24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Много шума и… ничего



На прошедшей неделе отечественный монополист по производству первичного алюминия Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК) оказался в эпицентре реприватизационного конфликта. Региональные чиновники с рвением начали проверять выполнение инвестобязательств владельцами. Однако, украинское правительство не стало инициировать процесс пересмотра прав собственности российского холдинга.Запоздалые санкцииПересмотр выполнения условий тендера четырехлетней давности по ЗАлКу на текущем этапе реприватизации стал неожиданностью для отечественного горно-металлургического бизнеса. Проверку инициировал новый губернатор запорожского края Юрий Артеменко. По сообщению пресс-службы Государственной налоговой администрации в Запорожской области со ссылкой на заявление губернатора, «сегодня возникают серьезные вопросы по ЗАлКу, где не выполняются инвестиционные обязательства». Затем, Ю.Артеменко поручил провести анализ результатов приватизации в области, в частности, на ЗАлКе.Через несколько дней начальник отдела защиты имущественных и других личных прав и свобод граждан и интересов государства областной прокуратуры Андрей Жовнер сообщил, что собственник предприятия – российская ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест» - уклоняется от выполнения инвестиционных обязательств. В частности, за четыре года россияне не вложили в предприятие обещанных $200 млн. и не провели рефинансирование долгосрочных обязательств ЗАлКа на общую сумму $76 млн. Оказалось, что препятствием для выполнения условий приватизационного тендера стал ряд необоснованных решений Орджоникидзевского районного суда Запорожья (судья Роман Васецкий). Согласно его определениям ЗалКу и Фонду госимущества Украины запрещалось требовать от «АвтоВАЗ-Инвеста» рефинансировать задолженность и инвестировать в развитие предприятия. В итоге суд признал обязательства по рефинансированию «таковыми, что не возникли».По данным прокуратуры, многочисленные апелляционные жалобы со стороны ФГИ, апелляционные представления прокуратуры в отношении решений суда, игнорировались и судьей Р.Васецким, и апелляционным судом Запорожской области. В настоящее время дело направлено в Верховный суд Украины. Тем временем, Ю.Артеменко сообщил, что судья Р.Васецкий не прошел процедуру бессрочного назначения в Государственной судебной администрации и правовом комитете Верховной Рады.Обесточить до реприватизацииПараллельно с рассмотрением выполнения инвестобязательств, в последний день февраля согласно постановлению Кабмина Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) отменило продажу элелектроэнергии ЗАлКу по льготным тарифам, несмотря на то, что неделей ранее льготы предприятию были сохранены. Таким образом, с 1 марта энергоснабжающая компания ОАО «Запорижжяоблэнерго» начало поставку электроэнергии по рыночным ценам.Напомним, что с августа 2002 г. комиссия устанавливала тарифы на электроэнергию для ЗАлКа в зависимости от колебания цен на алюминий на Лондонской бирже металлов. НКРЭ также ранее выступала за отмену льгот, однако, правительство не принимала такое решение и выделяла «Запорижжяоблэнерго» бюджетные средства для покрытия затрат на поставку электроэнергии ЗАлКу.Между тем руководство ЗАлКа категорически отвергло обвинения и раскритиковало отмену льгот. Так, генеральный директор - председатель правления ЗАлКа Николай Лукин предположил, что после отмены льготных тарифов «АвтоВАЗ-Инвест» может принять решение об остановке предприятия, поскольку приобретение электроэнергии по рыночным ценам может привести к убыточности производства. Кроме того, по его словам, установление дифференцированного тарифа позволило бы предприятию выйти на прибыльность, платить налоги, повышать зарплату и выполнять свои социальные обязанности, а бюджет не лишился бы 37 млн. грн.ЗАлК отвечаетЧто касается претензий, связанных с игнорированием инвестобязательств, то оказалось, что их выполнение было заблокировано миноритарным акционером предприятия. Внешнеторговая фирма «КрАЗ», входящая в орбиту группы «Финансы и кредит», ссылаясь на решение одного из Дарницких судов г.Киева, с 2001 г. блокировала внесение инвестиций и осуществление рефинансирования долга предприятия, поскольку в этом случае при увеличение уставного фонда ее доля в 0,00048% уменьшилась.Напомним, что в 2000 г. конкурс по продаже 68% акций ЗАлКа выиграл «АвтоВАЗ-Инвест», предложивший $68 млн. В тендере участвовала также «КрАЗ» ($101 млн.), интересы которой лоббировал в то время губернатор Запорожской области, а ныне вице-президент УСПП, председатель Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко.Кроме того, по мнению замгендиректора ЗАлКа Александра Косянчука, «Укрэксимбанк» выдвигает необоснованные требования к «АвтоВАЗ-Инвесту» по погашению задолженности в размере $76 млн. Дело в том, что до продажи комбината эти средства привлекались государством для закладки фольгопрокатного завода, но он так и не был построен. Согласно условиям приобретения ЗАлКа, обязательства «АвтоВАЗ-Инвеста» по погашению этого долга возникнут лишь после того, как государство, как прежний владелец, построит фольгопрокатный завод.«Это было заложено в рамках государственной программы развития алюминиевой отрасли и закреплено в постановлении Кабмина», - сообщил А.Косянчук. По его мнению, государство не построило этот завод до продажи предприятия, и он не выставлялся на тендер, в результате кредит «АвтоВАЗ-Инвест» погашать не обязан. Кроме того, проектные мощности фольгопрокатного завода, по расчетам «АвтоВАЗ-Инвеста», в 2-3 раза превышают потребности Украины в этом продукте, из-за чего компания не планирует его строительство за свои средства. А на экспорт эту продукцию поставлять не выгодно, поскольку она не пользуется необходимым спросом.В связи с проведенной на предприятие атакой Н.Лукин не исключил привлечение российских влиятельных структур для усиления своих позиций в решении данного вопроса. В то же время гендиректор выразил надежду, что руководству комбината не придется прибегать к их помощи.В холостуюИ все же международных разборок, скорее всего, не будет. Несмотря на проверки, прокуратура Запорожской области нарушения при проведении тендера не обнаружила, а ФГИ подтвердил выполнение «АвтоВАЗ-Инвестом» обязательств по договору купли-продажи акций ЗАлКа. «Согласно подписанному сторонами акту проверки, у ФГИ нет претензий к собственнику ЗАлКа относительно выполнения условий договора», - констатирует пресс-служба Фонда. – «При плане внесения инвестиций в течение первого года в сумме $40,964 млн. компания «АвтоВАЗ-Инвест» инвестировала в комбинат $50,753 млн.»Данный конфликт четко засвидетельствовал разновекторность интересов региональных и центральных органов власти. Для области вопрос об инвестициях крупнейшее предприятие края является весьма острым. Благодаря развитию предприятия создаются рабочие места, увеличивается зарплата работников, и повышаются отчисления в региональный бюджет. Поэтому чиновники на местах и вели себя достаточно активно.Но в отказе центральных органов власти от пересмотра приватизационных конкурсов существует ряд политических моментов. Во-первых, нынешним лидерам страны крайне не выгодно перегревать отношения с Россией, особенно с ее бизнес-элитой, которая в отличие от политических кругов РФ, благосклонно отнеслась к революционным событиям в Украине. В то же время, атакой на ЗАлК правительство хотело, скорее всего, показать «кто в доме хозяин». Но не стоит перегибать палку, ведь, если Кабмин хочет подороже перепродать «Криворожсталь», то ему необходимо продемонстрировать, что в Украине права собственности зарубежного инвестора неприкасаемы и инвестиционный климат в стране способствует приходу иностранного капитала

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal