27 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Российские чиновники получают взяток на 16 млрд долларов.



Новый закон «О противодействии коррупции», по мнению его разработчиков, должен свести к минимуму мздоимство чиновников. Правда, эксперты полагают, что это вряд ли удастся. Госдума, скорее всего, отложит до осени дальнейшее рассмотрение законопроекта «О противодействии коррупции», сообщили РБК в нижней палате парламента. Апатичность депутатов в борьбе с коррупцией легко объяснима – грядут выборы и вряд ли кто-то желает быть вовлеченным в громкий скандал прямо накануне «народного волеизъявления». Тем не менее, как полагают опрошенные РБК эксперты, даже после принятия закона в стране вряд ли начнется широкомасштабная борьба с коррумпированными госчиновниками. В обсуждаемом Госдумой документе нет сколько-нибудь внятных механизмов контроля за деятельностью чиновников, и даже ужесточение мер наказания взяточников не позволяет надеяться на снижение уровня коррупции в России. По оценкам Международной организации Transparency Interantional, Россия по степени коррумпированности находится сегодня на 79 месте – хотя, конечно, ситуация у нас лучше, чем в большинстве других бывших республиках СССР. Тем не менее, это слабое утешение, особенно учитывая тот факт, что ежегодный ущерб для страны от составляет порядка 16 млрд долларов. Именно столько проходится на «подмасливание» различных российских инстанций. Как сообщили опрошенные РБК бизнесмены, сумма «повседневной» взятки может составлять от 100 до 50 тысяч долларов. Сколько же Россия упускает инвестиций из-за своего образа предельно коррумпированной страны, где процветает чиновничий произвол, даже трудно представить. Бытует расхожее мнение, что если бы государство увеличило зарплату своим служащим, это существенно снизило уровень их коррумпированности. Сегодня средний уровень доходов российских чиновников, который составляет 200 – 300 долларов, конечно, трудно назвать достаточным, однако только повышением зарплаты проблему не решить. Исследования, проведенные Фондом ИНДЕМ, показывают, что рост зарплаты напрямую не влияет на масштабы коррупции. Однако совокупность мер по созданию нормальных условий работы чиновников и внедрение мер дополнительного контроля за их деятельностью должно способствовать улучшению ситуации. Наряду с мерами по повышению зарплаты и предоставлению социальных и материальных гарантий для каждой категории государственной службы, в том числе при отставке, придется ужесточать и контроль за их материальным состоянием. Эффективным способом, по мнению экспертов, могло бы стать обязательное декларирование доходов государственными служащими и предоставление отчетов о динамике их имущественного положения в период прохождения госслужбы. «Непрозрачность госслужбы — одно из условий для появления коррупции», -- сказал РБК президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Поэтому, в первую очередь, необходимо разработать систему мер по повышению прозрачности принимаемых «служаками» решений. Информационной прозрачности можно, например, достичь за счет определения перечня документов, подлежащих обязательному обнародованию, организации свободного доступа к финансовым документам со стороны негосударственных структур и СМИ. «Однако в принятом Думой в первом чтении законопроекте о коррупции не нашли свое отражение сколько-нибудь действенные механизмы, обеспечения прозрачности деятельности государственных служащих. Из нескольких вариантов закона был выбран самый слабый – другими словами, сомнительно, что депутаты всерьез намерены бороться с коррупцией», -- говорит г-н Сатаров. Такую точку зрения поддерживает и депутат Государственной Думы, член комитета по безопасности Сергей Юшенков. «Закон абсолютно пустой. Усиливая ответственность чиновников, закон автоматически повышает стоимость их услуг, то есть фактически способствует росту мздоимства, - сказал РБК Сергей Юшенков. -- Он не дает ответа, какими же конкретно способами государство собирается бороться с коррупцией, нет четко прописанной процедуры принятия решений. Однако, если бы руководство страны действительно собиралось достичь декларируемой цели, оно бы первым делом максимально открыло главный финансовый документ страны - российский бюджет. Закрытостьже статей этого документа позволяетчиновникам перераспределять средства внутри каждой из статей по своему усмотрению, что, конечно же, создает прекрасную почву для злоупотреблений». Действительно, например, в военном бюджете США закрыты только 15% статей и то тех, которые касаются научных исследований, остальные почти 1000 статей вполне доступны. Весит же принт американского бюджета аж 40 кг, тогда как наш умещается на двух листах. В российском бюджете открыты только 60 статей, и в основном они касаются социальной сферы (расходы на содержание детских садов, больниц и т.д.). «Около трети российского бюджета уходит на оборону, однако наши солдаты по-преднему плохо вооружены, накормлены и одеты, - говорит Сергей Юшенков. Когда начинаешь копаться, куда пошли деньги, может выяснится, например, что кирзовые сапоги были закуплены по 50 долларов за пару. Если бы в статье обмундирование четко указали подстатью «обувь» и какая сумма выделяется на каждого солдата, такого бы беспредела не было». Эксперты полагают, что только максимальная конкретизация статей бюджета существенно осложнила бы нецелевое использование государственных средств. Однако даже для подобной безобидной идеи в «антикоррупционном» законе не нашлось места. «В противовес абсолютно никчемному закону «О противодействии коррупции» нами были поданы два более конкретных документа. Первый - «О бюджетном классификаторе» призван максимально конкретизировать статьи главного документа страны, второй - «Об административных процедурах», должен был сделать работу чиновников значительно прозрачнее, - сказал РБК депутат Госдумы от КПРФ. -- Однако оба этих документа вряд ли найдут поддержку думцев». Интересно, что все принимаемые сегодня документы, прямо или косвенно призванные бороться с коррупцией, грешат одним: отсутствием системы четких мер реализации декларируемых мероприятий. Например, выпущенное 12 февраля правительством постановление «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» декларирует открытый доступ к информации, однако исполнять его, судя по всему, будут сами ведомства, которые не горят особым желанием рассказывать общественности о своей деятельности.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal