23 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Российский рынок нефтегазового оборудования. Пресс-релиз Союза ПНГО.



С начала 90-х годов производство оборудования для нефтегазового комплекса в России неуклонно снижалось. В 1999 году эта тенденция существенно изменилась, в результате чего нефтегазовое машиностроение по темпам роста в течение двух лет лидировало в отечественном машиностроении. На ряде российских предприятий объемы производства за год увеличивались в несколько раз. Причиной такого бурного роста были возросшие мировые цены на нефть и связанный с этим рост инвестиций нефтяных компаний в российское машиностроение. Период роста, длившийся три года, закончился и начиная с четвертого квартала 2001 года, наблюдается неуклонный спад производства. Так, по данным Госкомстата объем производства в химическом и нефтяном машиностроении за 2002 год составил 82,2% к уровню 2001 года. Эта негативная тенденция не преодолена и в 2003 году. По данным Госкомстата объем производства в январе 2003 года относительно января 2002 года составил: буровых установок - 15,4% , агрегатов для ремонта и освоения скважин – 16,7%, фонтанной арматуры – 51,8%, глубинных скважинных насосов – 87,9%. В результате большая группа отечественных предприятий, ориентированных на производство нефтегазового оборудования оказалась в кризисном состоянии. Подобный спад производства происходит на фоне высоких мировых цен на нефть и, соответственно, роста доходов нефтяных компаний. Снижение объемов закупок продукции нефтегазового машиностроения является следствием общего снижения объемов капиталовложений российских нефтяных компаний в отечественное машиностроение и активизации на российском рынке иностранных производителей.Некоторые нефтяные компании не проводят закупки крупных партий оборудования на основе открытых тендеров, увеличивая закупки техники, имеющей российские аналоги по импорту.Не решены проблемы, связанные с российским участием в подрядных работах, осуществляемых по соглашениям о разделе продукции (СРП) в нефтегазовом комплексе. Вместо воздействия на иностранных операторов проектов для изменения сложившейся практики проведения тендеров по закупкам оборудования, в российских СМИ развернута кампания против самого режима СРП.Для изменения кризисной ситуации на рынке целесообразна реализация следующих мер:- возвратиться к прежней системе налогообложения нефтяных компаний, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагалась налогом;- МПР и Минпромнауки разработать нормативные документы, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Включить программу размещения заказов на оборудование в тендерную документацию по выделению участков недропользования, а Минпромнауки принимать участие в экспертизе таких программ;- Минэнерго, МНС, Минэкономразвития, Минфину, Минпромнауки разработать нормативные документы, чтобы увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем капитальных вложений на тонну добываемой нефти;- Минэкономразвития, Минпромнауки, Минэнерго, МЧС, Госгортехнадзору разработать концепцию обновления и модернизации основных фондов в нефтегазовом комплексе;- Минпромнауки и Госстандарту подготовить программу обновления российских стандартов в сфере нефтегазового машиностроения. Принятие международных стандартов в качестве национальных должно оцениваться Минпромнауки по их влиянию на развитие российского машиностроения; - использовать зарубежный опыт развития машиностроения на основе реализации СРП в нефтегазовом комплексе. Несмотря на то, что основной государственный интерес в СРП переместился в сферу подрядных работ, выполняемых промышленностью, правительственные постановления отводят Минпромнауки “факультативную” роль. Для изменения ситуации следует уточнить постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2002 года №86 и возложить на Минпромнауки полномочия по контролю за реализацией СРП. Необходимо привлекать Минпромнауки к участию в государственной экспертизе предпроектной и проектной документации, разрабатываемой для проектов по СРП. Для этого требуется внести изменения в постановление от 27 декабря 2000 года № 1008. Следует усовершенствовать практику проведения тендеров на выполнение подрядных работ в рамках СРП, привлекая к подготовке и проведению тендеров профильные промышленные некоммерческие объединения.- активизировать работу по экспорту российского оборудования для нефтегазового комплекса, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, которые ранее широко использовали оборудование из СССР. Поддержать инициативу по созданию консорциума для развития экспорта оборудования для нефтегазового оборудования, обеспечив участие в его работе “Росэксимбанка”, который в соответствии с решением Правительства РФ от 22 сентября 2002 г. № 36 “О системе мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции” исполняет роль государственного оператора. При помощи торгпредств организовать работу по обеспечению предприятий информацией о проводимых за рубежом тендерах. Использовать возможности Межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с теми странами, которые имеют развитый нефтегазовый сектор. Создавать рабочие группы по техническому перевооружению нефтегазового комплекса при Межправительственных комиссиях с Индией, Ираном, Ираком, Египтом, Алжиром, Ливией, Сирией, Йеменом и другими нефтедобывающими странами. Аналогичную работу необходимо проводить со странами ближнего зарубежья: Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия. Поддержать работы по подготовке англоязычного каталога “Российская промышленность – нефтегазовому комплексу”; - поддержать инициативу МАП России о внедрении антимонопольного контроля при проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не только для государственных нужд, но и для нужд естественных (“Газпром”, “Транснефть”, “Транснефтепродукт”) монополий. Распределение заказов естественных монополий должно проводиться на тендерной основе, как и в случае использования бюджетных средств. Обеспечить участие в экспертизе Минпромнауки, Минатома, агентств оборонной промышленности, Госстандарта и профильных некоммерческих промышленных объединений;- начать подготовку соглашений о сотрудничестве между Минпромнауки и наиболее крупными российскими потребителями нефтегазового оборудования для обеспечения их технического перевооружения на основе передовых отечественных научно-технических достижений;- обеспечить защиту внутреннего рынка от импорта нефтегазового оборудования, аналоги которого производятся на территории Российской Федерации. Поручить Минэкономразвития, Минпромнауки, Минатому, Агентствам оборонной промышленности, совместно с Минэнерго, ГТК и Союзом производителей нефтегазового оборудования обеспечить сбор и обработку предложений предприятий по проблемной номенклатуре;- сформировать систему мониторинга импорта оборудования для нефтегазового комплекса, а также подготовку в интересах промышленных предприятий аналитических исследований по прогнозам развития отдельных секторов рынка. Решение указанной задачи невозможно без получения планов технического перевооружения российских нефтяных компаний, а также достоверной информации об импортных закупках, поэтому необходимо обязать Минэкономразвития, Минэнерго, ГТК обеспечить ежеквартальную передачу Минпромнауки сводной информации по импорту и экспорту оборудования для нефтегазового комплекса. Минпромнауки совместно с отраслевыми союзами обеспечить координацию работ по созданию импортозамещающего нефтегазового оборудования.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal