26 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Обзор цен на сортовой и листовой прокат в 2002-2003 гг. Как будут изменяться цены в 2004-2006 гг.?




Ковшевный В.В.,Генеральный директор ООО "Интеллектуальные ресурсы",Директор Центра "Интеллектуальные ресурсы" МИСиСvvk@intres.ru
Введение
Цены – оружие конкурентной борьбы, поэтому любые заявленные цены в прайс-листах будут нереальными. Черный прокат – не биржевой товар, и говорить о ценах нельзя … Можно продолжать подобные утверждения о рынке черного проката бесконечно. По своей сути все эти утверждения будут бесспорными. И все же, давайте поговорим о ценах, ведь не напрасно же крупные торговые компании и производители уделяют все больше внимания организации мониторинга за внутренним и внешним рынками. Точнее сказать, вынуждены уделять больше внимания, потому что для всех здравомыслящих людей очевидно, что сложившаяся ситуация с ценами на внутреннем и внешнем рынках не будет продолжаться вечно. Когда-то все закончится, высокая рентабельность производителей останется позади и придется думать о том, как выживать в условиях жесткой конкуренции.Отпускные цены заводов: хаос или порядок?
Если посмотреть на картину базовых отпускных цен российских производителей в 2002-2003 г.г., то получится картина (Рис.1,2), которая, на первый взгляд, покажется довольно хаотичной, неструктурированной. Непонятно, как можно в данном случае сделать какие-либо определенные выводы о ценовой политике заводов. Возникает только желание сказать, что продуманной политики нет. Но это только на первый взгляд.

Рис.1. Отпускные цены российских производителей в 2002-03 г.г. (руб./т, без НДС). Информация об отпускных ценах - корпорация "Чермет".
Рис.2. Базовые отпускные цены российских производителей на балки и швеллеры в 2002-03 г.г. (руб./т, без НДС). Информация об отпускных ценах – корпорация “Чермет”.

Связь с внешним рынком: "параллельно, но на шаг позади"
Существует ли связь цен на внутреннем рынке с ситуацией на внешнем рынке? Даже не обладая большими познаниями в экономике, можно утвердительно сказать, что такая связь должна быть. Возьмем для примера арматуру. Действительно, если сравнить ситуацию с ценами на внешнем и внутреннем рынках (Рис.3), то можно заметить следующую закономерность. Линейный тренд цен на арматуру в странах ЕС и линейный тренд внутренних цен идеально параллельны друг другу. Конечно, в геометрии нет такого понятия “идеально параллельны”, а есть только одно – либо две линии параллельны, либо нет, другого не дано. Но, в данном случае, зависимость внутренних отпускных цен от внешних настолько большая, что сказать просто “параллельны” будет звучать невыразительно и неярко. Хочется также отметить, что внутренние цены на один шаг отстают от внешнего рынка. Сначала происходит повышение на внешнем рынке, затем у нас. И наоборот. Так как мы отстаем, то часто бывают ситуации, когда внешний рынок уже понижает цены, а на внутреннем рынке заводы еще продолжают курс на повышение. Видимо информация о внешнем рынке приходит на заводы с запозданием, и они не используют современные методы он-лайн мониторинга за индексами внешних цен через Интернет. Или получают информацию вовремя, но не успевают быстро перестроиться: играет роль большая инерционность.

Рис.3. Средние квартальные цены на арматуру на внутреннем рынке (без НДС) и в странах ЕС в 2002-03 г.г., долл.США.

Как влияют пошлины на внутренний рынок
Очень яркими примерами здесь будут два вида продукции: арматура и оцинкованный листовой прокат.По оценкам экспертов, российский рынок арматуры в 2002 г. составил около $100 млн. В 2001 году "Мечел" и "Запсиб" инициировали расследование против украинских производителей, которые тогда занимали 15% рынка. 13 августа 2002 г. комбинаты одержали победу: была введена трехлетняя пошлина в размере 21%. Если посмотреть на график отпускных цен заводов и средних рыночных цен на арматуру в 2002-03 г.г. (Рис.4), то можно увидеть, что введение пошлин возымело большое действие: отпускные цены стали выше рыночных. Нет, это не заводы снизили цены, это рынок поднялся еще за месяц до введения пошлин. При анализе графика возникает вопрос, почему заводы упустили выгоду в размере $5-8 млн. и еще три месяца с момента введения пошлин не поднимали свои цены, ведь средние цены на рынке взметнулись далеко вверх (Рис.5)? Инерционность? Возможно, да. Но, скорее всего, существует еще одна причина. Информация о том, что внутренний рынок по ценам поднялся, пришла на заводы с опозданием.

Рис.4. Средние отпускные и рыночные цены на арматуру в 2001-03 г.г. (Данные об отпускных ценах - корпорация "Чермет", о рыночных ценах - Маркетинг Союз и Rusmet.ru)

Рис.5. Рыночные цены на арматуру и средневзвешенная отпускная цена заводов в 2002-03 г.г.. (Данные об отпускных ценах - корпорация "Чермет", о рыночных ценах - Маркетинг Союз и Rusmet.ru)

Если изучить рынок оцинковки (Рис.6), то получится интересная картина, несколько отличная от рынка арматуры. На данном рынке также очень чувствуется присутствие Украины и Казахстана. Здесь, введение пошлин имеет эффект, но не такой продолжительный и не такой сильный, как в случае с арматурой.

Рис.6. Рыночные цены на оцинкованный лист и средневзвешенная отпускная цена заводов в 2002-03 г.г.. (Данные об отпускных ценах – корпорация “Чермет”, о рыночных ценах – Маркетинг Союз и Rusmet.ru)
Что будет дальше?
Детально исследуя ценовую политику заводов на внутреннем рынке, можно сделать главный вывод: в 2003-03 г.г. заводы ориентировались, в первую очередь, на внешний, а не на внутренний рынок. Изменится ли эта ситуация в ближайшем будущем? Скорее всего, нет. Поэтому, чтобы сделать прогноз на будущее, используя методы технического анализа, надо посмотреть на прошлое (Рис.7, 8, 9). С довольно большой уверенностью можно сказать, что, в целом, на рынке будет наблюдаться тенденция спада цен. Падение цен, конечно, будет не таким, как в начале 2002 года. Внутренний рынок последует за внешним, другого пути у него нет. При этом, в начале года может сохраниться тенденция роста цен (Рис.5,6). Скептики могут возразить, что нельзя говорить так однозначно и не учитывать растущий рынок Азии, особенно Китая. С этим возражением можно согласиться, но не будем забывать, что в мире существует около 100 млн. т. избыточных мощностей. Да и международные рынки имеют тенденцию к закрытию в целях защиты своих производителей. Если взять пример Китая, то можно увидеть, что вместе с бурным ростом внутреннего рынка, там растут и производственные мощности. Россию будут толкать на путь сырьевой страны, поэтому растущий экспорт сырья будет серьезным барьером на пути резкого падения цен на внутреннем рынке. Если обратиться к исследованию Rusmet.ru, то можно увидеть, что большинство участников рынка металлов в ближайшем будущем пока ожидают небольшой рост цен. Здесь стоит отметить, что по сравнению с августом 2003 г. в 2 раза с 10% до 20% увеличилась доля представителей компаний, которые не знают, как будут изменяться цены дальше. В декабре эта доля, скорее всего вырастет до 30%.В заключении, можно сделать предположение, что в 2004-06 г.г., при благоприятном развитии отечественной экономики, заводы будут уделять серьезное внимание оперативному мониторингу внутреннего рынка с использованием современных технологий сбора и анализа информации. Данные исследований Rusmet.ru подтверждают данный факт. Крупные компании здесь опять опережают рынок в 2 раза: доля крупных компаний, имеющих свою аналитическую службу, составляет более 60%. Также хочется отметить тенденцию роста информационной открытости предприятий. Специалисты понимают, что без обмена опытом и общения с коллегами выполнять аналитическую работу невозможно: в январе следующего года все крупные компании соберутся на конференции “Конкурентная разведка в металлургии”.

Рис.7. Средние экспортные цены на арматуру в странах ЕС в 1989-2003 г.г. Прогноз тенденции изменения цен на 2004-06 г.г. на основании трех методов, разработанных в Центре "Интеллектуальные ресурсы" МИСиС. Ожидаемая вероятность в % исполнения прогноза.


Рис.8,9. Средние экспортные цены в странах ЕС в 1989-2003 г.г. Прогноз тенденции изменения цен на 2004-06 г.г. на основании трех методов, разработанных в Центре "Интеллектуальные ресурсы" МИСиС.
Кратко о Центре "Интеллектуальные ресурсы" МИСиС:

c 1997 г. :
o Создание и развитие Rusmet.ru (30-40 тыс. пользователей в месяц)
o Создание порталов для металлургических компаний

c 2002 г.:
o Коринфо - совместно с корпорацией "Чермет" создание отраслевой закрытой системы (ММК, НЛМК, Северсталь)
o Паспорт металлургической отрасли (создание информационной системы для Минпромнауки РФ)
o Мониторинг и прогнозирование цен по крупнейшей в России база цен и коммерческих предложений на металлопродукцию (Маркетинг Союз, Чермет, Rusmet.ru) - 120-200 тыс ценовых позиций в месяц
o Ежемесячное издание обзоров ”Мониторинг и прогнозирование цен”
c 2003 г.:
o Анализ рынка по базам МПС, ГТК
o Специальные исследования в металлургии
o Ежемесячное издание обзоров “Интеллект-Металл”
o Ежегодная конференция “Конкурентная разведка в металлургии”
Контакты: (095) 2472319, 2479838, 9550123

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal