на который наши металлурги встали уже давно. Изюминкой года можно назвать желание не только покупать готовые активы (в странах Европы и Америки они довольно дороги), но и строить собственные заводы за рубежом. В нынешнем году «Металлоинвест» рассказал о начале строительства своего предприятия в ОАЭ, Магнитка уже договорилась о возведении завода в Турции, ведет переговоры о строительстве в США. Тем временем внутри страны было заявлено о строительстве мини-миллов мощностью до 1 млн т продукции. «Северсталь» хочет построить два таких предприятия, «Эстар» уже запустила один в Ростовской области. Подъем металлургической отрасли возродил масштабные проекты времен Советского Союза. ММК и Объединенная металлургическая компания взялись за строительство на своих площадках станов-5000, выпускающих широкий толстый лист для производства труб большого диаметра. До сих пор производителям труб большого диаметра приходилось закупать лист за границей. К 2010 году металлурги обещают снять этот вопрос с повестки дня. В течение года разворачивалась интрига вокруг возможных альянсов между «Металлоинвестом» и «Индустриальным союзом Донбасса», а также Трубной металлургической компанией и «Интерпайпом». Эти сделки до сих пор в подвешенном состоянии, а первым российским метхолдингом, получившим изрядную долю украинского стального пирога, стал Evraz, который к концу года объявил о покупке основных горно-металлургических активов у группы «Приват». И напоследок еще несколько слов о международных аспектах российской металлургии. В 2007 году рынок узнал о планах двух мировых стальных гигантов ArcelorMittal и Corus, о строительстве их производств в России, пока скромных. Но, как уверяют эксперты, это только первый шаг. В погоне за лидером Российский автомобильный рынок в уходящем году продолжал расти активно: продажи иномарок, как импортированных, так и «российских», росли более чем на 60%. Эксперты прогнозируют, что в 2007 году будет продано 2,4—2,5 млн автомобилей и если не в этом, так в следующем году Россия обгонит по продажам Великобританию и станет вторым по величине рынком в Европе после Германии. А к 2010 году, по прогнозу PricewaterhouseCoopers, Россия выйдет на первое место в Европе. В 2007 году автопроизводители, привлеченные ростом рынка и льготным режимом промсборки, начали открывать свои первые заводы. В ноябре в Калуге был запущен завод Volkswagen, в декабре в Санкт-Петербурге началось производство автомобилей Toyota. Кроме того, окончательно определился список автопроизводителей, которые будут собирать в России автомобили. Предпоследним выбрал площадку французский PSA Peugeot Citroen. Так и не пристроенным остался лишь японский Mitsubishi, которого уже не ждут ни в Санкт-Петербурге, ни в Нижнем Новгороде. В список льготников так и не попал ни один китайский автопроизводитель. Chery, единственный, которому удалось совершить рывок в продажах, и то за счет льгот Калининградской области и «Автотора», в этом году несколько раз находился под угрозой. В итоге «Автотор» даже пообещал перенести производство китайских автомобилей в Казахстан. Несмотря на то что, по замыслу МЭРТ, за автопроизводителями должны были подтянуться и производители компонентов, нашествия не случилось. Единственная компания, которая получила режим промсборки, — производитель сидений для Toyota, Toyota Boshoku. Кроме того, еще 30—40 компаний подписали меморандумы о намерениях с МЭРТ, которые должны позволить позже заключить полноценные соглашения. Для остальных возможность получения льгот оказалась нереализованной. И производители компонентов, по словам директора Национального агентства промышленной информации Татьяны Арабаджи, начали интересоваться размещением производства в смежных с Россией странах. В частности, на Украине, где уже существует развитое автомобильное производство, дешевле рабочая сила и меньше трудностей с профсоюзами, а также удобные расстояния до российских и европейских производств. В уходящем году один из столпов отечественного автомобилестроения АвтоВАЗ, которому эксперты и потребители не первый год пророчили скорую смерть, вошел во франко-японский альянс Renault — Nissan. В феврале должна быть оформлена сделка по продаже французам акций тольяттинского завода, которые после конвертации и погашения казначейских акций превратятся в блокпакет. АвтоВАЗ принесет французам и японцам расширение производственных мощностей и доступ к производству компонентов, а те в свою очередь поделятся технологиями и помогут обновить модельный ряд. Лесопромышленный мейнстрим В 2007 году российский леспром сделал серьезную заявку на то, чтобы стать одним из наиболее привлекательных для инвестиций. Стоит отметить, что немалая заслуга в этом принадлежит чиновникам, которые приняли новый Лесной кодекс, утвердили программу льгот и преференций для инвесторов-лесопромышленников. Что еще более важно, был запущен механизм по повышению экспортных пошлин на необработанную древесину, которые уже вскоре станут фактически запретительными. Усилия российских властей, которым в этом году пришлось выслушать немало критики со стороны, в первую очередь от скандинавских лесопромышленников (подорожание российской древесины делает их производство нерентабельным), уже начали приносить первые плоды. Еще пару лет назад вряд ли можно было предположить, что лидеры мирового леспрома станут создавать СП с отечественными лесопромышленниками. Начало этой тенденции заложила группа «Илим», продав 50% компании International Paper. А уже в конце 2007 года «Свеза» и UPM объединили усилия. Свои амбициозные планы по строительству лесопромышленных комплексов в России анонсировали финские Ruukki Group и Stora Enso. На подходе новые проекты, которые претендуют на статус приоритетных, и соответствующие налоговые льготы. Правительственная комиссия уже отобрала четыре инвестпроекта, которые получат статус приоритетных. Общий объем инвестиций составит 34,5 млрд руб. Кроме того, чиновники заявляют, что получили заявки еще на десятки новых проектов. Нахимичили Химикам инвесторы давно уже раздают большие авансы ожидая, в первую очередь их массового нашествия на фондовые биржи. Пока прогнозы оправдываются лишь частично. Главным событием года стала удачная повторная попытка размещения акций «Уралкалия». Крайне благоприятная конъюнктура рынка калийных удобрений позволила компании в октябре 2007 года выручить около 1 млрд долл., разместив почти 15% своих акций. По мнению большинства экспертов, подорожание и других основных видов удобрений стало благодатной почвой, на которую упали семена интереса инвесторов к компаниям сектора, пробужденного размещением «Уралкалия». Пример оказался заразительным — о размещении своих акций в 2008 году уже заявил «Акрон». Компанию ему могут составить «Еврохим» и «Сильвинит». Аналогичного шага ждут и от новичка — компании «Уралхим», которая была сформирована на базе принадлежащих Дмитрию Мазепину агрохимических активов. Другой же крупный игрок — «Фосагро» — пока традиционно остается в тени от публичных рынков, во многом из-за проблем подконтрольного холдингу «Апатита». Впрочем, эксперты отмечают, что предприятия «Фосагро» одни из самых недооцененных на рынке. Большой активности на рынке в минувшем году ждали еще от одного нового игрока — компании «Сибур — Минеральные удобрения». Впрочем, она так и не сделала почти никаких серьезных покупок, к концу года и сама оказалась в подвешенном состоянии. Судьба компании сейчас в руках группы «Газпром», которой в 2008 году предстоит определиться с развитием своих агрохимических активов. Определенно только то, что самому «Сибуру», который решил специализироваться на выпуске пластиков и полимеров, производство минудобрений уже не с руки.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal