26 мая
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Беспрецедентный рост цен на сырье может привести к падению рентабельности в металлургии



Весна на российском рынке металлопрокатаознаменовалась резким скачком цен: металлурги объявили о повышении с 1апреля стоимости трубной заготовки и рулонного проката до 50%. Трубникипротестовали незамедлительно: им при таком раскладе придется поднятьстоимость конечной продукции на 15 — 25% (см. "С ценысорвались", "Э-У" № 13 от 31.03.08). По цепочке волна недовольствадокатилась и до основных потребителей — нефтегазовых компаний: ониобратились в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). В началеапреля ведомство начало проверку соблюдения антимонопольногозаконодательства крупнейшими металлургическими компаниями("Северсталью", Магнитогорским комбинатом — ММК, "Уральской сталью",Новолипецким комбинатом — НЛМК) в части установления цен на продукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента. Пока ФАС анализирует ситуацию.

Металлургов вынуждает перекладывать растущие издержки на покупателей эскалация цен на мировых сырьевых рынках: на железную руду они поднялись на65%, коксующийся уголь впервые в истории преодолел отметку в 300долларов за тонну, подорожав втрое. Казалось бы, высокий уровеньвертикальной интеграции российских меткомпаний, за исключением ММК,может им позволить нивелировать риски, связанные с повышением цен на сырье. Но включенность России в мировую экономику, а также рост затрат нажелезнодорожные перевозки и электроэнергию не оставляют такого шанса.По словам аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Парфенова, принципыконсолидации и финансовой отчетности метхолдингов таковы, что всущности им все равно, от какой деятельности получать доход: наращиватьцены в горнорудном сегменте, снижая рентабельность вметаллургическом переделе, или продавать своим предприятиям позаниженной цене руду и уголь и увеличивать маржу в стальном сегменте.

В условиях роста внутреннего спроса меткомпании могут себе позволить покупать сырье по рыночным ценам и повышать цены на конечную продукцию. А полученных доходов хватит как на реализацию масштабных инвестпроектов, так и на покупку новых активов за рубежом.

Не доварили, но без навара не осталисьПо данным Минпромэнерго, объемы производства металлургической продукции увеличились в 2007 году на 2%. Это само по себе неплохо, но в сравнении с 8,8% по итогам 2006 года не впечатляет. Упали темпы роста производства чугуна на 1,6% до 51,5 млн. тонн, листового холоднокатаного проката — на 2,5% до 8,2 млн. тонн. Главная причина — масштабная модернизация мощностей. Среди компаний, имеющих активы на Урале, в лидерах рынка по выплавке стали остаются Евраз Групп — 14 млн. тонн (минус 8,2%), ММК — 13,26 млн. тонн (плюс 6,5%) и "Мечел" — 6 млн. тонн (плюс 2%).

Подъем внутреннего потребления черных металлов продолжился: в 2007 году спрос увеличился на 10 — 15%, но по некоторым позициям, в частности по балке, — на все 40%.

Воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, металлурги смогли повысить цены на20 — 25% за год. По данным ММК, лидером роста стал сортовой прокат —плюс 37%. Магнитка объяснила подъем отпускных цен в первую очередьизменением структуры реализации продукции в сторону увеличения продаж на внутренний рынок (они достигли 60%), традиционно более дорогой.

Разогретый спрос принес меткомпаниям хорошиебарыши. Финансовые рекорды продолжал ставить Евраз Груп: по итогампрошлого года компания получила 2,14 млрд. долларов чистой прибыли привыручке 12,8 млрд. долларов. Глава компании Александр Фролов отметил:добиться таких результатов удалось за счет консолидации результатовдеятельности вновь приобретенных активов (в первую очередь OregonSteel) и расширения производства на существующих предприятиях. Кроме того, средняя цена реализации металлопродукции группы выросла в 2007 году на 43% до 688 долларов за тонну. Рост доходов на54,5% в основном произошел за счет стального дивизиона, причем почтиполовину выручки обеспечили продажи в России: экспорт сортового прокатас ЗапСиба, Новокузнецкого меткомбината и НТМК практически полностью былперенаправлен в Россию и страны СНГ.

Выручка ММК увеличилась на 27,6% до 8,2 доллара, чистая прибыль — на 24,26% до 1,8 млрд. долларов. Рентабельность немного понизилась (0,4%), сказался рост цен на сырье: собственной рудой комбинат обеспечен только на 20%.

Группа "Мечел" финансовые итоги подведет чуть позже, но очевидно, что из общего тренда она не выбьется.

Раскрывать финансовую отчетность начали и небольшие уральские метпредприятия. Так, ООО "ВИЗ-Сталь" (с августа 2006 года входит в НЛМК, порядка 85% продукции поставляет на экспорт) сообщило о росте чистой прибыли на 39,26% до 8,8 млрд. рублей. В числе причин называется увеличение объемов выпуска дорогостоящей трансформаторной стали на 4,9% до 189 тыс. тонн. Этого удалось достичь за счет увеличения использования производственной мощности до 99,43%.

В 2008 году на развитие выделено около 2,4 млрд. рублей. В частности средства пойдут на строительство стана холодной прокатки с регулированием температуры и восьми печей высокотемпературного отжига.

Достроить свое, прицениться к чужомуВысокие цены на сталь позволяют металлургам проводить модернизацию и активно выходить нарынок слияний и поглощений. В первом полугодии текущего года ЕвразГрупп планирует завершить интеграцию пяти украинских активов,принадлежавших ранее группе "Приват". Как сообщил старшийвице-президент Евраза Павел Татьянин, после того, как Днепропетровскийметзавод им. Петровского войдет в состав группы, поставки украинскогостроительного проката на европейскую часть России будут увеличены, а мощности уральской и сибирских площадок переориентируют на потребности своих и соседних регионов.

А вот решение о строительстве стана-5000 нанижнетагильской площадке снова откладывается: руководство компаниизаявило о намерении вернуться к этому вопросу после выкупа25-процентного пакета акций ОАО "Завод по производству труб большогодиаметра" (75% акций Евраз уже консолидировал) у Российского фондафедерального имущества (РФФИ). Аукцион был намечен на 12 мая, однако РФФИ сообщил об отмене торгов. Причины не озвучены, и как это повлияет на планы Евраза — не ясно.

Вместе с тем компания продолжает реконструкцию кислородно-конвертерного цеха наНТМК, инвестиции в этом году составят 2,5 млрд. рублей. Такженачинается модернизация производства рельсов, в нее будет вложено более500 млн. евро до 2011 года. В результате выпуск продукции для нужд РЖДувеличится на Нижнетагильском меткомбинате до 950 тыс. тонн, наНовокузнецком — до 750 тыс. тонн в год. Сейчас Евраз — единственныйроссийский производитель рельсов (в 2007 году РЖД поставлено 850 тыс.тонн). Разрушить монополию в этом сегменте намерен "Мечел", объявивший о планах строительства к 2010 году рельсобалочного стана мощностью более 1 млн. тонн на Челябинском металлургическом комбинате.Впрочем, места на рынке хватит всем: потребности железнодорожников постоянно растут. Помимо нового проекта "Мечел" доукомплектовывает структуру ферросплавными и энергетическими (выработка энергии компанией в прошлом году увеличилась на79%) мощностями. Вслед за покупкой осенью прошлого года Братскогозавода ферросплавов группа начала сделку с приобретения компании OrielResources (Великобритания), владеющую в частности Тихвинским заводомферро­сплавов (Ленинградская область). Магнитка сосредоточилась на уменьшении сырьевой зависимости и пошла насоздание стратегического альянса с "Белоном": доля комбината в капиталекрупного российского производителя угля увеличилась до 41,3%. ММК неупустит возможности нарастить ее: к 2012 году угольные мощности"Белона" планируется поднять в 2,3 раза до 10,8 млн. тонн, что покроет55% потребностей меткомбината в угольном концентрате и 60% — вэнергетическом угле. При этом компания Виктора Рашникова не чуждаетсязарубежной экспансии. В Турции началось строительство совместногопредприятия "MMK Atakas AS", который будет производить порядка 2,4 млн.тонн в год листового проката. Также Магнитка сделала предложение опокупке контрольного пакета иранского сталелитейного гиганта EsfahanSteel.Есть все основания полагать, что в этом годуактивность российских металлургов в части приобретения как зарубежных,так и российских активов не ослабеет.

Рынок вывезетРост российского металлургического производства вянваре — феврале 2008 года по сравнению с соответствующим периодом2007-го составил 4,1%. По итогам текущего года этот показатель можетподняться довольно значительно, перевалив за 4%, считает аналитик ИК"Финам" Денис Горев.

При этом высокие цены на уголь и железную руду сохранятся как минимум в течение ближайшего года, так как контракты на сырье уже подписаны. "Если цены на коксующиеся угли выросли втрое, то металлурги будут вынуждены поднять и цены на продукцию, хотя бы на50%. Коррекции стоимости сырья можно ожидать только в 2009 году", —отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский.Сохранение такой ситуации должно позитивно сказаться нафинансовых результатах работы компаний. Хотя Дмитрий Парфенов неисключает, что рентабельность металлургов может снизиться в пределах5%: вряд ли они смогут увеличить цены на металлопрокат адекватно сырьевому росту, этот процесс будет ограничиваться потребительским спросом.Впрочем, серьезного спада потребленияметаллопроката пока не предвидится. По прогнозам экспертов, в целом постране оно вырастет на 4 — 5%. В разных сегментах динамика будет отличаться. По словам Парфенова, спрос напрокат с покрытием и горячекатаный прокат будет чуть выше, чем всреднем по рынку, серьезного роста в сегменте листа и заготовки длятруб не намечается, а потребление арматуры и строительного проката,наоборот, может вырасти до 80% за год. Производители готовятся к такомубуму: в частности Нижнесергинский метизно-металлургический завод(контролируется НЛМК) планирует в 2008 году произвести 1,4 млн. тонн сортового проката (результат 2007-го — 954 тыс. тонн).

Наиболее вероятными кандидатами на поглощение со стороны металлургов могут стать ломозаготовители: подорожание на рынке железорудного сырья приводит к росту цен на лом. По данным аналитиков Rusmet.ru, по сравнению с уровнем января этого года цены на внутреннем рынке выросли в среднем на800 — 1700 рублей за тонну металлолома: это самый сильный скачок запоследнее время. Наиболее напряженная ситуация во второй половине мартаустановилась на Урале, где практически все потребителипредлагают за тонну металлолома свыше 10 тыс. рублей (с НДС идоставкой). Ситуацию усугубит увеличивающийся дефицит лома, связанный сростом потребления (выплавка электростали до 2010 года вырастет с 14 до18 млн. тонн).Вывод напрашивается один: металлургам, сконцентрировавшимся нареализации интересных инвестпроектов, безбедное будущее обеспечено:сбыт гарантирован увеличением строительства, государственными проектамии потребностями нефтегазовой отрасли. Благоприятная конъюнктурапозволит отечественным компаниям еще долгое время быть успешными как поуровню рентабельности, так и по динамике роста.

Стан под статьЕвраз Груп не может определиться с судьбойстана-5000 в Нижнем Тагиле: перспектив у проекта нет, опередиликонкуренты. Об упущенных возможностях управляющий директор НТМК АлексейКушнарев не жалеет: финансовые ресурсы нужны на модернизацию действующего производства, что для конкурентоспособности компании важнее.

— Алексей Владиславович, почему проектстроительства стана-5000 в Нижнем Тагиле затормозился, хотя былразработан гораздо раньше, чем за него взялись конкуренты?

— Проект был очень хорошо проработан и одобрен на всех уровнях. Но в тот момент перед нами стоял ряд жизненно важных задач, и просто навсе не хватило денег. В первую очередь нужно было решать вопросыдоменного цеха: печи работали с 40-х годов. Сегодня мы поставили двеновых современнейших в Европе печи. Также нужно было что-то делать сколесным производством, иначе нас просто вытеснили бы с рынка. Примернотри года назад была такая ситуация, когда мы полтора месяца стояли,потому что руководство РЖД сказало, что наши колеса не сертифицированыи не отвечают необходимым требованиям. Тогда мы приняли правильноерешение — модернизировать существующие мощности, потом браться за новыепроекты.Хотя сама идея строительства толстолистового стана(возможно, немного меньше, чем 5000) представляется актуальной. ВРоссии создан судостроительный холдинг, а мы 100% листа для этих нуждпокупаем на Западе. Потребность составляет порядка 1 млн. тонн.В металле нуждается и мостостроение. Я считаю, что продукциятолстолистового стана будет востребована.

— Как вы оцениваете производственные итоги-2007 и какие задачи стоят перед комбинатом в этом году?

— В прошлом году НТМК показал лучший результат завсе время существования. Рекорд поставил конвертерный цех (в этом годуему исполняется 45 лет) — 3,8 тыс. тонн стали. Но самое главное — неваловые показатели, а выпускаемый сортамент: сегодня это слябы, которыепоставляются как на экспорт, так и на внутренний рынок,колеса, рельсы. В целом я доволен достигнутыми показателями, нашрезультат — один из лучших среди предприятий Евраза. Задача —продолжать развитие. По стали на большой прирост мы не рассчитываем, увеличим производство на10 — 20 тыс. тонн в этом году. Это объясняется тем, что мы началибольшую реконструкцию конвертерного цеха, за два года полностью егообновим: по очереди поменяем все четыре конвертера, поставим совершенноновые. Один сталеплавильный агрегат уже ввели осенью прошлого года, двапланируем сделать в текущем и последний — весной 2009 года. Такимобразом, мы решим задачу увеличения производства (на 400 тыс. тонн в год) и самое главное — снимем экологические вопросы.

— Какой сортамент сегодня востребован?

— Спрос на строительный профиль, балки итранспортный металл растет наиболее динамично. Ожидаем увеличениязаказов в связи с Олимпиадой в Сочи. Востребованной становитсяпродукция цеха прокатки широкополочных балок (шириной более метра). Онбыл единственным в Советском Союзе. К сожалению, потом нашастройиндустрия перешла на сварные профили — все хотелииспользовать менее металлоемкие конструкции, и этот сортамент былпотерян. За последний год появилось много заказов на цельнокатаную балку: это более надежная конструкция. Мы возобновляем производство, ради которого и строился этот цех. На колеса и рельсы у нас стабильныйзаказ от РЖД, этой продукцией интересуются страны СНГ, а такжеиностранные потребители (Канада, США), но мы сегодня к этому не готовы:не можем обеспечить требуемые механические свойства. К концу этого годапланируем завершить реконструкцию колесного производства и с 2009-госможем по высоким стандартам отгружать продукцию в любой уголок мира. Срельсами придется подождать до 2010 — 2011 годов.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal