19 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Трейдеры металлопроката переоценили спрос

Версия для печати

С начала 2007 г. комбинаты и трейдеры готовились к активному росту спроса на металл. Они заранее сформировали на складах большие запасы проката, надеясь продать их с серьезной наценкой в период дефицита. Но дефицита не случилось. Российские и иностранные производители затоварили рынок. В итоге в самый разгар строительного сезона кривая цены металла пошла вниз и существенно сократила ожидаемую прибыль.

ЭКСПЕРТЫ:

Константин Кислых
директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании

Виталий Попов
коммерческий директор компании «КОМТЕХ-Екатеринбург»

Сергей Третьяков
директор компании «Атомпромкомплекс»


ВОПРОСЫ:
Почему в разгар строительного сезона цены на металл упали

Зачем комбинатам собственные сбытовые структуры

Что подталкивает трейдеров к слияниям и поглощениям


Вначале года динамика цен на рынке металлоторговли была положительной. Как отмечает компания «Сталь-Энерго 2000», к июлю средняя стоимость проката увеличилась на 20-25%. Трейдеры предполагали, что цена будет расти и дальше, а ближе к осени произойдет незначительная корректировка.

Но вопреки всем ожиданиям в разгар строительного сезона средняя стоимость проката начала снижаться. Уже с июля-августа и до конца года, по оценкам экспертов, ежемесячно уменьшалась стоимость всех видов продукции, поставляемой трейдерами. Быстрее всего падала в цене арматура. СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВ, директор компании «Атомпромкомплекс», говорит, что за месяц она могла терять до 10-15%. Средние расценки по рынку к концу года фактически сравнялись с прайсом на начало 2007 г. «Проблема состояла в том, что стоимость снижалась ежемесячно, — поясняет г-н Третьяков. — Если бы цены упали одномоментно, трейдеры смогли бы зафиксировать свои убытки и дальше работать в нормальном режиме. Минимальный срок от заказа продукции на комбинате до ее поставки конечному потребителю — три недели. За это время цена проката успевала падать, и металлоторговцы теряли деньги».

В периоды, когда цены сокращались сразу на 10-15% (такова средняя наценка металлоторговцев), трейдеры фактически были вынуждены работать в ноль, добавляет Сергей Третьяков.

Трейдеры и потребители переоценили динамику цен

В качестве главной причины неспрог­нозированного падения цен аналитики указывают переоцененный спрос. По словам экспертов, трейдеры и комбинаты ориентировались на показатели 2006 г., когда к середине лета спрос превысил все ожидания. Тогда многие сортаментные группы оказались в дефиците. Та же арматура к середине строительного сезона 2006 г. продавалась по цене оцинкованного листа. Производители и металлоторговцы заблаговременно приготовились к значительному увеличению спроса и в этом году. И те и другие в конце 2006 г. — начале 2007 г. накопили на своих складах значительный объем продукции, надеясь, что летом этот прокат продадут с неплохой наценкой.

Но эти планы не осуществились, продолжают аналитики. К лету спрос вырос всего на 15-20% (ожидалось не менее 30%). Опасаясь повторения ситуации 2006 г., многие потребители проката по­старались обезопасить себя от излишних расходов и закупили продукцию зимой, пока цены не начали расти.

На динамике спроса сказались и изменения, произошедшие на рынке недвижимости, добавляет КОНСТАНТИН КИСЛЫХ, директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании: «У застройщиков спрос тоже упал. Причем значительно. Продажи недвижимости встали, цены квартир поползли вниз. В результате объемы строительства летом несколько снизились. Некоторые стройки даже заморозили». Эксперты называют одним из ключевых потребителей строительные компании, по­этому сокращение активности застройщиков не могло не сказаться на ценах металлопроката.

К середине лета комбинаты столкнулись с проблемой неплатежеспособного спроса, констатирует г-н Кислых. Резко сократить производство металлургическим холдингам не позволяет технология. «Металл копился на складах комбинатов. И, видимо, производственные компании дали указание своим торговым домам продать любой ценой», — предполагает он.

В частности, аффилированные с производителями организации «Макси-Е» и «Мечел-Сервис» с июня по октябрь 2007 г. резко увеличивали объемы отгрузок за счет снижения цен на сортовой прокат, конкретизирует ВИТАЛИЙ ПОПОВ, коммерческий директор «КОМТЕХ-Екатеринбург». Расценки, установленные этими трейдерами, он называет демпинговыми. «Чтобы не сработать в убыток, остальные металлотрейдеры вынуждены были снизить объем продаж на тот период», — добавляет г-н Попов.

Не последнюю роль в затоваривании рынка летом сыграл импорт. По оценкам профильного информационного агентства «Металл-курьер», поставки металла из-за границы (Турция, Китай, Украина, Казахстан и др.) в январе-июне уходящего года возросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. — с 312 до 815-820 тыс. т. За девять месяцев 2007 г. одной только арматуры иностранные производители поставили около 225,8 тыс. т, сообщает интернет-ресурс Metaltorg.ru.

В Уральском регионе импортная сталь не превысила 10% от общего объема по­ставок, отмечает Константин Кислых. Но увеличение потока продукции иностранных комбинатов на внутренний рынок РФ сказалось на общероссийской конъюнктуре и подтолкнуло отечественных производителей к снижению цен, обрисовывает ситуацию Виталий Попов.


Комбинаты не спешат отказываться от аффилированных трейдеров

Помимо снижения цен в уходящем году трейдеры активно обсуждали продажу сбытовой структуры Evraz Group. Сеть аффилированных с «Евразом» дистрибьюторов — «ЕвразМеталл»1 — приобрела международная группа компаний Carbofer.

Решение холдинга о продаже «ЕвразМеталла» Сергей Третьяков считает оправданным: «Евраз» избавился от непрофильных активов и может сосредоточиться на производстве, повысив в конечном счете собственную рентабельность.

Того же мнения придерживается г-н Кислых. По его оценкам, к продаже активов «Евраз» могла подтолкнуть недостаточно высокая эффективность сбытовой структуры: «Создавая собственные торговые дома, компании-производители, очевидно, рассчитывали увеличить прибыль. Они полагали, что смогут повысить свою маржу, работая с конечным потребителем и не отдавая наценку сторонним трейдерам. По факту, я думаю, они получили лишнюю головную боль. Бизнес трейдеров отличается от бизнеса производителя. Вряд ли сбытовые структуры комбинатов приносят им солидную прибыль. Я даже не исключаю, что некоторые из них несут убытки».

Сейчас собственные торговые дома, сотрудничающие как с трейдерами, так и с конечными потребителями, есть практически у всех комбинатов, отмечают эксперты. Но сбытовые структуры компаний-производителей будут уходить с рынка, уверен г-н Третьяков: «Продажа «ЕвразМеталла» — первая ласточка. Со временем остальные производители осознают низкую эффективность соб­ственных торговых домов и последуют примеру Evraz Group».

«Явно выраженной тенденции отказа металлургических комбинатов от своих сбытовых структур не будет», — возражает г-н Попов. По его словам, за счет работы собственных трейдеров у производственных компаний есть возможность влиять на уровень цен и рынок в целом, ограждая себя от незапланированных сбоев поставок.

Пример, противоречащий прогнозам сокращения сбытовых подразделений комбинатов, — изменившаяся в нынешнем году сбытовая политика металлургического холдинга «Мечел». В 2007 г. эта производственная компания расторгла договоры прямых поставок с двумя крупными екатеринбургскими металлоторговцами — Сталепромышленной компанией и «КОМТЕХ-Екатеринбург» (см. «ДК» № 33 от 10 сентября 2007 г.). «Металлопрокат «Мечела» мы сейчас вообще не продаем, — рассказывает Константин Кислых. — Холдинг прервал поставки как напрямую, так и через свой торговый дом «Мечел-Сервис». Сбытовая структура этого производителя, поясняет он, взяла на себя все продажи конечному потребителю и вообще не работает с посредниками.


Лидеры рынка постепенно вытесняют мелких трейдеров

Сбытовые структуры промышленных холдингов занимают прочные позиции на рынке. У них есть преференции при поставках проката, поясняют аналитики. Наряду с относительно низкими ценами такие организации, в частности, получают от комбинатов возможность рассрочки платежа, на которую остальные игроки рассчитывать не могут.

Помимо аффилированных с комбинатами компаний эксперты относят к числу лидеров старожилов регионального рынка, проработавших на нем не менее десяти лет («Атомпромкомплекс», «Тобол» и др.), и представителей крупных федеральных сетей («КОМТЕХ-Екатеринбург», Стале­промышленная компания и пр.). Всего, по оценкам аналитиков, в регионе около десяти крупных компаний (ежемесячный объем продаж каждой — свыше 5 тыс. т), которые в совокупности контролируют от 60 до 80% всего рынка. Оставшуюся часть пирога делят между собой 30-40 средних (продажи — от 1 до 5 тыс. т в месяц) и мелких (менее 1 тыс. т) трейдеров. И доля последних будет только сокращаться, полагают эксперты.

Как считает г-н Кислых, ключевые конкурентные преимущества любого трейдера — это цена и сервис. Лидеры рынка устанавливают относительно невысокие цены благодаря прямым поставкам с заводов и большим объемам закупаемой у комбинатов продукции. Сеть металлобаз, которой обладает фактически каждый крупный трейдер, обеспечивает приемлемый уровень сервиса. «Относительно некрупные игроки ни адекватным уровнем цен, ни качественным сервисом отличиться не могут. Потому их обороты, я думаю, только снижаются», — резюмирует Константин Кислых.

Усугубить положение небольших компаний может появление на Урале крупных инорегиональных трейдеров. По оценкам г-на Попова, динамика развития местного рынка для них привлекательна. «В Сверд­ловскую область в 2007 г. пришел «ИН­ПРОМ»2. В перспективе на региональный рынок, вероятно, выйдет торговый дом «Северсталь-Инвест»3», — конкретизирует Виталий Попов.

Эксперты прогнозируют укрупнение рынка через слияния и поглощения. Таких прецедентов пока нет. Но, по словам г-на Кислых, уже сейчас многие крупные трейдеры ведут переговоры о покупке относительно небольших компаний: «Мы сами в этом году рассматривали варианты поглощения некрупных трейдеров. Думаю, это только вопрос времени. Рынок уже готов к покупке солидными игроками более мелких, но пока сложно сформулировать условия слияния, которые бы устроили обе стороны».

  • -----------------------------------------------------------------------------
    1 «ЕвразМеталл» объединял специализированные сбытовые подразделения, официальных дистрибьюторов ООО «Торговый Дом Evraz Group». В структуру «ЕвразМеталл» входили «ЕвразМеталл-Поволжье», «ЕвразМеталл-Северо-Запад», «ЕвразМеталл-Сибирь», «ЕвразМеталл-Урал», «ЕвразМеталл-Центр», «ЕвразМеталл-Черноземье». Все эти активы в 2007 г. перешли группе компаний Carbofer.

    2 ОАО «ИНПРОМ» основано в 1996 г. Объем продаж компании в 2006 г. превысил 12 млрд руб. Головной офис — в Санкт-Петербурге. Филиальная сеть — в 28 городах.

    3 ЗАО «Торговый Дом «Северсталь-Инвест» образовано в 1994 г. Входит в состав производственного холдинга «Северсталь-групп». По собственным оценкам, контролирует 8% российского рынка металлоторговли. Объем выручки в 2006 г. — 21,5 млрд руб. Головной офис — в Череповце. Филиальная сеть охватывает 26 городов.


    Дмитрий Шлыков



  • Смотрите также:Все статьи
    Все статьи по этой теме
    Статьи в формате RSS
    Смотрите также по теме:Объявления с доски «Продажа»
    Объявления с доски «Покупка»
    Объявления с доски «Услуги»

    Вход для компаний


    Логин:
    Пароль: Забыли?

    Руководство по работе с порталом


    MyMetal