29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


"Мы будем строить свой флот": Интервью Михаила Прохорова, генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель" ИА REGNUM-KNews.



Михаил Дмитриевич, во время последней встречи со спикером Заксобрания Александром Уссом Вы обсуждали совместные действия по выстраиванию экономического взаимодействия между Норильском, ГМК "Норильский никель" и другими территориями края. В чем оно будет заключаться? Строительство "моста экономического взаимодействия" между Севером и другими территориями Красноярского края предполагает развитие в двух направлениях. Первое направление связано с поставкой продовольствия на Север предприятиями юга края. Второе касается поставки целого перечня товаров, необходимых для производства на ГМК "Норильский никель".Расскажите подробнее о каждом из направлений?В сфере снабжения Норильска продовольствием могут существовать вполне рыночные условия для конкуренции. Однако ряд факторов мешает этому осуществиться. Основными из них являются закрытость рынка территории, труднодоступность Норильска и наличие традиционных поставщиков продовольствия. Эти факторы в совокупности с другими, например, с непрозрачностью продовольственных тендеров, существенно снижают возможность проникновения на наш рынок новых контрагентов. Мы хотим эту систему перевести на нормальный рыночный тендер, где можно было бы спокойно выбирать поставщиков, четко ориентироваться в предлагаемых ценах, качестве товара и его ассортименте. Поэтому первая задача – это открыть рынок, сделать прозрачными условия и сроки участия в тендерах, создать прочие равные условия. Учитывая высокий интерес, который проявляют предприятия Красноярского края к освоению норильского рынка, эти условия дадут им возможность выйти на него.Путь поставки продукции изменится?Так традиционно сложилось, что продовольственные товары, как и многое другое, завозятся в Норильск через Северный морской путь. Для предприятий юга Красноярского края этот путь транспортировки явно не выгоден. Экономически наиболее целесообразным и эффективным способом будет транспортировка продуктов по Енисею.Расскажите о втором направлении экономического взаимодействия?Как я уже говорил, оно заключается в развитии сотрудничества горно-металлургического комбината с предприятиями Красноярского края в сфере поставок в Норильск товаров, необходимых для производства на комбинате. Многие предприятия края желают сотрудничать с нами, однако существует одна серьезная проблема. Она заключается в качестве производимой в крае продукции, которое во многих случаях оставляет желать лучшего. Реализуя это направление, мы должны предварительно поработать с администрацией Красноярского края и понять, какая промышленная политика в крае реализуется сейчас и будет реализовываться в ближайшее время, и какие конкретные отрасли будут поддерживаться. Дело в том, что если качество и цены на продукцию производителей Красноярского края не будут соответствовать рыночным, то это замечательное начинание не будет, к сожалению, воплощено в жизнь.С какими предприятиями края уже сложились отношения?Очень неплохие отношения сложились с Красноярским шинным заводом. Хотя сначала качество продукции завода было не очень высоким. Однако после переговоров, проведенных с руководством завода, качество резко улучшилось. Сейчас Шинный завод уверенно занимает часть норильского рынка.К каким еще предприятиям края комбинат проявляет интерес?Естественно, это компания "Полюс" и всё, что связано с золотодобычей. Энергетика традиционно входит в область наших стратегических интересов. Для горно-рудных компаний вложения в энергетику всегда были профильным бизнесом. И мы в этом направлении планомерно продвигаемся. К примеру, сейчас "Норильскому никелю" принадлежит блокирующий пакет "Красноярскэнерго". Вторая задача, стоящая перед нами в сфере энергетики, заключается в закреплении интересов "Норильского никеля" в тех частях энергосистемы края, которые могут представлять для нас интерес. Мы смотрим на развитие края в целом и на то, как реализуется промышленная политика в крае. В зависимости от этого будем принимать те или иные решения по вложению или не вложению денег в развитие энергетики.Будет ли "Норильский никель" приобретать блокирующий пакет акций Красноярской ГЭС?Вопрос о приобретении 25-процентного пакета акций Красноярской ГЭС мы как раз рассматриваем, имея в виду все выше обозначенные мною факторы. Я бы не хотел сейчас будоражить общественное мнение. Я думаю, что мы проинформируем о нашем решении, когда оно действительно созреет."Норильский никель" является мировым лидером по производству палладия и платины, однако мировой рынок потребления этих металлов зависит от успеха исследований в области водородной энергетики. Расскажите, как обстоят дела с этим в России?У нас есть чёткая стратегия, которая обуславливает развитие основных направлений производства на годы вперед. Есть базовые металлы – это никель, медь и кобальт. Здесь мы остановимся на никелевых катодах и дальше в ближайшее десятилетие мы не пойдём. Что касается металлов платиновой группы, особенно палладия, то здесь в связи со спецификой рынка необходимо не только его производить, но и контролировать научные разработки, которые способствуют расширению сферы его применения и, следовательно, увеличивают объем его потребления. "Норильский никель" производит около 50% мирового производства палладия. А этот металл является основным во всех устройствах, созданных на основе водородных технологий. Поэтому неудивительно, что мы инвестируем значительные средства в научные исследования и разработки в этой сфере.Научные разработки, проводящиеся сейчас по нашей инициативе, можно разделить на две группы. Первые осуществляются ради того, чтобы немедленно в течение 1-2 лет увеличить рынок потребления палладия. В качестве примера можно привести разработку дизельного катализатора. Исследования второй группы имеют своей целью закрепить палладий, как металл XXI века, а для этого необходим прорыв в области водородных технологий. Это стратегическое направление деятельности на 10-15 лет вперёд. Мы уже начали совместную с Российской академией наук работу в этом направлении. Пытаемся соединить в этой работе два конкурентных российских преимущества – высокий уровень развития фундаментальной науки и собственно мощнейшие запасы и объемы производства палладия.Прошло уже несколько месяцев с момента подписания договора между "Норильским никелем" и РАН, можно ли говорить о конкретных результатах?Здесь существует ряд проблем, затрудняющих получение первых конкретных результатов. Во-первых, бизнес и наука в России имеют разные корпоративные культуры. Наша наука, несмотря на все ее величие и результаты, имеет с точки зрения рыночной экономики две проблемы: она не привыкла работать под заказ, и от нее никогда не требовали рентабельности. Научные исследования всегда были освоением бюджетных средств, а их результаты если и попадали в народное хозяйство, то чаще всего в военно-промышленный комплекс. Никто не спрашивал у ученых, сколько это будет стоить, требовали лишь, чтобы ракета была запущена. Мировая экономика так не работает. Разрабатываемый двигатель на новых топливных элементах должен по всем конкурентным показателям опережать двигатель внутреннего сгорания. Только в этом случае программа будет перспективной и перевернет мир, кстати говоря. Поэтому свою роль мы видим не только в качестве финансирующей стороны, но и, в некотором смысле, интегратора. Наша задача – привнести в систему российской науки, которая развивалась десятилетиями по определенным законам, нормальные рыночные механизмы. И поверьте, это очень нелегкая задача.Аналогичные разработки ведутся во многих странах мира, достаточно ли средств, выделяемых "Норильским никелем" на исследования, чтобы обеспечить их своевременность?Я считаю, что средства, которые мы вложили, явно недостаточны. Вклад "Норильского никеля" исчисляется десятками миллионов долларов. Для сравнения приведу размер тех средств, которые вкладывают в развитие водородной энергетики ведущие мировые державы. Государственные средства на пять лет – в размере трех млрд. долларов, нефтяные компании также вкладывают в подобное развитие свои миллиарды долларов. Причина такой активности понятна. Основная задача программы развития государством водородной энергетики - снизить зависимость от энергоносителей. Если это произойдет, то потребление нефти и газа серьезно уменьшится. Это отразится на прибыли нефтяных компаний. И сейчас они уже заранее стремятся возместить свои будущие потери, застолбив место на рынке технологий, которые будут править миром.А какие перспективы у рынка высоких технологий?Если мы проведем анализ мирового сырьевого рынка, то его объем составляет приблизительно 800 млрд. долларов в год. Объем высоких технологий – приблизительно 2,3 триллиона долларов. Если мы посмотрим развитие на десять лет вперед, то рынок сырья разовьется до 1–1,1 триллиона, а рынок высоких технологий – до 9-9,2 триллионов долларов. Там небольшая разница, а здесь геометрическая прогрессия. Поэтому, как компания, являющаяся мировым лидером и желающая держать руку на пульсе высоких технологий, мы обязательно должны контролировать конечный продукт.Какие конечные продукты предполагается производить в случае успеха разработок?Венец всех исследований – это двигатель на топливных элементах, который должен заменить двигатель внутреннего сгорания. Есть и другие форматы применения новых технологий, например, топливно-бытовые. Приборы и бытовая техника, созданная на новой основе, будет работать во много раз дольше и дешевле. Это будет реальный прорыв. Потому что если реально сбудется то, о чем мы с вами говорим, то принципиально поменяются все отрасли экономики, и мир будет выглядеть по-другому.Какие перспективы существуют у России в случае успеха разработок?Если такая экономика будет создана, то у России появится исторический шанс. Все развитые страны имеют дорогую развитую инфрастуктуру. Сейчас мы отстаем от них по вложениям в эту сферу на несколько триллионов долларов. После прорыва в сфере водородных технологий и новых топливных элементах мы получим возможность сразу вкладывать средства в новую экономику и инфраструктуру. Так развивалась Япония, Корея и все молодые азиатские тигры. Они брали современные технологии и выстраивали на свободном внутреннем пространстве новую, аналогичную западной, инфраструктуру. К сожалению, в России сейчас существует тенденция реанимации прошлых средств. Это бессмысленно, потому что они потеряют свою конкурентоспособность через 10-15 лет.Какие конкурентные недостатки свойственны "Норильскому никелю", и существует ли план их преодоления? Они очевидны. Первое – это более низкая производительность труда по сравнению с западными конкурентами. Второе – невыполнение экологических стандартов. Третье – более тяжелые природные условия, которые требуют больших вложений в отопление, электроэнергию и так далее. И четвертое – это транспортная зависимость от государства, так как мы транспортируем свою продукцию по Северному морскому пути, используя государственный ледокольный флот.Расскажите подробнее о последней трудности?Северо-морской ледовый флот, который мы используем для транспортировки продукции комбината, состоит из ледоколов и судов усиленного ледового класса. Первые изнашивают свой ресурс к 2012 году, а вторые, используемые непосредственно для перевозки грузов и идущие в связке с ледоколами – до 2008-2009 года. Государство не имеет средств для восстановления флота, поэтому мы будем строить свой флот.А в России есть заводы, способные выполнить такой заказ?Да, в России есть заводы, которые теоретически могут строить подобные суда. Но они вчерашнего дня, а новые технологии находятся за границей. Мы будем строить свой флот своими силами, кооперируясь с партнерами. Судно нового типа усиленного класса на азиподной технологии будет стоить порядка 55-60 миллионов долларов США. Нам нужно 4 таких корабля, тогда это закроет потребности на 50 лет вперед. В принципе, вполне подъемные средства для "Норильского никеля". Тем более, что объем заказа и технология постройки судов обеспечат легкость получения 12-летнего льготного кредита от тех государств, на территории которых будет размещаться наш заказ.Расскажите, как обстоят дела с экологией на вашем предприятии?Главная мысль заключается в том, что отдельно решить проблему экологии нельзя. Выход на международные экологические стандарты связан с программой модернизации. Эта программа предусматривает планомерную замену устаревшего оборудования на более современное, идущее уже с различными экологическими установками. Это единая программа, план ее мероприятий прописан нашими специалистами вплоть до 2009 года. К этому сроку экологическая ситуация на комбинате и вокруг него будет полностью соответствовать мировым стандартам.Каким образом у Вас складываются взаимоотношения с городскими властями?С мэром Норильска Валерием Мельниковым у нас идет деловой диалог. Свою позицию лучше всего прокомментирует он сам. А к сотрудничеству городской власти и комбината у меня следующее отношение. Есть функции города, которые муниципальная власть обязана выполнять – оплачивать все свои обязательства, муниципальные заказы, заработную плату и все, что связано с текущим обслуживанием хозяйства. Бюджет должен быть структурирован таким образом, чтобы позволить выполнять эту функцию власти. Роль компании в деле взаимодействия с городом я вижу в осуществлении капитальных инвестиций, а не в финансировании текущих расходов городской власти. Соответственно, проблема, возникшая недавно в Норильске, на мой взгляд, заключается в том, что команда мэра слишком долго входит в решение практических вопросов. Возможно, это связано с трудностью осуществления своих предвыборных обещаний в реальной хозяйственной деятельности. Кроме того, мне кажется, что Валерий Мельников еще не вышел из состояния выборов. Видимо, необходимо немного подождать, дать команде поработать.Как Вы можете охарактеризовать кадровую ситуацию на "Норильском никеле"? Много лучше, чем на всех российских предприятиях. Дело в том, что через Норильск прошло очень много людей, прокатились пять волн миграции. Многие профессионалы осели в городе. Сейчас, в связи с тем, что приток кадров ограничен, образовался определенный дефицит специалистов. Особенно он чувствуется среди специалистов по экономике и инженерно-технического персонала. Мы максимально задействуем местный ресурс на замещение вакантных должностей. Еще один важный момент – это подготовка смены. Чтобы выпускники вузов, пришедшие к нам на производство, работали эффективно, у них должны быть опытные учителя. Соответственно, моя задача - привлекать и удерживать на производстве сверхпрофессионалов, которые могли бы обучать и постоянно подтягивать молодежь. Такие специалисты у нас есть, и мы продолжаем их поиск, используя различные методики и средства, в том числе и сотрудничество с кадровыми агентствами.Какие существуют проекты интервенции на внешний рынок?Стратегия у нас очень проста и понятна. Нас интересуют все виды металлов, объем мировой торговли которых - больше двух миллиардов долларов в год. А также при условии, что на этом рынке мы можем занять нишу с ежегодным оборотом не менее 300-400 миллионов долларов. В настоящее время мы рассматриваем около 10 проектов агрессивного развития и закрепления на территории других государств. К моему глубокому сожалению, их я вам назвать не могу, потому что в противном случае резко вырастет их цена.Биографическая справка: Родился 3 мая 1965 г. в Москве. В 1989 г. – окончил с отличием Московский государственный финансовый институт (отделение "международные экономические отношения"). В 1989-92 гг. – начальник управления Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В 1992-93 гг. – председатель правления акционерного коммерческого банка "Международная финансовая компания" В 1993-98 гг. – председатель правления ОНЭКСИМбанка. В 1998-2000 гг. – президент-председатель правления ОНЭКСИМбанка. В 2000-01 гг. – президент АКБ "Росбанк". C июля 2001 года - Генеральный директор, Председатель Правления ГМК "Норильский никель". Семейное положение: холост. Увлечения: теннис, охота.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal