20 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Буриданова проблема



    Параллельно продвигался аналогичный проект в Украине. Однако присоединение страны к ВТО может изменить эти планы.

У GM — одной из крупнейших автомобильных корпораций мира — дела идут неважно. Чистые убытки компании в 2007 году составили 38,73 млрд. долларов, тогда как в 2006-м они не превышали 2 млрд. В связи с этим в феврале компания объявила о планах сокращения персонала — рабочих мест на ее заводах по всему миру лишатся 74 тыс. человек. И это при том, что объем продаж General Motors в 2007 году вырос на 3% — до 9,37 млн. автомобилей. Вероятно, значительная часть этого прироста связана со своевременным проникновением корпорации на рынки Центральной и Восточной Европы, а затем — в страны СНГ. Сейчас General Motors производит грузовые и пассажирские автомобили в 33 странах. В семи европейских государствах работает десяток производственных и сборочных заводов GM.

В России у GM реализуется два проекта. Первый — в сотрудничестве с АвтоВАЗом — начался в 2002 году с выпуска Chevrolet Niva и Chevrolet Viva, а второй завод GM (мощностью 25 тыс. автомобилей) запустит под Санкт-Петербургом к 2009 году, но уже в сентябре 2007 года он начал небольшими партиями собирать внедорожник Chevrolet Captiva. В Украине GM пока реализовала только один проект — по ее лицензии в 2003 году на ЗАЗе началась сборка автомобилей Chevrolet. В ноябре 2005 года ЗАЗ начал экспорт Chevrolet Lanos в Россию, где эта модель стала пользоваться таким успехом, что у ее украинских производителей возникла идея расширения мощностей. Российские и украинские компании, которые выпускают автомобили по лицензии GM, увеличивают объемы производства, поскольку модели Chevrolet — в первую очередь Lanos — пользуются огромным спросом в наших странах. К 2007 году Chevrolet вырвалась в российские лидеры по продажам, и благодаря Lanos бренд Chevrolet опередил традиционного лидера продаж — Hyundai, а сам Lanos обогнал Hyundai Accent.

В этой ситуации было естественно организовать производство данных моделей в России, поэтому ЗАЗ и корпорация “Богдан” создали компанию Объединенные транспортные технологии (ОТТ) для реализации соответствующего проекта в Нижегородской области. В июле прошлого года ОТТ подписала инвестиционное соглашение о промышленной сборке на заводе в Борском районе Нижегородской обл. Срок действия договора — семь лет. На этот период компания получит льготы на ввоз импортных комплектующих для сборки автомобилей Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo и ZAZ Sens (создан на базе Chevrolet Lanos), собираемого сейчас в Украине и комплектуемого двигателями ЗАЗ. Это соглашение заключено в соответствии с постановлением Минэкономразвития, принятым в 2005 году: оно дает возможность компаниям, выпускающим не менее 25 тыс. автомобилей в год, беспошлинно или с 3%-ной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Через 2,5 года после подписания соглашения инвестор обязан сокращать список льготно ввозимых деталей и либо локализовать их производство, либо вернуться к обычному импорту (пошлина доходит до 20%).

Такими льготами грех не воспользоваться, и ОТТ уже приобрела 50 га земли для строительства завода мощностью 160 тыс. автомобилей Chevrolet Lanos, так полюбившихся россиянам, а также Chevrolet Aveo и Sens. Кроме того, на предприятии планируется выпускать 6 тыс. автобусов (все модели “Богдан” Isuzu, от малого до сверхбольшого), грузовики и агрегаты “Богдан” (25 тыс. единиц в год). Предполагается также организовать сборочное производство 8 тыс. автобусных шасси для продажи сторонним производителям и 80 тыс. дизельных двигателей для автобусов и среднетоннажных грузовиков. Характерно, что площадка для строительства выбрана весьма удачно: ранее она готовилась для российского проекта Toyota, которая так серьезно подходила к делу, что местным властям пришлось готовить для них документы об истории этой земли за последние сто лет.

При этом вице-губернатор области Виктор Клочай заявил: “С учетом планов компании по локализации производства автокомплектующих на территории Нижегородской области период работы предприятия под флагом промышленной сборки будет весьма незначительным”. По уточненным данным, общий объем инвестиций в проект составит 470 млн. долларов, а с учетом планов по созданию производства комплектующих на территории региона — около 800 млн долларов. Начало строительства планировалось на февраль 2007 года, пуск производства — на 2009 год, в выход на проектную мощность — на 2011 год.

Однако перспектива вступления Украины в ВТО, которая теперь воплотилась в реальность, привела к некоторой коррекции этих планов. Во всяком случае, так говорят официальные представители УкрАвто — контролирующего акционера ЗАЗа. Однако здесь они явно лукавят. Дело в том, что сейчас Lanos ввозится в Россию с нулевой пошлиной как товар, произведенный в Украине, а детали для сборки автомобилей в Украине тоже ввозятся с нулевой пошлиной. В этой ситуации преимущества российского проекта могут быть связаны либо с более дешевым трудом, что сомнительно, либо с экономией транспортных затрат — готовые автомобили доставляются в Россию автовозами, тогда как детали для них можно поставлять по железной дороге. Однако пока мощностей ЗАЗа вполне достаточно для обеспечения рынков обеих стран, и вряд ли имеет смысл реализация настолько затратного проекта, который окупится только через 5-7 лет.

Возможно, именно по этой причине УкрАвто призадумалось об альтернативном проекте — о строительстве нового завода в Запорожской области мощностью 300 тыс. автомобилей в год. По оценкам аналитиков, стоимость проекта, в зависимости от вида сборки, может составить 160-700 млн. долларов. Скорее всего, в нем примет участие и GM. Сейчас ЗАЗ заручился поддержкой областных властей — с их помощью пытается изъять под промплощадку земли за городом, принадлежащие сельхозинституту УААН Украины. Разумеется, против подобных инициатив выступает президент института Михаил Зубец, поскольку эти земли являются одними из наиболее плодородных в области. Фактически, “спасти” эти земли могут только… последствия вступления Украины в ВТО.

Дело в том, что, в отличие от Украины, Россия предусматривает при вступлении в ВТО переходный период, который даст возможность не открывать свои рынки полностью на протяжении еще нескольких лет. Сейчас на границе Украины и России действует межправительственное соглашение о свободной торговле, которое, однако, не исключает введения антидемпинговых или защитных пошлин с российской стороны. Следует учитывать, что Россия не допустит, чтобы через границу с Украиной (которая откроется после ратификации украинским парламентом соглашения о вступлении в ВТО) беспрепятственно хлынул поток западных автомобилей — наши северные соседи умеют заботиться о национальных производителях. Соответственно, могут быть введены пошлины на импорт автомобилей из Украины. В этом случае УкрАвто придется вернуться к идее нижегородского проекта.


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal