28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


"МАП — третьесортное ведомство, которое вместо того чтобы следить за деятельностью крупных естественных и неестественных монополий, устраивает разбирательства с мелкими и средними фирмами, чтобы там не наступила концентрация больше двух человек."



Эксперты все настойчивей говорят о том, что полномочия антимонопольного ведомства недостаточны – число правонарушений в этой сфере быстро растет.Количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны региональных властей в России в январе-августе этого года выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Об этом на прошлой неделе сообщил заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Константин Пармененков на пленарном заседании в Нижнем Новгороде. Рост числа нарушений антимонопольного законодательства представители Министерства по антимонопольной политике (МАП) связывают с повышением активности предпринимателей, пытающихся отстоять свои права через суд. Эксперты сомневаются в правдоподобности таких объяснений: по их мнению, рядовые предприниматели по-прежнему боятся выступать против произвола местных чиновников, так как МАП РФ все равно не сможет помочь им довести дело до конца. А увеличение нарушений они относят на последствия идущей административной реформы, которая сопровождается расползанием бюрократического аппарата и, соответственно, увеличением возможностей для вмешательства властей в дела предпринимателей. Наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства, по словам представителей МАП, за восемь месяцев этого года зафиксировано со стороны местных властей, в частности, это касается ограничений на ввоз или вывоз товаров из субъекта федерации. Кроме того, как сообщил Константин Пармененков, в последнее время в регионах участились случаи прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Самыми «проблемными» регионами были признаны Волгоградский, Вологодский, Кабардино-Балкарский, Карельский, Оренбургский, Северо-Осетинский, Тюменский и Читинский. Особенно сложная ситуация с конкуренцией, по мнению экспертов, складывается в электроэнергетике, железнодорожном транспорте, металлургии, а также оптовой торговле водочными изделиями. «Монополия на газ, электричество, транспорт – это уже фактически тотальный контроль над основными отраслями, - сказал RBC daily депутат Государственной думы от фракции «Яблоко» Игорь Артемьев. - Кроме того, значительная монополизация наблюдается и в металлургической отрасли, в сфере торговли, особенно в оптовой торговле водочными изделиями и розничной торговле нефтепродуктами. Существуют целые регионы, где подавляющее число заправок контролируют одна-две компании». Каждый год по итогам работы прошлого сезона антимонопольное ведомство обещает «активизировать работу по пресечению нарушений конкуренции», а увеличение числа правонарушений в сфере ограничения конкуренции чиновники из МАП почему-то расценивают как «положительные сдвиги», свидетельствующие о повышении доверия предпринимателей к судебной системе. Эксперты подобную статистику подтверждают, однако полагают, что увеличение количества административных споров может иметь и другое объяснение. «За последние годы количество административных споров, причем не связанных с налоговыми разбирательствами, действительно возросло, - заявил RBC daily руководитель управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований Юрий Симачев. - Однако это может быть связано не с повышением «сознательности» юридических лиц, а просто с увеличением числа злоупотреблений со стороны региональных властей. По результатам проведенных нами исследований, предприниматели по-прежнему считают, что общая результативность арбитража довольна низка, причем не столько в силу проблем с решением суда в свою пользу, сколько с исполнением такого решения. Особенно низко оцениваются шансы на полную победу в споре с государственными органами власти». Выводы экспертов основываются на следующем: несмотря на то что чиновникам известны механизмы, с помощью которых местные власти могут препятствовать приходу в их регион «чужих» компаний, у МАП на данный момент недостаточно полномочий, чтобы эффективно им противодействовать. «Реальные рычаги давления на предприятия имеют муниципальные чиновники, именно они выдают или не выдают предпринимателям нужные разрешения, согласовывают или не согласовывают проекты и т.д., - прокомментировал RBC daily заместитель префекта одной из столичных префектур. - Под каждую «смену» власти есть «свои» предприятия, которые они опекают на территории своего района, по возможности не пуская туда «чужих». Меняются префекты, приходит новая команда, и акценты начинают расставляться по-другому. Правда, есть очень крупные предприятия, которые благодаря значительным финансовым ресурсам могут договориться практически с любой властью». Значительную «лепту» в процесс «регулирования конкуренции» вносят и многочисленные проверяющие органы, которые, согласно российскому законодательству и ряду местных подзаконных актов, обладают сейчас очень широкими полномочиями. «Только в Москве существует более 25 различных проверяющих структур, начиная от санэпиднадзора и заканчивая ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций - прим. RBC daily), которые могут придти на предприятие и проверить его «по всем статьям», - рассказывает собеседник RBC daily.- Причем, несмотря на существование закона «О защите предпринимательской деятельности», которое предписывает каждому органу проверять предприятие не чаще одного раза в три года, а также иметь специальное постановление на проверку, эти нормы часто нарушаются, так как большинство предпринимателей до сих пор не знает своих элементарных прав». Поэтому, как указывают эксперты, у предпринимателей нет никаких стимулов обращаться в суд с жалобой на местных чиновников – выиграть практически невозможно, а вот масштабы проблем могут возрасти. Ведь МАП не сможет ни поддержать их в процессе судебного разбирательства, ни защитить от давления. «Наше антимонопольное законодательство – одно из самих мягких в мире: если, к примеру, в США буквально любой гражданин или юридическое лицо, пострадавшее от монополизации на рынке, может подать иск в суд и потом в случае выигрыша получить трехкратное возмещение от этой компании, то у нас подать иск может фактически только сам МАП, - говорит Игорь Артемьев. - Уследить же за всеми нарушениями он не в состоянии физически, плюс к тому МАП боится «наезжать» на монополии: ему тут же «прижимают» хвост чиновники правительства, созданного преимущественно из выходцев из таких монополий». В большинстве стран мира антимонопольные ведомства занимают очень заметное место в общей системе государственного регулирования и имеют такие же полномочия, как, к примеру, наш Минфин. «Они понимают, что отсутствие конкуренции ведет к разрушению самих принципов функционирования рыночной экономики, - полагает г-н Артемьев. - В нашей же стране МАП – это третьесортное ведомство, которое занимается незначительными проблемами: вместо того чтобы следить за деятельностью крупных естественных и неестественных монополий, оно устраивает разбирательства с мелкими и средними фирмами, чтобы там не наступила концентрация больше двух человек». Отдел экономики

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal