29 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Профильные векторы

Версия для печати

Российский рынок алюминиевых профилей в прошлом году вновь увеличил свою емкость: по различным оценкам, она составила 125–140 тыс. т. Столь широкий диапазон объясняется информационной закрытостью большинства поставщиков. Но, тем не менее, отчетливо проявились два основных вектора развития рынка – создание новых предприятий и увеличение мощностей действующими игроками.

Российское расширение

Минувший год для профильного рынка оказался урожайным на события и тенденции. Например, в январе Русал передал в корпорацию Главстрой, управляющую строительными активами Базового Элемента, свой дивизион алюминиевых строительных конструкций. Его ядром является подмосковный завод Мосмек мощностью 13,5 тыс. т профилей и 2 тыс. т строительных конструкций в год. Логика перехода Мосмека в Главстрой проста — выстраивается полный бизнес-комплекс, начиная от проектирования объектов и заканчивая их архитектурной начинкой и вводом в эксплуатацию. К тому же в приоритеты Главстроя входит работа в сегменте элитного жилья. Соответственно, Мосмеку будет гарантирован устойчивый сбыт и возможности для роста производства и продаж.

В 2007 г. ведущие игроки наращивали прессовые мощности. Так, в ноябре Агрисовгаз ввел в работу новую прессовую линию усилием 1,85 тыс. т. В результате ежегодный выпуск алюминиевых профилей на предприятии вырастет на 7 тыс. т, что позволит увеличить общий объем производства до 19—20 тыс. т в год.

Весьма неплохие темпы развития в 2007 г. продемонстрировал Воронежский алюминиевый завод, бывший завод строительных алюминиевых конструкций им. Якубовского — один из старожилов профильного рынка. Предприятие долго находилось на арене борьбы различных компаний, что не могло положительно сказаться на его состоянии. Сейчас ситуация нормализовалась, на заводе осуществляется программа развития. С середины 2007 г. руководство завода приняло стратегическое решение расширить номенклатуру продукции за счет создания собственных системных продуктов, вдобавок намечена поставка четвертого пресса.

Потребление алюминиевых профилей растет, но не так существенно, как хотелось бы. Безусловно, спрос со стороны строительного комплекса не снижается, а вот потребности других отраслей промышленности намного меньше.

На рынке появились новые игроки. Пожалуй, самым интересным из них является запущенный холдингом Юг-Мет завод Юг-Профиль. На предприятии установлены два пресса усилием 1 тыс. т каждый, профили поставляются как горячепрессованными без дальнейшей термообработки, так и полностью закаленными и искусственно состаренными, в зависимости от требуемых механических свойств. В 2008 г. Юг-Профиль планирует закончить монтаж и ввести в эксплуатацию третий пресс усилием 2,5 тыс. т, доведя тем самым выпуск профилей до 1,1 тыс. т ежемесячно.

При этом по количеству прессов лидерство продолжает сохранять Центральный федеральный округ, за ним следуют Приволжский и Сибирский, а в аутсайдерах остается Северо-Западный федеральный округ.

Между тем, наращивание экструзионных мощностей не может не вызывать опасений у многих участников рынка. И опасения небеспочвенные. Казалось бы, чего опасаться? Спрос увеличивается, места на рынке хватит всем. Действительно, потребление алюминиевых профилей растет, но не так существенно, как хотелось бы. Безусловно, спрос со стороны строительного комплекса не снижается, а вот потребности других отраслей промышленности намного меньше. Да и на рынке работают не только отечественные, но и иностранные поставщики, стремящиеся увеличить объемы продаж. Поэтому, специалисты прогнозируют кризис перепроизводства.

Впрочем, не все разделяют эти опасения, полагая, что потребление нисколько не сократится, а наоборот увеличится за счет развернувшегося строительства в регионах, например в Сочи — будущей столице зимней Олимпиады-2014 г. Да и в Москве также предполагается реализовать ряд строительных проектов.

Украинские противоречия

Более противоречиво развивались события на Украине. В январе 2007 г. в прессе появились сообщения о планах польской группы Kеty построить под Киевом предприятие по выпуску алюминиевых профилей. Согласно опубликованной информации, решение о реализации данного проекта было принято еще в 2004 г. в связи с ростом национального рынка. Запуск завода был намечен на конец II квартала 2007 г.

Реализация намеченного затормозилась, но, тем не менее, в конце сентября состоялось открытие завода Алюпол. Как следует из официального пресс-релиза Алюпола, инвестиции в его строительство составили около 50 млн злотых и были потрачены на приобретение недвижимости, возведение производственного цеха, покупку пресса усилием 1,8 тыс. т, печи старения и другого оборудования.

Любопытная деталь: для группы Kеty введение в эксплуатацию экструзионного предприятия — это первый шаг в ее инвестиционной деятельности. Польская группа планирует и дальше осуществлять капитальные вложения. Сначала строительство и запуск линии порошковой окраски, затем старт линии анодирования, потом дойдет очередь до простой механической обработки алюминиевых профилей и др.

На фоне активности группы Kеty незавидно выглядит ситуация с Киевским заводом алюминиевых строительных конструкций (КЗАСК). В советские времена он был процветающим предприятием, в рыночную же эпоху столкнулся с рядом проб-лем и к 2007 г. вместо прибылей имел убытки. В отличие от России, где все предприятия по выпуску алюминиевых профилей находятся в частной собственности, КЗАСК не был приватизирован.

Учитывая сложившееся положение дел, Киевский городской совет в марте 2007 г. принял решение сдать в аренду на конкурсной основе весь имущественный комплекс завода. Вдобавок директору предприятия поручили осуществить меры по прекращению деятельности завода путем его реорганизации и присоединения к субъекту хозяйствования, который будет признан победителем конкурса и правонаследником завода. Конкурс был намечен на лето, заявки на участие в нем подали две компании. Чем закончилось это дело, увы, неизвестно.

Китайские масштабы

У нас принято смотреть на заграницу и обычно на Запад. Но уже пора взглянуть на Восток, точнее на Китай. За неполные 20 лет национальная промышленность Поднебесной совершила гигантский скачок вперед. Почвой для него стали экономические реформы 1980-х годов и политика открытости для зарубежных инвестиций. Во второй половине 1980-х годов в КНР появилось большое число частных экструзионных предприятий, работающих на удовлетворение спроса со стороны быстро растущего строительного комплекса — ведь в стране один за другим возводились деловые центры, вдобавок активно строились жилые здания. Это создало прекрасные возможности для производителей алюминиевых профилей и систем. Одни из них превратились в крупные компании с большим числом прессовых линий, другие остались на прежнем уровне. И, тем не менее, количество предприятий росло как на дрожжах. В результате, если в 1991 г. в Китае было выпущено порядка 163—165 тыс. т профилей, то в прошлом году, по имеющимся сведениям, не менее 4,4-4,5 млн т.

У китайских компаний нет трудностей с выбором и закупкой оборудования для прессования и обработки профилей, они могут приобретать его у ведущих инжиниринговых фирм Европы, Японии, США.

Кстати, у китайских компаний нет трудностей с выбором и закупкой оборудования для прессования и обработки профилей, они могут приобретать его у ведущих инжиниринговых фирм Европы, Японии, США. Плюс еще умение постоянно учиться, желание совершенствоваться и расширять рынки сбыта делают свое дело — проекты по созданию новых мощностей несоизмеримы с российскими. К примеру, компания Huangshi Fuxing Aluminium в октябре заявила о намерении (потратив примерно $13 млн) построить в провинции Хубэй завод, имеющий 18 экструзионных линий и выпускающий 30 тыс. профилей в год. К моменту обнародования своего плана Huangshi Fuxing Aluminium уже прессовала ежегодно 65 тыс. т алюминиевых профилей.

Более того, китайские компании выносят свою деятельность за пределы бывшей Поднебесной империи. В частности, компания Asia Aluminium Holdings (AAH) внимательно пригляделась к развитию строительного сектора на Ближнем Востоке, а затем приняла решение построить в этом регионе собственное предприятие, благо, хороший потенциал для сбыта имеется в Дубае, Кувейте, Катаре.

Между прочим, AAH ежегодно выпускает 350—360 тыс. т профильной продукции, при этом 80% реализует внутри Китая, а оставшиеся 20% идут на экспорт, главным образом в Северную Америку. Поставки же на Ближний Восток занимают незначительную долю в суммарном объеме продаж, но все-таки руководство AAH, взвесив все за и против, решило здесь закрепиться.

Надо сказать, что сам китайский рынок не может не вызывать интерес со стороны западных компаний. Недаром шведский концерн Sapa недавно принял решение о покупке китайской экструзионной компании Kam Kiu. Решение связано с планами концерна по расширению присутствия на растущем рынке КНР.

Выбор, сделанный Sapa, логичен: Kam Kiu входит в число крупнейших продуцентов профилей в Китае и располагает более чем 30 прессовыми линиями, а также оборудованием для анодирования и покраски. Руководство Sapa особо и не скрывает, что, приобретая Kam Kiu, концерн получит преимущества в работе на быстро растущем рынке Китая, а также укрепит позиции в других странах Юго-Восточной Азии.

Поглядывают китайские компании и на Россию. В российских интернет-порталах предложений с их стороны о реализации профилей пока немного. И полномасштабной экспансии в ближайшее время не предвидится — сроки поставок большие, затраты на транспортировку немаленькие. Однако ряд отечественных фирм с китайцами все же работают и особых претензий к ним не предъявляют. Скорей всего, поставщики из КНР будут стараться приходить в Россию постепенно и без лишнего шума.



Смотрите также:Все статьи
Все статьи по этой теме
Статьи в формате RSS
Смотрите также по теме:Объявления с доски «Продажа»
Объявления с доски «Покупка»
Объявления с доски «Услуги»

Вход для компаний


Логин:
Пароль: Забыли?

Руководство по работе с порталом


MyMetal