24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Самоустранение государств



/Артем Зверев, Rusmet.com/ Я уже несколько раз писал об Индии, о конфликте между производителями и потребителями стали, а также госчиновниками и горнодобывающими компаниями к ним примкнувшими. Конфликт, напомню, многоуровневный – потребители недовольны ростом цен на сталь, в принципе, можно сказать, что их поддерживает правительство страны. Правительству страны высокие цены на сталь также не очень выгодны, по крайней мере, на данном этапе (начало индийского экономического бума – необходимость финансирования крупных инфраструктурных проектов), однако действительно серьезных действий со стороны чиновников в Индии мы пока не наблюдаем. Виной тому достаточно сильное металлургическое лобби, а также стандартный (и очень удобный, надо отметить) аргумент металлургов о Плане развития стального сектора, который, как и инфраструктурные проекты, также необходимо финансировать.Тем не менее, в Индии сегодня как никогда сильны настроения, направленные на введение ценового контроля – пока чаша сия металлургов миновала, однако нет никаких гарантий, что через 1-2 месяца, когда цены снова вырастут, голоса, настаивающие на введении контроля над ценами, не зазвучат громче. Повышать цены без конца у металлургов Индии точно не получится, и рано или поздно, если существующая конъюнктура на рынке сохранится, ценовой контроль (или его подобие) придется Индии все-таки вводить.С Индией все понятно и цель конечную можно описать словом «благая». Необходимость развития экономики страны, желание «подопустить» зарвавшихся металлургов (в первую очередь тех, у которых есть собственные месторождения), превратить планы по развитию экономики, промышленности и инфраструктуры в реальность – все это и может служить оправданием закручивания гаек. С другой стороны – закручивания гаек и высокая степень вмешательства государства в экономику может сыграть злую шутку с Индией, которая прямо скажем, по темпам прироста иностранных инвестиций отстает от Китая времен конца 90-х. Добавьте к этому бюрократию и «индийский стиль» реализации проектов – картина и вовсе может получиться удручающей.На самом деле, госконтроль над ценами – идея, витающая в воздухе не только в районе голов индийских чиновников, их коллеги из других стран также были бы не прочь установить максимум, который должен регулярно пересматриваться. Но есть страны, решившие пойти других путем.Малайзия – наверно, одна из самых интересных стран Юго-Восточной Азии, страна, в которой неравенство по расовому признаку фактически официально закреплено законодательством (граждане Малайзии делятся на коренных малайцев – «бумипутера» и остальных, к которым относятся китайцы, индусы и другие, коренные малайцы имеют куда больше прав и возможностей). И именно в Малайзии, темпы роста экономики которой (спасибо китайцам и индусам) составляют 6% в год (в среднем за последние 5 лет) власти приняли довольно интересное решение, а именно – полностью «освободить» металлургию страны от ценового контроля, а также импортных и экспортных пошлин. Начиная с этой недели, в Малайзии отменяется политика установления максимально возможной цены на сортовую заготовку и арматуру. Кроме того, упраздняются импортные лицензии – отныне каждая компания имеет право заниматься импортом металлопроката в страну, отменены и ввозные пошлины на заготовку и арматуру, а также разрешен экспорт этих видов продукции из Малайзии. Металлургические компании страны высоко оценили принятое решение, и что самое удивительное, правительство своей страны похвалили и строители.Что же случилось в Малайзии? Да по сути дела то же самое, что и в Индии. Местным производителям не хватает металла, ценовой контроль не дает свободно развиваться рынку – поставлять сталь в Малайзию стало невыгодно – местные цены ниже средних цен по региону, в итоге – строители столкнулись с рядом серьезных проблем с поставками металлопроката. Как следствие, каждые два-три месяца Министерство внутренней торговли и потребительских вопросов вынуждено было совместно с отраслевыми ассоциациями пересматривать максимально допустимые цены.Малайзия, видимо, решила отойти от малоэффективной системы контроля над ценами и передать власть свободному рынку. Поставки импортной стали (причем, без лицензий и пошлин) помогут не зарваться отечественным металлургам, тогда как свобода экспорта может дать их деятельности дополнительный толчок. Отмена пошлин поможет если не снизить, то замедлить рост цен, а малазийские строители больше не столкнутся с проблемой нехватки арматуры. Малазийские же производители-перекатчики смогут снизить свои затраты на импортную заготовку. Металлоторговцы и вовсе родились заново.Подобная либерализация рынка выгодна и строителям, которые, во-первых, смогут удовлетворить свои потребности в поставках, во-вторых – стать более мобильными (нет зависимости от многочисленных заседаний ассоциаций по пересмотру цен, а следовательно и потерь во времени), кроме того – крупные компании, работающие по госзаказу смогут менять стоимость контракта в процессе строительства в зависимости от своих (растущих) затрат на сталь. По-моему, просто и красиво! И Индии имеет смысл присмотреться повнимательнее к опыту малазийский коллег – проблемы то по сути одного характера, по крайней мере, в том что касается потребителей. Металлургов индийских и малазийских равнять негоже – объемы разные, да и планы по развитию диаметрально противоположны. Однако определенные моменты работы с потребителями, а именно – предоставит шанс потребителям выиграть от системы свободного (или относительно свободного рынка) – Индия могла бы перенять. Малайзия будет продолжать поддерживать важные государственные инфраструктурные проекты (путем изменений стоимости контракта), а в остальном – все решит рынок.Объездив всю Азию, бывая по многу раз и в Китае, и в Малайзии, и (один, правда, раз) в Индии я подметил пару очень важных, на мой взгляд, факторов, характерных для Юго-Восточной и Южной Азии в целом (кроме Сингапура): первое – страны региона, как правило, слишком зарегулированы с внешнеторговой точки зрения, что, опять же, традиция правительств и чиновничьего аппарата в регионе. Есть бизнес, есть торговля, есть армия чиновников, которых то прямо, то косвенно (как официально, так и не официально) надо кормить. И второе – если бизнес (как в Малайзии) ведется этническими китайцами и индусами (малайцы в большей степени все-таки на административных ролях), то величайшее благо, на которое они могут надеяться – отсутствие вмешательства со стороны государства и чиновников. Дай китайцу-иммигранту (хуацяо) или иммигранту-индусу вести бизнес или торговлю и не мешай ему – большего он и не попросит… Малайзия сделала первый шаг, кто сделает следующий? Уж точно не Индия…

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal